РЕАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ
КАТЕГОРИЯ ХРОНОТОПА План 1. Категория художественного времени. 2. Категория художественного пространства Цель:выработать навыки анализа категории хронотопа в художественном произведении; умение находить языковые способы выражения пространственно-временных значений текса Художественное время Учеными были выделены типы времени в интеллектуальных системах: естственных языках, культурах, искусстве. Система такая:
На основной оси отложено вечное, не ограниченное началом и концом естественное, космическое время,совмещающеесячастично с периодической сменяемостью на Земле времен года, суток, дня и ночи(циклическое время). На основную ось накладывается также религиозное (эсхатологическое)время, ограниченное рядом этапов, обозначенных следующими знаками: 1 – Нач. м. – Начало мира; II – Р.Х. – Рождество Христово – (н.э.); К.М. – конец мира. На ось циклического и религиозного времени человеком налагается система мифологических, светских событий, дат, праздников (Святки, Рождество, Новый год, Ночь на Ивана Купала и др.). Определенный отрезок на шкале времени занимает физиологическоевремя. Этот тип времени связан с человеком, границы этого времени отмечены рождением и смертью каждого человека (Р – рождение, См –смерть). На протяжении жизни происходят различные события: школа, свадьба и пр., указанные знаками С1 Св. (Е.Ю. Кандрашина) Помимо названных выше типов времени ученые выделяют историческое время (его называют также эмпирическим, физическим, хроникальным). Такое время, связанное с определенными выделяемыми циклами в жизни природы, конкретными событиями в жизни человека или всего общества, отражается в их хронологии, т.е. в описании логически последовательно происходящих событий, фактов. Фиксирование дат, событий производится хронографией. Длительнсть действия в его осуществлении определяется хронометрией (В.Г. Гак). «Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом(что значит в дословном переводе — «времяпространство»)» (М.М. Бахтин). Категория Времени в художественных произведениях может быть представлена в качестве реального объективного, циклического, субъективного, а также ирреального времени разных типов. Художественное время отражает индивидуальные особенности восприятия определенного момента времени каждым автором, что проявляется в способах создания им объективного или субъективного художественного времени. РЕАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ Реальное художественное время может быть объективным, циклическим и субъективным (психическим). 1. Объективное художественное времяразвертывается из прошедшего в настоящее или будущее (это явление называется проспекцией) или из настоящего в прошлое (ретроспекция) и оформляется глаголами изъявительного наклонения (личными и безличными глаголами в форме наст. и будущего вр. 3 лица, а также глаголами прош. вр); точкой отсчета при этом является один из этапов прошедшего: а) Проспекция (из прошлого в будущее): Окрестность леденеет(настоящее состояние) Туманным октябрем. Покружится, повеет (будущее повторяемости, неполноты) И ляжетпод окном. (А. Белый) (будущее достижения) б) Пример худож. ретроспективы (движение времени из настоящего в прошлое). Старушка глядит из окна. – наст. вр. (сенсорное) Ей молодость снится. – Наст. ментальное Все помнит себя молодой – наст. ментальное Как цветиком ясным, лилейным Гуляла весной – давнопрошедшее Вся в белом, кисейном. (А. Белый) в) Объективное время может быть представлено линейно: Несется за местностью местность – Летит: и летит – и летит. (А. Белый) г) дискретное явление (последовательно происходящие завершенные или незавершенные действия одного или нескольких объектов): Ямщик поскакал, но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился все сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель (А.С. Пушкин). Объективное художественное время может быть сюжетным и несюжетным. Сюжетное время, характеризуя динамическую ситуацию, обозначает события, ограничивая их началом или концом, указывает на быстрый темп их сменяемости, мгновенность действия, его полное прекращение и пр. (так наз. кинематографичность изображения). Сюжетные глаголы часто употребляются с интенсификаторами вдруг, тотчас, в тот же час Превратила все в шутку сначала, Поняла – принялась укорять, Головою красивой качала, Стала слезы платком вытирать. И, зубами дразня, хохотала, Неожиданно все позабыв. Вдруг припомнила все – зарыдала, Десять шпилек на стол уронив. Подурнела, пошла, обернулась, Воротилась, чего-то ждала, Проклинала, спиной повернулась И, должно быть, навеки ушла…(А. Блок). Несюжетное время обозначает статику, длительность, процессуальность, неконечность действия. Обычно используется при описаниях: …слишком много было ресниц, казалось – они ей мешали глядеть, но так же мало мешали нам их, глаза, видеть, как лучи мешают видеть звезду (М. Цветаева. Повесть о Сонечке); Чичиков только улібался, слегка подлётывая на своей кожаной подушке, ибо любил быструю езду (Гоголь. Мертвые души); Река раскинулась. течет, грустит лениво / И моет берега (А. Блок).
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |