Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция VI ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ И ЮВЕНАЛЬНАЯ КРИМИНОЛОГИЯ





ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

 

Сопоставление между собой ювенальной юстиции и ювенальной криминологии, с одной стороны, дает результаты, сходные с теми, что указаны были применительно к ювенальной юстиции и ювенальному уголовному праву (лекция V). Их общая правовая база — несовершеннолетние.

Поэтому в данной лекции нам предстоит рассмотреть основные задачи, стоящие перед ювенальной юстицией и ювенальной криминологией, выяснив их взаимосвязь именно в юридическом пространстве, ограниченном несовершеннолетием.

Следует иметь в виду, что в этом юридическом пространстве задачи и для ювенальной юстиции, и для ювенальной криминологии определяются законами, но задачи эти разные. И в этом первое различие между сравниваемыми дисциплинами. Как уже отмечалось, цели ювенальной юстиции — это осуществление правосудия, а ювенальной криминологии — научная разработка, исследование, в том числе проблем правосудия и решаемых им юридических вопросов, например изучение причин преступности несовершеннолетних, условий жизни и воспитания подростков, личности разных подгрупп несовершеннолетних, разработка мер предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Эти задачи закон ставит перед следователем, судом при производстве расследования и судебном разбирательстве дел несовершеннолетних.

С другой стороны, взаимосвязь и взаимозависимость ювенальной юстиции и ювенальной криминологии будет иной, чем та, которую мы обнаружили между ювенальной юстицией и ювенальным уголовным правом. В последнем случае их связь прямая (материальное право — база, процессуальное — ее реализация). В соотношении "ювенальная юстиция — ювенальная криминология" есть и существенная обратная связь. Подробно о ней речь пойдет ниже. Следует отметить главное: закон определяет границы криминологических исследований, правовой статус несовершеннолетних, в отношении которых эти исследования проводятся, но результаты этих криминологических исследований, не будучи прямой реализацией норм закона, опосредованно обогащают юридическую практику, способствуют совершенствованию действующего законодательства. Задачи криминологических исследований шире правоприменения и в определенной части имеют самостоятельный характер.



Сравнивая между собой ювенальную юстицию и ювенальную криминологию, определяя их взаимосвязь и их значение для повышения эффективности ювенальной юстиции (а в этом главная цель такого сравнительного исследования), нельзя забывать о том, что ювенальная криминология не в меньшей, а, может быть, в большей степени связана с общей криминологией, где проявляются ее уже чисто криминологические свойства, которые тоже важны для ювенальной юстиции, но при реализации других ее принципов — социальной насыщенности и максимальной индивидуализации судебного процесса. Именно поэтому в данной лекции будут традиционно рассмотрены ювенальная криминология как часть общей криминологии; принципы ювенальной юстиции и их отражение в ювенальной криминологии. Особое место здесь займет применение этих принципов в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Возрастная специфика ювенальной юстиции и ювенальной криминологии. Вопросы взаимосвязи

 

Возрастная специфика ювенальной юстиции и ювенальной криминологии определяется общим понятием несовершеннолетние, т.е. возрастом до 18 лет.

Вместе с тем в предыдущих лекциях говорилось о разных юридических границах этой общей базы, определяющих и соответствующие особенности той или иной, как мы уже их называли, ювенальной ветви, подсистемы разных отраслей права. Для ювенальной юстиции — это возраст уголовной ответственности, применения принудительных мер воспитательного воздействия, когда речь идет об уголовном правосудии; в более широком плане особенности правового статуса несовершеннолетних в разных отраслях права.

Применительно к ювенальной криминологии также можно говорить о ее возрастной специфике, которая определяется критериями как правовыми, так и соответственно криминологическими. Сразу оговоримся, что это криминологическое поле шире правового и включает социально-психологические характеристики изучаемых ювенальной криминологией объектов. Если для ювенальной юстиции "пространство для маневра" установлено во всех случаях законом, то к ювенальной криминологии это требование закон может и не предъявлять. В своих научных и практических целях (например, при изучении причин преступности несовершеннолетних) криминолог изучает более широкую возрастную подгруппу несовершеннолетних, чем в возрасте от 14 до 18 лет. В сфере внимания криминолога всегда будут дети и подростки младшей возрастной подгруппы, изучение всех обстоятельств их жизни и воспитания, а не только криминогенных. Нельзя забывать и то, что криминология, в том числе и ювенальная, — это наука, имеющая цели выявления тенденций в преступности, прогнозирования ее развития в будущем, причем на базе массовых, длящихся статистических и иных исследований. И здесь уже ограничение таких исследований узкими рамками, скажем, уголовной ответственности резко снизит результативность криминологического исследования и для целей юридической практики.

Что касается криминологических исследований личности несовершеннолетнего, то правовое пространство несовершеннолетия не совпадает с тем, что правомочна осуществлять ювенальная юстиция.

Прежде всего криминолог и здесь вправе исследовать разные возрастные подгруппы несовершеннолетних, а не только те, в интересах которых эти исследования проводятся (т.е. тех же уголовно ответственных). Более того, контрольные возрастные подгруппы в криминологическом исследовании могут включать так называемых молодых взрослых, обычно близких по возрасту старшим подгруппам несовершеннолетних, а при изучении личности несовершеннолетних младшего возраста — детей в возрасте до 14 лет.

Почему возможно такое внешне безразличное отношение закона к правовому пространству ювенальной криминологии? Объясняется это просто: результаты криминологических исследований, как уже отмечалось, имеют не прямое, а опосредованное действие. Они не используются сразу и напрямую практикой, которая их проверяет, следовательно, ей небезразлично, насколько условия, ход криминологического исследования, методы, применяемые в нем, корректны не только в научном, криминологическом плане, но и в плане зашиты прав личности. Поэтому гарантии прав личности в криминологическом исследовании, особенно когда его объектом является личность несовершеннолетнего, в законах определены и должны защищаться, например в профилактике правонарушений несовершеннолетних, разработка которой относится к предмету ювенальной криминологии.

Таким образом, результаты криминологических исследований создают особую криминологическую научную базу для ювенальной юстиции, которая использует ее, решая свои специфические задачи. Именно ювенальная криминология дает в руки судей по делам несовершеннолетних и иных работников правоохранительных органов научные данные из неюридических отраслей науки, составляющих предмет криминологии. Приведем пример взаимосвязи ювенальной юстиции с ювенальной криминологией. Так, при проведении криминологических исследований личности несовершеннолетних (правонарушителей, жертв правонарушений) ювенальная криминология разрабатывает типологию личности несовершеннолетних по разным возрастным подгруппам с учетом социально-психологических признаков личности. Отсюда следуют рекомендации по реабилитации личности с учетом ее особенностей.




Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.003 сек.)