Этапы развития классической школы
Тема 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Меркантилизм Понятие «меркантилизм» происходит от лат. «mercari», т.е. торговать. Вытеснение натурального хозяйства товарно-денежными отношениями охватывает конкретный исторический отрезок времени. Это был период меркантилизма с присущей ему доиндустриальной экономикой. Идеология меркантилизма такова: а) сущность богатства выражают драгоценные металлы; б) труд производителен лишь в тех отраслях производства, которые работают на экспорт; в) государство должно поощрять экспорт, обеспечивать монополии отечественным коммерсантам и предотвращать конкуренцию; г) рост населения необходим для поддержания низкого уровня заработной платы и высокого уровня нормы прибыли. Ранний меркантилизм относится к трети XV - середине XVI вв. Представители: Стаффорд, де Сантис, Скаруффи. Под богатством понимается золото и серебро. Главным в этом учении является теория денежного баланса, которая обосновала политику увеличения денежного богатства чисто законодательным путем. В целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу. Все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы должны были истратить на покупку местных изделий. В связи с недостатком денег их функции сводились к средству накопления. Поздний меркантилизм относится ко 2-й половине XVI вв. Представители: Томас Ман, А. Серра, Антуан де Монкретьен. Ими была создана теория активного торгового баланса, который обеспечивается путем вывоза готовых изделий из своей страны. Разрешался вывоз денег за границу. Главенствовал принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой. Под богатством понимается избыток продуктов, который на внешнем рынке превращается в деньги. Деньги выполняют функции средства накопления и средства обращения, т.е. поздний меркантилизм трактовал деньги как капитал, признавал, что деньги – это товар. Принципы меркантилистов: 1) регулирование внешней торговли с целью притока в страну золота и серебра; 2) поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья; 3) протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары; 4) поощрение экспорта, особенно готовой продукции; 5) рост населения для поддержания низкого уровня зарплаты. Поздний меркантилизм был прогрессивным. Он содействовал развитию торговли, судостроению, промышленности, международному разделению труда. В России одним из ярких выразителей идей меркантилизма был выдающийся государственный деятель А.Л. Ордын-Нащекин (1605-1680). Изданный им Новоторговый устав 1667г. пронизан идеями меркантилизма, стремлением привлечь в страну и удержать драгоценные металлы, покровительством отечественной торговле и купечеству. Тема 2. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Этапы развития классической школы Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность распространилась на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Классическая школа зародилась в конце XVII в. (Англия) - начале XVIII в. (Франция). В развитии классической школы можно выделить 4 этапа: 1 этап охватывает период с конца XVII в. до начала 2-й половины XVIII в. Это этап расширения сферы рыночных отношений, опровержения идей меркантилизма. Представители этого этапа: Уильям Петти и Пьер Буагильбер, которые выдвинули теорию трудовой стоимости. В соответствии с ней источником и мерилом стоимости является количество затраченного труда на производство продукции. Основу богатства государства они видели не в сфере обращения, а в сфере производства. Завершила 1-й этап школа физиократов, получившая распространение во Франции. Авторы этой школы Франсуа Кенэ и Анн Робер Жак Тюрго в поисках «чистого продукта» решающее значение наряду с трудом придавали земле. 2 этап охватывает период последней трети XVIII в. и связан с именем Адама Смита, который сформулировал концепцию экономического либерализма. Во много благодаря ему вплоть до 30-х гг. XX в. неопровержимым считалось положение о невмешательстве государства в свободную конкуренцию. 3 этапприходится на 1-ю половину XIX века, когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. Среди представителей этого этапа: Жан Батист Сэй, Давид Рикардо, Томас Мальтус, Ф. Бастиа, Г. Кэрри. 4 этап охватывает 2-ю половину XIX в. Представители: Карл Маркс и Джон Стюарт Милль. Общие характерные признаки классической школы: 1) неприятие протекционизма в экономической политике государства; 2) преимущественный анализ сферы производства в отрыве от сферы обращения, выработка и применение прогрессивных методологических приемов анализа; 3) попытки выявить механизм формирования стоимости товаров и колебания уровня цен на рынке в связи с издержками производства или количеством затраченного труда; 4) категория «стоимость» признается исходной категорией экономики и анализа; 5) попытка обосновать динамизм и равновесность состояния экономики; 6) деньги были признаны стихийно выделившимся товаром в товарном мире, который нельзя отменить никакими соглашениями.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |