Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задание (задания) для самоподготовки



2016-09-16 383 Обсуждений (0)
Задание (задания) для самоподготовки 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема № 17

МЕТОДИКА ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ ПО ДАННЫМ САНИТАРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТАМ ЛАБОРАТОРНОГО АНАЛИЗА ПРОБ.

Учебная цель

1.1.Усвоить общие требования к качеству питьевой воды и гигиенического значения отдельных ее показателей.

1.2.Овладеть методикой чтения анализа и оценки качества питьевой воды при местном и централизованном водоснабжении.

Исходные знания и умения

2.1. Знать:

2.1.1. Гигиенические показатели и нормативы качества питьевой воды (физические, органолептические, химический состав) и показатели загрязнения (химические, бактериологические - прямые и косвенные), их научное обоснование.

2.1.2. Понятие и характеристику централизованных (хозяйственно-питьевой водопровод) и децентрализованных (шахтный колодец, каптаж родника) систем водоснабжения.

2.1.3. Гигиеничную характеристику общепринятых и специальных методов улучшения качества питьевой воды, технических средств их осуществления на головных сооружениях водопроводов при централизованных системах водоснабжения.

2.1.4. Комплекс мероприятий по санитарному надзору за эксплуатацией головных сооружений водопровода (отдельных его элементов и водопроводной сети), а также колодцев, каптажей.

 

2.2. Уметь:

2.2.1. Давать гигиеничную оценку качества питьевой воды по данным санитарного обследования источника водоснабжения и результатов лабораторного анализа воды.

2.2.2. Давать гигиеничную оценку разным методам улучшения качества воды и эффективности эксплуатации отдельных сооружений и средств, используемых с этой целью.

2.2.3. Разрабатывать комплекс мероприятий по улучшению качества воды и профилактики заболеваний, связанных с ее качеством.

Вопросы для самоподготовки

3.1.Влияние количества и качества питьевой воды и условий водоснабжения на состояние здоровья населения и санитарные условия жизни.

3.2.Нормы водоснабжения и их обоснование.

3.3.Инфекционные заболевания, возбудители которых передаются через воду. Особенности водных эпидемий, их профилактика.

3.4.Заболевания неинфекционного происхождения, обусловленные употреблениям недоброкачественной воды и средства их профилактики.

3.5.Проблема макро- и микроэлементозов водного происхождения. Гигиеническое значение жесткости воды. Эндемический флюороз и его профилактика.

3.6.Эндемический кариес. Фторопрофилактика кариеса зубов и ее значение в практике централизованного водоснабжения.

3.7.Вклад отечественных гигиенистов в научное обоснование и практическую реализацию фторирования воды в централизованных системах водоснабжения Украины. Зависимость фторирования воды от климатических условий местности.

3.8.Водно-нитратная метгемоглобинэмия как гигиеническая проблема, ее профилактика.

3.9.Общие гигиенические требования к качеству питьевой воды, их показатели - физические, органолептические, показатели природного химического состава, их гигиеническая характеристика. Госстандарт на питьевую воду.

3.10. Источники и показатели загрязнения и эпидемической безопасности воды - органолептические, химические, бактериологические, их гигиеническая характеристика.

3.11. Сравнительная характеристика централизованного и децентрализованного водоснабжения.

3.12. Элементы водопровода при заборе воды из артезианских и поверхностных водоемов. Зоны санитарной охраны.

3.13. Общепринятые методы очистки воды при централизованном водоснабжении (коагуляция, отстаивание, фильтрация), их сущность и сооружения, применяемые с этой целью.

3.14. Методы обеззараживания воды, их классификация, гигиеническая характеристика.

3.15. Хлорирование воды, его методы и реагенты, используемые с этой целью. Недостатки хлорирования.

3.16. Обеззараживание воды озонированием и ультрафиолетовым облучением, их гигиеническая характеристика.

3.17. Специальные методы улучшения качества воды, их сущность и гигиеническая характеристика (опреснение, деферизация, дезодорация, дезактивация).

3.18. Методы санитарного надзора за централизованным водоснабжением (предупредительного и текущего). Виды лабораторного анализа води - бактериологического, санитарно-химического (краткого и полного).

3.19. Санитарный надзор за местными системами водоснабжения. Устройство и эксплуатация шахтных колодцев, каптажей родников. “Санация” колодцев.

3.20. Методика чтения анализов и экспертная оценка питьевой воды.

Задание (задания) для самоподготовки

4.1. Решить задачу: вода отобрана из шахтного колодца, глубина которого от поверхности земли до поверхности воды составляет 14 м. Сруб колодца сделан из дерева. Колодец имеет навес, крышку, оборудован коловоротом с общественным ведром. Окружающий колодец участок не загрязнен, огражден. Проба воды доставлена в лабораторию 20 июня текущего года, отобрана в две склянки для санитарно-химического и бактериологического исследования. Пробы воды опечатаны, к ним приложено сопроводительное письмо, в котором приводятся данные о состоянии колодца и условия, при которых отобрана проба воды. Результаты лабораторного анализа проб воды следующие: прозрачность – 30 см за стандартным шрифтом, цветность – 400 по хромокобальтовой шкале; запах при температуре воды 20 и 600 С – отсутствует (1 балл); интенсивность привкуса – 0 баллов; осадок – отсутствует; сухой остаток – 400 мг/л; рН – 7,5; общая жесткость – 9 мг-экв/л СаО; железо общее – 0,25 мг/л; сульфаты – 80 мг/л; фтор – 1,2 мг/л; хлориды – 82 мг/л; азот аммония – 0,1 мг/л; азот нитритов – 0, 002 мг/л; азот нитратов – 20 мг/ л; микробное число – 200 КУО/см3; индекс БГКП – 4 КУО/см3. Дать гигиеническую оценку качества воды в колодце и решить вопрос о пригодности ее для хозяйственно-питьевого использования (см. приложение 4).

4.2. Составить санитарное заключение на воду, проба которой отобрана из водопроводной сети. Результаты ее лабораторного исследования следующие: прозрачность – более 30 см по шкале Снеллена; цветность – 200 по стандартной хромокобальтовой шкале; запах и привкус – не превышают 2 балла; осадок – отсутствует; мутность – 2 мг/ л; сухой остаток 200 мг/ л; железо общее – 0,7 мг/ л; сульфаты – 96 мг/л; хлориды – 34 мг/л; фтор – 0,8 мг/л; азот аммонийный – 0,28 мг/л; азот нитратов 10 мг/л; азот нитритов – 0,001 мг/л; общая жесткость 6,3 мг-экв/л СаО; микробное число – 92 КУО/см3; индекс БГКП – 3 КУО/см3 (см. приложение 3).

Структура занятия

Занятие семинарское. После организационной части преподаватель путем опроса студентов проверяет уровень их теоретической подготовки согласно приведенным выше вопросам для самоподготовки и приложения 1. Затем на примере одной из ситуационных задач, подготовленных кафедрой, преподаватель излагает методику “чтения” лабораторного анализа воды, активно привлекая к этому студентов. По результатам рассмотрения ситуационной задачи студенты составляют развернутое санитарное заключение, пользуясь нормативами, приведенными в приложениях 3, 4.

После этого каждый студент получает индивидуальную ситуационную задачу с данными санитарного обследования и результатами лабораторного анализа воды и самостоятельно составляет санитарное заключение, пользуясь теми же нормативами и методикой, изложенной в приложении 5.

 

Литература

6.1. Основная:

6.1.1. Гончарук Е.И., Бардов В.Г., Гаркавый С.И., Яворовский А.П. и др. /Коммунальная гигиена/ под ред. Е.И. Гончарука– К.: Здоровье, 2006. – С.111-197.

6.1.2. Гончарук Е.И., Кундиев Ю.И., Бардов В.Г. и др. /Общая гигиена: пропедевтики гигиены/ Под ред. Е.И. Гончарука - К.: Высшая школа, 1995. - С. 127-129, 283-300 (на укр. языке).

6.1.3. Гончарук Е.И., Кундиев Ю.И., Бардов В.Г. и др. /Общая гигиена: пропедевтика гигиены/ - К.: Высшая школа, 2000 - С. 142-144; 345-364.

6.1.4. Габович Р.Д., Познанский С.С., Шахбазян Г.Х. /Гигиена./ - К.: 1983 - С. 57-84.

6.1.5. Гончарук В.Г., Габович Р.Д., Гаркавый С.И. и др. /Руководство к лабораторным занятиям по коммунальной гигиене/ Под ред. Е.И. Гончарука– М.: Медицина, 1990. – С. 110-157.

6.1.4. Даценко И.И., Денисюк О.Б., Долошицький С.Л. и др. /Общая гигиена. Пособие к практическим занятиям /Под ред. И.И. Даценко - Львов.: “Мир”, 1992 - С. 57-59 (на укр. языке).

6.1.5. Даценко И.И., Габович Р.Д. /Профилактическая медицина. Общая гигиена с основами экологии./ - К.: Здоровье, 1999. - С. 150-220 (на укр. языке).

6.2. Дополнительная:

6.2.1. Минх А.А. /Методы гигиенических исследований./ - М.: Медицина, 1990. - С. 109-164.

6.2.2. Даценко И.И., Габович Р.Д. /Основы общей и тропической гигиены./ - К.: Здоровье, 1995. - С. 176-207 (на укр. языке)

Оснащение занятия

1. ГОСТ “Вода питьевая”, СанПиН на воду централизованного водоснабжения (1996), санитарные правила по устройству шахтных колодцев и каптажей родников (1975).

2. Ситуационная задача по результатам лабораторного анализа воды и пример санитарного заключения.

3. Ситуационные задачи результатов лабораторного анализа воды для самостоятельной работы студентов.

Приложение 1

 



2016-09-16 383 Обсуждений (0)
Задание (задания) для самоподготовки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задание (задания) для самоподготовки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (383)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)