Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Танцевальная терапия с престарелыми людьми (опыт работы)



2016-09-16 1810 Обсуждений (0)
Танцевальная терапия с престарелыми людьми (опыт работы) 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 2. Организация арт-терапии с различными категориями граждан.

Возможности и особенности групповой арт-терапии.

Арт-терапевтическая работа с различными группами населения.

 

Возможности и особенности групповой арт-терапии.

 

В настоящее время групповая форма арт-терапии используется очень широко – и в здравоохранении, и в образовании, и в социальной сфере.

 

Возможности групповой арт-терапии

 

- позволяет развивать ценные социальные навыки;

- связана с оказанием взаимной поддержки членами группы и позволяет решать общие проблемы;

- дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;

- позволяет осваивать новые роли и проявлять скрытые качества личности;

- позволяет наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;

- повышает самооценку и ведет к укреплению личностной идентичности;

- развивает навыки принятия решений.

 

Основные отличия групповой формы арт-терапии от индивидуальной

 

Групповая арт-терапии отличается от индивидуальной тем, что:

- меньше зависит от арт-терапевта;

- предполагает демократичную атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы;

- требует от участников группы определенных коммуникативных навыков;

- требует от участников группы способности адаптации к групповым нормам;

- требует от арт-терапевта опыта групповой психокоррекционной работы.

 

Структура групповой арт-терапевтической сессии

 

1. Стадия разогрева - 10% общего времени. Стадия включения в работу, выбор темы, иногда просто работа на свободную тему.

2. Собственно изобразительная деятельность - 30% общего времени.

3. Обсуждение или дискуссия - 50% общего времени.

4. Завершение работы - 10% общего времени (сюда включена уборка помещения, завершающий занятие ритуал).

При работе в парах участникам группы предлагается самостоятельно выбрать себе пару и работать с использованием любых изобразительных материалов. Хотя наибольшую ценность имеют внутриличностные процессы, можно также прислушиваться к своему партнеру и к тому, каким образом он реагирует на происходящее. Работу в парах можно сопровождать спокойными музыкальными композициями.

 

 

Арт-терапевтическая работа с различными группами населения.

 

Арт-терапевтическая работа с пожилыми людьми

 

Задачи арт-терапевтической работы с пожилыми людьми

 

1) преодоление социальной изоляции

2) освоение адаптивных форм поведения

3) повышение самооценки

4) создание условий для актуализации жизненного опыта

5) признание ценностей, реализация творческого потенциала

 

Места проведения арт-терапевтической работы

 

- социальные центры;

- центры психического здоровья;

- стационары дневного пребывания;

- больницы, интернаты и др. медицинские и социальные учреждения

 

Особенности проведения арт-терапевтической работы с пожилыми людьми

 

- быстрая утомляемость;

- как правило, занятия проводятся в утреннее время и делаются длительные перерывы;

- необходимо учитывать такие вероятностные факторы, как слабость зрения и слуха, тугоподвижность суставов;

- выраженное в различной степени снижение памяти и интеллекта, возможные нарушения речи.

 

Этапы групповой арт-терапии с пожилыми людьми

 

Подготовительный этап

Задачи:

- подготовка клиентов к работе;

- мобилизация их внимания;

- эмоциональное сближение членов группы совместными действиями.

 

Примеры упражнений.

Упражнение «Передача листа». Это упражнение ценно тем, что рисунок не имеет одного автора, а потому не может стать предметом для критики.

Инструкция - что-нибудь нарисовать (это может быть композиция или знакомый всем образ).

Через десять минут каждый должен передать свой рисунок соседу справа. Он, в свою очередь, что-нибудь добавляет к изображению и передает его дальше по кругу до тех пор, пока оно не вернется к своему первому автору.

Техника «Завершение каракулей». Эта техника удобна тем, что позволяет людям начать работу не «с белого листа». На отдельных листах психолог рисует разные извилистые линии, среди которых нет повторяющихся, а затем передает изображения участникам группы и просит их превратить линию в образ. Затем клиенты показывают друг другу свои рисунки и обсуждают их.

 

Этап формирования отношений

Задача - установление эмпатийных отношений в группе;

Приступать к работе лучше с простого задания (например, «Напишите свои имена»). Клиентам предлагается изобразить свои имена в произвольно выбранном стиле и форме. Большинство людей не испытывают при этом никакого напряжения и могут творчески проявить себя уже в самом начале занятия.

 

Этап укрепления и развития психотерапевтических отношений

Обычно сюжеты для групповой работы возникают на основе тем предыдущих занятий. Для стимуляции общения весьма ценна техника коллажа из цветной бумаги и ткани.

 

Арт-терапия с престарелыми людьми, страдающими выраженными

Расстройствами памяти

 

Особенности.

- в арт-терапевтической практике многие престарелые люди с выраженными нарушениями памяти не проявляют интерес к рисованию;

- данная категория расположена к игре с материалами, что указывает на особый смысл, который имеет для них это занятие;

- творческая деятельность протекает в «пространстве» между клиентами и арт-терапевтом;

- в этом процессе можно наблюдать повторяющиеся элементы, так как клиенты не в состоянии сохранить образ в своем сознании надолго;

- такая работа клиентов больше напоминает игровую терапию - их деятельность не ведет к созданию законченного продукта творчества.

 

Материалы для игровой терапии: разные виды бумаги, куски текстиля, небольшие пластиковые емкости с пробками и без них, проволока, шерсть, липкая лента, оберточная бумага, карандаш, линейка и ножницы.

 

Танцевальная терапия с престарелыми людьми (опыт работы)

 

Учитываются следующие особенности:

- с возрастом изменяются человеческие потребности, меняется ритм жизни;

- в движениях уже нет той силы и энергии, как в молодости, а суставы теряют подвижность;

- пожилые люди имеют проблемы - телесные ограничения, они становятся зависимыми от других людей;

- начинает нарастать социальная изоляция, с увеличением возраста они ощущают одиночество, переживают, что они никуда не годятся, у них развивается страх смерти;

- эти люди особенно нуждаются в снятии внутреннего и внешнего напряжения.

 

Арлинн Сэмюэлс включила танце вальную терапию в схему работы в доме престарелых в Балтиморе. Сначала ее начинание вызвало неодобрение со стороны постояльцев. «Я слишком стара, чтобы танцевать», «Танец и движение - что за дурь. Я устал» - так они мотивировали свое несогласие. Однако А. Сэмюэлс собрала танцевальную группу. Собравшиеся садились на стулья в круг. Танцетерапевт подходила к каждому, брала за руку и приветствовала. Цель этой приветственной церемонии - вытащить наружу естественные человеческие чувства, пробудить чувство группы. После этой церемонии танцетерапевт подошла к мужчине, который так негативно отозвался о танцах. Под музыку она взяла его за кисть руки и очень легко стала поворачивать в такт ритма. Он не противился, и постепенно вся рука пациента стала двигаться в ритме музыки в разные стороны, а затем эти же движения они стали делать двумя руками. Было очевидно, что этот старик получал удовольствие от давно забытых движений и от музыки. Скоро вся группа стала делать такие же вращательные движения руками, сначала с помощью танцетерапевта, а затем держа друг друга за руки. К концу занятий настроение пожилых людей улучшилось, все улыбались.

А. Сэмюэлс разработала собственную танцевальную методику для занятий с пожилыми людьми. Все ее занятия начинаются с маленьких, мелких движений и постепенно переходят к большим (размашистым). Таким образом, энергия проходила через все тело.

Вначале тренируется глубокое дыхание, чтобы помочь жизненной энергии войти в тело. Постепенно движение задействует все большее число частей тела, когда можно начинать маховые движения руками, трясти ими, чертить круги в воздухе.

А. Сэмюэлс считала, что в танцевальной терапии с пожилыми людьми необходимо задействовать движения, идущие кверху и наружу. У старых людей наблюдается тенденция к движениям, направленным вниз и внутрь, которые связаны с чувством пассивности и изоляции, переживаемыми в этом возрасте. Открыть руки очень сложно, поэтому А. Сэмюэлс использовала различные вспомогательные предметы, например длинные палки, которые есть практически у всех пациентов.

Основные упражнения.Многие упражнения делаются сидя на стуле или в кресле-качалке, поскольку старые люди имеют проблемы с балансом. В упражнениях А. Сэмюэлс стремилась задействовать разные части тела. Сгибать, растягивать, поворачивать, трясти - это можно делать руками, кистями, коленями, головой и т.п. Ногами можно отбивать в такт музыке или чертить круги по полу.

Подбор музыки. Для занятий с пожилыми людьми лучше подбирать ту музыку, которую они любят и знают, - музыку их времени. Это может быть тихий вальс или шлягеры тех лет. Вместе с ними придут воспоминания, откроются давно забытые чувства, о которых впоследствии можно будет говорить в группе. Также можно предлагать петь песни и танцевать под них, но это должны быть очень известные мелодии, чтобы каждый мог отбивать такт ногами.

Помощь персонала. Очень хорошо, если персонал тоже будет принимать участие танцевальной терапии. Пожилым людям очень нравится, когда персонал танцует с ними, - возможно, это еще больше способствует объединению в одну семью. При этом танцетерапевт остается лидером, но персонал может оказать помощь тем, у кого возникают трудности.

Танец активизирует пожилых людей, то есть если они не собирались общаться с другими, то при помощи танца не вольно знакомятся с теми, кто живет рядом. Танцевальная терапия объединяет этих людей в своеобразный клуб, развивая давно забытую групповую активность [Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг].

 



2016-09-16 1810 Обсуждений (0)
Танцевальная терапия с престарелыми людьми (опыт работы) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Танцевальная терапия с престарелыми людьми (опыт работы)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1810)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)