Основные принципы и задачи танцевальной терапии
Развитие танцевально-двигательной терапии шло от практики к теории, от профессионального танца к терапии. Постепенно интуитивно чувствуемые возможности психотерапии с помощью танца «обрастали» теоретическими построениями. Каждый танцетерапевт разрабатывал и теоретически обосновывал свою танцевальную терапию. Основные принципы танцевальной терапии таковы: 1. Тело и психика связаны нераздельно и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Для танцетерапевта главнейшим постулатом служит утверждение, что 2.Танец — это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром. 3.Холистический принцип, то есть принцип целостности, где триада «мысли—чувства—поведение» рассматривается как единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других. 4.Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект. Слово «процесс» подчеркивает, что мы имеем дело не с данностью, статикой, а с чем-то постоянно изменяющимся. Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, вид, сдерживать его и думаем, что оно останется безответным, не даст никакой обратной реакции. Впоследствии возникают не всегда объяснимые симптомы, боли, появляются постоянно ощущаемое напряжение в теле, скованность, спектр движений становится все более ограниченным. 5. Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии [44].
Основные задачи танцевальной терапии: 1. Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое, эмоциональное состояние участников, но и служит развлечением для многих из них. В начале первого занятия психолог наблюдает за участниками, оценивает сильные стороны и изъяны «двигательного репертуара» каждого, затем определяет, какие движения подойдут каждому из клиентов лучше всего. 2. Усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела. Клиенты с серьезными нарушениями могут испытывать затруднения при проведении границы между собственным телом и объектами окружающей среды. В таких группах танцевальная терапия имеет своей целью создание участниками адекватного образа тела. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом «Я». 3. Развитие социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего приятного опыта. Танцевальные движения представляют собой относительно безопасное средство связи с окружающими во время обучения социально приемлемому поведению. Танцевальная терапия создает условия для творческого взаимодействия, позволяет преодолевать барьеры, возникающие при речевом общении. 4. Помощь членам группы в налаживании контакта с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. При творческом подходе к движению 5. Создание «магического кольца». Занятия в группе подразумевают совместную работу участников, игры и эксперименты с жестами, позами, движениями и другими невербальными формами общения. Все это в целом способствует приобретению участниками группового опыта, компоненты которого на бессознательном уровне образуют замкнутый устойчивый комплекс — «магическое кольцо».
Помимо вышеперечисленных решаются также и следующие задачи: - повышение двигательной активности; - коммуникативного тренинга и организации; - социотерапевтического общения; - получения диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов клиента и его самопознания; - раскрепощения клиента; - поиска аутентичных путей развития [35]. ВИДЫ, ТЕХНИКИ И ЭТАПЫ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ Виды танцевальной терапии таковы: - индивидуальная; - диадная (парная); - терапия в малых группах; - групповая. Наиболее часто встречается на сегодняшний день групповая форма работы, которая отличается наибольшей эффективностью, так как чаще всего в нее включены методы индивидуальной и парной танцевально-двигательной терапии.
Эффективность применения танцевально-двигательных методов в групповой форме работы заключается в следующем:
1.Танцевать или двигаться может каждый человек, вне зависимости от возраста, пола, социального положения, уровня образования, ценностей, установок и даже здоровья (не считая случаи обездвиживания).
2.Использование танцевально-двигательных техник позволяет: - провести диагностику как отдельной личности, так и группы в целом (выявить стереотипы движения, мышечные зажимы, проблемные зоны); - снять напряжение (первичное — в начале группы или постоянное, принесенное на группу из социальной жизни); - приобрести новые паттерны движения, способствующие эффективному взаимодействию с собой, миром и людьми посредством изучения себя и подражания другим; - изменить стиль общения с окружающими; - научиться осознавать свои и чужие желания, чувства, поступки, посредством анализа движений; - достаточно быстро создать атмосферу доверия, способствующую развитию групповой сплоченности и психологической поддержки.
3. Изменение движений приводит к изменению качеств личности, проявлению индивидуальности, искренности спонтанности, принятию себя, и, как следствие, происходит изменение установок, стереотипов коммуникаций [20]. Техники танцевальной терапии: 1. Спонтанный, неструктурированный танец. Одним из основных методов танцевальной психотерапии является использование преимущественно спонтанного, неструктурированного танца (индивидуального, диадного, группового) для самовыражения и выражения отношений. 2. Круговой танец. Использование кругового танца занимает в танцевальной терапии особое место. В силу того, что круговой танец — это исторически первая форма танца, в мифологическом сознании первобытного человека сопряженная с определенными культами. Ему приписывается функция пробуждения архетипических переживаний. В психотерапевтическом процессе круговой групповой танец выполняет такие функции: снижения тревожности и сопротивления; возникновения чувств общности, сопричастности; развития внутригруппового единства и межличностных отношений. Круг рассматривается как базовая для танцевальной терапии фигура, где каждый может двигаться одновременно, в отличие от «последовательной» вербальной терапии. Варианты использования этого методического приема разнообразны: например, им можно начинать и заканчивать сессию или использовать его на ранних этапах развития терапевтической группы для создания безопасной и доверительной атмосферы. 3. Аутентичное движение. Аутентичное движение, с одной стороны, считается одним из методических приемов танцевальной терапии, который представляет собой внутренне направленные движения, во время выполнения которых терапевт выступает в роли наблюдателя, а с другой стороны, двигательной практикой, используемой вне терапевтического контекста. В рамках танцевальной терапии процесс аутентичного движения выглядит следующим образом: один человек двигается в присутствии другого. Он начинает двигаться с закрытыми глазами, руководствуясь своими внутренними ощущениями, а «наблюдатель» сидит вне двигательного пространства и концентрирует внимание на двигающемся. Метод аутентичного движения способствует выражению разнообразных аспектов личности, как сознательных, так и бессознательных, в безопасной обстановке принятия и внимания. В рамках групповой работы в качестве наблюдателя могут выступать психолог, отдельные участники группы или группа участников в целом. Наблюдатель аутентичного движения играет особую роль — он привносит специфическое ощущение присутствия в опыт двигающегося [44].
Этапы танцевальной терапии
Первый этап занимает несколько минут. Обычно на нем проводится разминка, помогающая каждому участнику подготовить свое тело к работе. Разминочные упражнения затрагивают три аспекта: физический («разогрев»), психический (идентификация с чувствами) и социальный (установление контактов). Одним из вариантов начала занятий предусматривается выполнение спонтанных движений свободной формы под попурри из разных мелодий. Здесь встречаются упражнения, включающие растяжки, раскачивание, хлопки, потряхивания, которые, начиная с кистей рук, распространяются на локтевые суставы, плечи, грудную клетку и затем на ноги. Эти упражнения повторяются до тех пор, пока вся группа не разогреется. На втором этапе происходит разработка общегрупповой темы. Например, разрабатывается тема «встреч и расставаний». На уровне движений могут «встречаться» и «расставаться» отдельные части тела. Кисти рук и локти могут «встретиться», чтобы тут же «расстаться», или они могут «встретиться», чтобы «вступить в драку» или чтобы «обнять» друг друга. Взаимодействию между членами группы могут способствовать встречи ладоней одного с локтями другого и т. д. На заключительной стадии занятия тема разрабатывается с использованием всего предоставленного группе пространства, при этом меняется скорость движений и их последовательность. Руководитель либо определяет характер движения участников, либо сам их повторяет. Он создает обстановку спокойствия и доверия, позволяющую участникам исследовать себя и других, а также отражает и развивает спонтанные движения участников группы. Обычная продолжительность занятия — 40-50 минут. Занятия могут быть ежедневными, еженедельными (на протяжении нескольких месяцев или лет). В профилактических целях возможно проведение одноразовых танцевальных марафонов. Оптимальный количественный состав группы — 5-12 человек.
Спорным является вопрос о характере музыкального сопровождения занятий. Одни руководители предпочитают стандартные магнитофонные записи народной и/или танцевальной музыки, другие — собственное (или своих ассистентов) импровизированное музыкальное сопровождение. Во всех случаях подчеркивается, что индивидуально-культурная значимость предлагаемой для клиента музыки не должна перекрывать значимость и удовольствие от собственной двигательной активности, поэтому лучше использовать незнакомые группе мелодии, умеренную громкость звучания и физиологически ориентированные ритмы [35].
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (721)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |