Полученные результаты анализируются и проверяются в ходе выполнения работы с учетом строгой последовательности заданий
Порядок оформления отчета по лабораторной работе и его защиты Лабораторные работы выполняются студентами в отдельной тетради, сдаются на проверку преподавателю.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 Продолжительность 2 часа Тема: Комплексный морфемный анализ слов Цель: закрепить навыки морфемного анализа, выработать единый алгоритм членения слов, описания корневых и служебных морфем. Обоснование: Владение методикой морфемного анализа позволит избежать многих орфографических и морфологических ошибок. Домашнее задание Вопросы: 1. Какова классификация морфем в русском языке? Назовите основания для классификации. (см.: тексты лекций). 2. На какие типы делится основа слова (по структуре, по степени членимости)? 3. На какие элементы делится слово при субсегментном членении?
Краткие теоретические или справочно-информационные материалы Схема морфемного анализа 1. Определить часть речи анализируемого слова, указать, является оно изменяемым или неизменяемым. 2. Выделить основу слова и формообразующие аффиксы: флексию, суффиксы (если они есть). 3. Для флексии и формообразующих суффиксов указать характер грамматического значения. Характеристика по схеме (см. пункт 5). 4. Охарактеризовать основу слова, указав ее тип (простая/сложная, компактная/прерывистая, членимая/нечленимая, степени членимости). 5. Выделить словообразующие аффиксы на основе сопоставления с одноструктурными словами. Дать характеристику аффиксов по схеме: а) значение (реляционное, деривационное); б) по положению в слове (суффикс, префикс, постфикс, флексия, интерфикс, аффиксоид); простой/производный; в) по функции: формообразующий или словообразующий; г) по выражению (материально выраженный, нулевой) характеризуются флексии и суффиксы; д) по воспроизводимости (регулярный, нерегулярный, уникальный); е) по активности (продуктивный, непродуктивный); ж) по стилистической окраске (нейтральный, стилистически маркированный); з) по происхождению (иноязычный, исконно русский); и) по наличию алломорфов или вариантов. 6. Выделить корень на основе сопоставления с однокоренными словами. Дать характеристику корня: а) свободный/связанный; б) по наличию морфов; в) по происхождению. 7. Произвести членение слова на субсегментном уровне, если это возможно: выделить асемантические отрезки: прокладки/наращения/субморфы; дать их характеристику. 8. Назвать исторические изменения, которые наблюдаются в морфемной структуре слова (если есть) и охарактеризовать их: а) тип; б) причины.
Образец морфемного анализа Перелесок - имя существ., изменяемая часть речи: изменяется по падежам, числам (перелеска, перелеску, перелески, перелескам). Основа слова перелесок - , флексия - нулевая (ед.ч., им.п.). Перелесок – основа простая, компактная, членимая, полная свободная членимость, т.к. слово входит в двойной ряд сопоставлений: а) лес -, лесной, лесистый, лесник; б) переход, перепутье; грибок, половичок. Флексия имеет реляционное значение (ед.ч., им.п.), является формообразующим аффиксом, представлена нулевым морфом. ПЕРЕ – деривационное значение («пространство» «через»/»между») затемнено значением суффиксального морфа –ОК- ; аффикс, префикс, простой, непроизводный, словообразующий, регулярный, продуктивный, стилистически нейтральный, исконно русский, имеет алломорф ПРЕ -. ОК – деривационное значение («предметно-уменьшительное»), аффикс, суффикс, простой, непроизводный, матер. Выраженный, словообразующий, регулярный, продуктивный, стилистически нейтральный, исконно русский, имеет вариант –К –(перелеска). -ЛЕС – вещественное значение (предметность), главная морфема – корень, свободный, исконно русский, есть фонетич. Вариант – ЛЕС – (лесистый). Элементов субсегментного уровня в структуре слова нет. Исторические изменения не отмечаются. Перелесок – лесок – лес.
Литература: 1. См. список обязательной литературы по курсу. 2. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. М., 1986.
Практическое задание Произвести морфемное членение всех слов данного текста. Писательство – это не ремесло и не занятие. Писательство – призвание. Вникая в некоторые слова, в самое их звучание, мы находим их первоначальный смысл. Слово «призвание» родилось от слова «зов». Человека никогда не призывают к ремесленничеству. Призывают его только к выполнению долга и трудной задачи. Что же побуждает писателя к его подчас мучительному, но прекрасному труду? Прежде всего – зов собственного сердца. Голос совести и вера в будущее не позволяют подлинному писателю прожить на земле, как пустоцвет, и не передать людям огромное разнообразие мыслей и чувств, наполняющих его самого.
Аудиторная работа
1. Выполните комплексный морфемный анализ следующих слов: волчий, заземленность, перепутье, углубление, содружество, перераспределение, износить, кое-как, распустившийся, нараспашку, окружение, избранный, молодежный, пересматривается, где-нибудь, длинноногий, сослуживец, вороний, кто-либо, пролив, соавтор, приплясывать. Краткое содержание работы, выполняемой студентами в ходе занятия Вход лабораторного занятия предполагает анализ домашнего задания, состоящего из теоретической части, с последующим выполнением аудиторной работы.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (378)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |