Энциклопедия методов обучения чтению (Буквы, слоги, кубики...)
Лера Кириллова
Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать. Не надо к бабушке идти: «Прочти, пожалуйста! Прочти!» Не надо умолять сестрицу: «Ну почитай еще страницу!» Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять и почитать! Валентин Берестов И ведь правда, как хорошо, когда ребенок умеет читать! Мамы и бабушки спокойны за будущие школьные отметки, папы и дедушки горды своим умным чадом. Счастлив и сам ребенок, потому что «не надо звать, не надо ждать», а можно в любой момент очутиться в волшебном мире, где живут мальчики-волшебники, отважные пираты, прекрасные принцессы, где все животные говорят, и даже самое простое полено вдруг превращается в озорного человечка. Вот только путь в эту страну долог. Сколько преград нужно преодолеть мальчишкам и девчонкам на своем пути! Нужно запомнить все буквы и звуки, каким-то непостижимым образом сложить их в слоги, а затем в слова, тысячу раз прочесть про «маму, которая моет раму» и «Петю, которому папа купил пенал» и понять, о чем же ты только что прочитал... Да и родителям не легче. Во-первых, для начала надо оторвать свое чадо от компьютера или телевизора, которые за просто так готовы развлечь и показать миллион мультиков и киношек (а это очень и очень непросто). А во-вторых, надо найти ответ на самый главный вопрос, который неизбежно встает перед любым родителем, решившим самостоятельно обучить своего ребенка чтению: А КАК УЧИТЬ? Десять – двадцать лет назад на выручку родителям приходили букварь и азбука. Купил – и учи себе потихоньку. Однако в наши дни под сомнение ставится даже этот, казалось бы, вечный и беспроигрышный метод обучения... И вообще, даже если просто попробовать перечислить все методы обучения чтению, которые сейчас на слуху, – метод Домана, метод Монтессори, метод Зайцева, метод Тюленева, развивающие игрушки В. Воскобовича, множество разновидностей букварей и азбук, компьютерные игры и т. д. – можно запутаться. А уж выудить из этого методического моря единственно верный, то есть подходящий именно для вашего малыша, метод совсем непросто. Как же найти тот метод, который будет понятен вашему малышу, доступен для вас, достаточно легок, чтобы не отбить раз и навсегда желание читать, да еще и выстроен так, чтобы ребенок в дальнейшем и читал и писал без ошибок. Отложите на время буквари и азбуки, отодвиньте кубики и карточки. У вас появилась прекрасная возможность разобраться в разных обучающих методиках и выбрать нужную. У вас появилась книга, где собраны описания различных способов обучения чтению. ЧТО ВЫ НАЙДЕТЕ В ЭТОЙ КНИГЕ В первой главе книги вас ждет описание самых популярных сегодня методов обучения чтению: • звукового метода (еще его называют логопедическим); • метода Марии Монтессори; • метода Гленна Домана; • метода Николая Зайцева. Во второй главе вы прочитаете о современных методах обучения: • методике Павла Тюленева; • складовых играх Вячеслава Воскобовича; • методе «Воспитание Читателя» Алексея Кушнира. И наконец, в третьей главе помещен обзор букварей, азбук и обучающих компьютерных программ. Мы расскажем об азбуках Натальи Жуковой, Елены Бахтиной и Ольги Соболевой. Также вы получите представление о таких популярных обучающих играх, как «Веселая азбука», «Волшебный букварь» или интернет-программа Azbuka Pro и других. КАК РАБОТАТЬ С КНИГОЙ Чтобы вам было легче ориентироваться в тексте, каждый метод описан по строгой схеме. 1. Представление метода (краткая историческая справка). Прочитав ее, вы сможете составить представление, кем, когда и для чего был разработан данный метод обучения. 2. Описание метода. Здесь подробно рассматривается, как в рамках того или иного метода строятся занятия обучения чтению, какой материал для них нужен, за счет каких психологических и физиологических особенностей ребенка идет обучение чтению. 3. Упражнения или рекомендации по обучению чтению. 4. Плюсы и минусы метода. Позанимавшись, вы составите свое мнение о методе и сможете сравнить его с мнением специалистов, приведенном в этом разделе. 5. Мнения родителей и специалистов, которые мы услышали в процессе подготовки этой книги. Надеемся, что это информация позволит вам, проанализировав каждый метод обучения чтению, выбрать наиболее эффективный и удобный для вашего ребенка.
Глава 1 ЗВУКОВОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ Этот метод называют по-разному: слуховой, звуковой, фонетический, звукобуквенный. Ему уже более 150 лет. Так учились читать в XIX веке, так постигали грамоту наши мамы и папы, да и мы с вами. Да и сегодня, несмотря на изобилие методик и пособий, многие родители отдают предпочтение именно звуковому методу. Почему? Во-первых, этот метод прост, не требует от родителя теоретических знаний и специальной подготовки. Во-вторых, звуковой метод позволяет обучать детей в любое время и в любом месте – дома, в детском саду, на даче и даже на прогулке... А результат? Со звуковым методом он гарантирован. Ведь научились же читать мы, и наши родители, и родители родителей. Конечно, читающий трехлетка во времена наших родителей был редким явлением. Но если вы не торопитесь и не считаете, что учить читать нужно прямо с пеленок, то попробуйте освоить грамоту по традиционному звуковому методу. ЗВУКИ ИЛИ БУКВЫ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ ТУДА И ОБРАТНО Еще в середине XIX века обучение чтению для русских детишек было нелегкой задачей. Метод, с помощью которого учили педагоги того времени, назывался буквослагательным, и был он очень длительным и трудоемким. Сначала малыши заучивали буквы: аз, буки, веди, глаголь, добро и т. д. Вызубрив весь алфавит, они начинали заучивать слоги. (Например, нужно было запомнить, что буквы Буки и Аз, стоящие рядом в этой последовательности, обозначают слог «ба».) После того как основные слоги были выучены, ученики наконец-то переходили к чтению. Но каждый незнакомый слог или слово становились камнем преткновения, и учителю опять приходилось объяснять, как это читается, а учениками – заучивать. Таким способом обучение грамоте могло длиться до двух лет. И кто знает, как бы мы с вами учились читать сегодня, если бы в XIX веке замечательные русские педагоги не пришли к выводу, что буквослагательному методу нужно искать замену. Например, великий русский педагог К. Д. Ушинский считал буквослагательный метод обучения грамоте противоречащим законам психического развития ребенка. «Не нужно быть большим психологом, – писал он, – чтобы понять, что прежняя метода с бессмысленным заучиванием множества букв и потом множества еще более бессмысленных складов, не давая никакой пищи детскому уму, не позволяла ему в то же время заняться чем-нибудь другим и, следовательно, держала его, во все продолжение обучения грамоте, в бездейственном оцепенелом состоянии». В противовес буквослагательному методу педагог К. Д. Ушинский предлагал внедрять в школы заимствованный из Германии звуковой метод обучения грамоте. Звуковой метод, в противоположность буквослагательному, не требовал заучивать условные названия букв (аз, буки, веди или бэ, вэ, гэ и т. д.). Обучение начиналось с выделения из слов отдельных звуков, из которых затем уже образуются слова. Выглядело это примерно так, как выглядит и по сей день: учитель произносил звук и показывал (писал на доске или отмечал на плакате с алфавитом), как выглядит буква, его обозначающая (правда, совсем как у нас?). Обычно изучение звуков начиналось с какого-нибудь гласного, например «у», к которому затем прибавлялся какой-нибудь согласный, например «с». Переход к собственно процессу чтения происходил следующим образом. Сначала читали так называемый обратный слог, например УС (обратный, потому что гласный стоит перед согласным). При этом ребенка просили «тянуть» первую букву, а потом, не бросая ее, не останавливаясь, прибавлять к ней вторую. Затем читали прямой слог СУ. И вот, слог прочтен, теперь читаем два, три слога вместе, получаем слово. К. Д. Ушинского поддержали многие педагоги того времени: Д. Тихомиров, С. Рачинский, Ф. Зелинский и др. Знаменитый писатель и педагог Л. Н. Толстой, даже несмотря на то что сам в своей знаменитой школе в Ясной Поляне долгое время учил детей читать с помощью буквослагательного метода, объективно признавал его трудным для детей. Однако, с другой стороны, он считал, что звуковой метод в том виде, как он предлагался его соотечественниками, не совсем соответствовал фонетическим особенностям русского языка. Поэтому Л. Н. Толстой создал авторский «слогослуховой» метод, который по его замыслу должен был объединить все лучшее, что было в различных направлениях методики обучения грамоте того времени. По мнению Л. Н. Толстого, сначала нужно было учить детей выделять звуки в словах, потом складывать звуки в слоги, а потом уже читать слова по слогам. Великий педагог широко вводил добуквенные упражнения: учил детей раскладывать слова на звуки, тренировал слуховое восприятие и произношение. Для этих целей Л. Н. Толстой использовал русские скороговорки, считалочки, потешки. Одновременно с чтением обучали и письму, причем писать дети начинали печатными буквами, а не письменными, как было принято раньше. Уже с первых уроков дети писали слова под диктовку. Л. Н. Толстой хотел, чтобы процесс чтения не сводился к зазубриванию образа слов, а чтобы ребенок понимал то, что он читает. Поэтому в его «Азбуке» постепенно наращивается трудность слогов, слов, предложений и литературных текстов. А сами тексты написаны с учетом возраста и интересов детей. И это была настоящая революция, ведь раньше дети начинали чтение не со сказок, а с текстов из Библии, которые малышей ни простотой, ни занимательностью привлечь не могли. Наших родителей, нас самих и, в большинстве своем, наших детей (тех, которые учатся в государственных школах) учили и учат читать по звуковому аналитико-синтетическому методу обучения грамоте, разработанному советским психологом, доктором психологии, профессором Д. Б. Элькониным. Помимо выдающихся разработок в области развивающего обучения он был автором ряда экспериментальных букварей, в которых была реализована его оригинальная методика обучения детей чтению. Так что и в XXI веке звуковой метод не потерялся. Более того, его постоянно дорабатывают и адаптируют, чтобы сделать процесс обучения чтению максимально простым и эффективным. ЗВУКОВОЙ МЕТОД: ПОЧЕМУ ПРОЩЕ СЛУШАТЬ, А НЕ СМОТРЕТЬ Звуковому методу уже без малого 150 лет. Но, к сожалению, в последнее время он не так уж популярен (вернее сказать, не моден). Новые передовые методики – «склады», чтение целых слов и т. д. – завоевали сердца родителей и педагогов. Звуковой метод стали считать морально устаревшим. А зря! Оказывается, что именно звуковой метод наиболее гармонично сочетается с особенностями организации нашей психики и структурой русского языка. Как мы читаем Последние исследования подтвердили то, что люди даже про себя читают слова по буквам, то есть мысленно произносят буквы, прежде чем понять, что за слово перед ними. Но из-за того что процесс этот происходит мгновенно, кажется, что мы воспринимаем слово целиком. Сторонники теории восприятия текста как целого с таким утверждением не согласны. Они считали и считают, что мы при чтении воспринимаем слова как целостный образ, без деления на части (буквы), поэтому свое обучение строят именно на запоминании слова как целостного образа. Но результаты последних исследований показали, что во время чтения про себя задействована та же часть мозга, что и при чтении вслух, когда мы быстро и слитно произносим отдельные буквы. Значит, человек вынужден вычленять буквы и складывать их в слова, хоть и занимает эта операция доли секунды. Вывод №1 Для того чтобы свободно читать, необходимо легко и быстро распознавать написанные буквы и соотносить их со звуками. Вот поэтому метод выделения и заучивания звуков оказывается намного эффективнее прочих современных приемов. Мы говорим и читаем по-русски В некоторых языках связь между буквами и звуками весьма сложная. Например, в английском многие слова читаются совершенно иначе, чем пишутся. У англичан даже есть такая поговорка: «Пишешь Ливерпуль – читай Манчестер». Правила чтения зависят от того, закрытый слог или открытый, от порядка букв и от их сочетаний между собой, а иногда не зависят ни от чего, нужно просто выучить, как читается слово. Именно поэтому в англоязычных странах популярны методы обучения чтению, в которых просто заучивают целостный образ слова. В русском языке все гораздо проще. Большинство слов читаются так, как пишутся. Исключение составляют случаи так называемой «лености» языка, когда исторический облик слова изменен современным произношением («малако» вместо «молоко», «сонце» вместо «солнце» и т. д.). Но даже если мы будем читать слово так, как оно написано, – это не будет ошибкой и не изменит смысла самого слова. Поэтому: Вывод №2 Звуковой метод очень хорошо согласуется со структурой русского языка. ЗВУКОВОЙ МЕТОД: ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ Этапы овладения чтением На первом этапе ребенок учится слышать и выделять различные звуки в словах. Он узнает, что звуки бывают твердые и мягкие, гласные и согласные, глухие и звонкие и что у каждого звука есть свое обозначение – буква. Потом идет другой этап – ребенок учится складывать звуки в слоги. Например, «м» и «а» образуют МА, «п» и «о» – ПО и т. д. Сначала осваиваются слоги простые, состоящие из двух звуков, затем – сложные: они состоят из трех-четырех букв, в них появляется мягкий и твердый знак, подряд идут несколько согласных или гласных. И наконец, когда ребенок освоил и усвоил принцип чтения слогов, он начинает складывать слоги в слова. Слова, сначала коротенькие, постепенно «растут», и очень скоро от чтения слов ребенок переходит к чтению предложений и коротеньких рассказов. И вот оказывается, что малыш уже умеет читать! Итак, давайте еще раз посмотрим на этапы обучения чтению. 1. Знакомство со звуками и буквами. 2. Слияние звуков в слоги. 3. Составление слов из слогов. 4. Чтение слов и предложений. Когда начинать учить звуки Учить малыша слушать и выделять звуки можно, начиная с 3-3,5 лет. Но это не значит, что до этого возраста родителям можно не предпринимать никаких шагов по обучению ребенка чтению. Напротив, малыша обязательно нужно готовить к обучению чтению. Как это делать? Рецепт прост: как можно больше читать вслух. Причем книги такой сложности, которые идут как бы на одну ступеньку выше актуального уровня развития вашего малыша. Это обеспечит ему большой словарный запас, который в дальнейшем поможет при обучении чтению: ведь знакомое слово прочесть намного проще, чем незнакомое. Подтверждено, что полуторагодовалые дети, родители которых читали им вслух книги для детей 3-4 лет, обогнали своих сверстников в интеллектуальном развитии на восемь месяцев! Также необходимо развивать фонематический слух – умение слышать и выделять отдельные звуки в словах. И конечно, хорошо бы сводить малыша к логопеду, чтобы избавиться от дефектов в произношении звуков, которые обязательно обернутся ошибками при чтении и письме. Доказано, что оптимальный возраст, в котором дети без труда осваивают второй этап обучения чтению – слияние звуков в слоги, – 4 года. Значит, где-то в 3,5 года можно начать целенаправленно обучать ребенка читать: начать учить звуки, писать буквы и к 4 годам подойти к чтению по слогам. ТРОПИНКА К ЧТЕНИЮ: ОТ ЗВУКОВ К СЛОГАМ, ОТ СЛОГОВ К СЛОВАМУПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ Правила проведения занятий 1. Занятие проводится, только если малыш желает заниматься. Если ребенок устал, потерял интерес – прекратите занятие. 2. Самое лучшее упражнение – это игра. Учимся только играя. 3. Занятие должно быть насыщенно яркими, красивыми пособиями (подойдут любые картинки, фигурки из киндерсюрпризов, игрушки и пр.). Придумайте свои пособия, покупайте их в магазинах, ищите схемы в Интернете. Нет сил, времени и денег измените форму занятий. Пусть их проводит любимая кукла или мишка. Так вы быстрее добьетесь результата, а главное, не отвратите ребенка от чтения. 4. Занятие одного вида не должно превышать 5-8 минут, то есть максимально эффективным и оптимальным по нагрузке будет урок, который состоит из 3-4 заданий на различные виды деятельности – познакомились с новым звуком, порисовали, полепили, что-то сложили и т. п. Время каждого занятия и урока в целом нужно увеличивать постепенно. 5. Чередуйте умственную нагрузку с творческими видами деятельности (рисованием, лепкой), а сам урок – с активным движением (каждые 15-20 минут устраивайте физкультминутку). 6. Маленький ребенок, как и взрослый, получает информацию из внешнего мира по трем каналам – зрительному, слуховому и тактильному. Но если у взрослого человека сразу понятно, какой из этих каналов ведущий (то есть, информацию из какого канала человек усваивает лучше всего), то у ребенка в раннем возрасте это еще сложно определить. В связи с этим старайтесь, чтобы учебный материал поступал через все каналы, то есть все, что изучаем, ребенок должен увидеть, услышать, потрогать. 7. Все, что изучается, рисуйте на больших альбомных листах и вывешивайте на стенку, чтобы ребенок постоянно мог визуально закреплять полученные знания. Самые распространенные ошибки при обучении чтению 1. На первом этапе – знакомство со звуками и буквами – самой распространенной ошибкой является путаница в названии звуков и букв. Родитель, называя букву, произносит именно название буквы, а не звук («ка», а не «к», «ре», а не «р»). И это приводит к тому, что малыш будет читать, например, «каэрот», вместо «крот». 2. На третьем этапе обучения чтению (составление слов из слогов) малыши часто «нанизывают» буквы одну на другую, пока не выйдет слово, вместо того чтобы складывать слоги (м-е-д-в-е-дь, а не мед-ведь). Помните, на этом этапе обучения чтению основной единицей является слог, а не буква. Нанизывая буквы и дойдя до конца слова, малыш уже просто не помнит, что было вначале, и не может понять прочитанное. 3. Малыш читает механически, то есть просто складывает слоги, но не понимает, что он прочел. Для того чтобы избежать этой ошибки, просите малыша объяснить или пересказать, что он прочел. Учимся слышать и произносить звуки Эти упражнения развивают фонематический слух, помогают заучить звуки и вычленять их в слове. Упражнение 1. Ловим звук Очень веселая игра, которая наверняка понравится малышу. Поиграть в нее можно и дома, и на улице. Играют минимум двое – мама и малыш, но можно привлечь и друзей по детской площадке. Начинаем мы со сказки. «Жил был звук "м" (начинать лучше с простых звуков, йотированные – "е", "ю", "я", "е" – пока пусть не участвуют в игре, так же как "й", мягкий и твердый знаки). И был очень непослушный: сбежал из Азбуки и пошел гулять по белу свету. А как же жить без "м"? Ведь не будет ни молока, ни мороженого, и даже мама может исчезнуть. Будем его ловить. Как только услышишь звук "м" в слове – сейчас же хлопай в ладоши». Далее родитель начинает произносить слова со звуком М и без него. Сначала медленно, затем все быстрее. Сначала коротенькие слова, затем длинные. А закончить игру можно любым стишком: мама читает стих, амалыш «ловит» звук «м». В следующий раз придумайте новую сказку, про другой звук. Упражнение 2. Бусы из слов Это всем известная игра в слова. Она не только научит слышать и вычленять звуки, увеличит словарный запас, но и спасет вас в скучной очереди в поликлинике или долгой поездке. Итак, вы говорите слово, малыш придумывает свое, начинающееся на последнюю букву вашего: арбуз – заяц – цапля – яблоко... Постепенно усложняйте игру: придумывайте слова на тему: «Животные», «Еда», «Одежда». Вариант игры: придумывать слова на определенную букву. Проиграет тот, кто не сможет придумать слово. Упражнение 3. Начало, середина, конец Эта игра не только учит слышать звуки, стоящие в разных местах в слове – начале, середине, конце, но и тренирует внимание. Сначала загадываем какой-нибудь звук, например «т». Объясняем малышу правила игры: если он услышит звук в начале слова, то хлопнет в ладоши один раз, в середине – два раза и в конце – три. Мама начинает называть слова с выбранным звуком так, чтобы он был и в середине, и в начале, и в конце слова: трактор, самолет, мотор и т. д. Задание можно усложнить. Дайте малышу три карточки (красную, синюю и зеленую) и объясните, что теперь, услышав звук в начале слова, он покажет красную карточку, в середине – синюю, в конце – зеленую. Учимся различать звуки на слух (твердые и мягкие) В этой серии занятий вы продолжаете звуковые упражнения. Но теперь задача вашего малыша – различить звуки твердые и мягкие. Это важный этап для дальнейшего процесса чтения и звукового анализа слова. Упражнение «Большой и маленький» Мама рассказывает сказку про двух комариков. Один комарик был большой и звенел вот так: 3-3-3 – твердо звенит большой комарик. А второй комарик был маленький и звенел вот так: З-З-З(ь) – мягко звенит маленький комарик. Угадай-ка, какой комарик сел на зайку? Мама твердо говорит 3 – малыш отвечает: большой, он звенит твердо, а мама подсказывает, что и в слове «зайка» – звук «з» тоже твердый. Угадай, какой комарик укусил девочку Зину? Мама мягко говорит 3(ь) – малыш отвечает: маленький и, возможно, сам дополняет, что в слове «Зина» – звук «з» также мягкий. Придумываем новые сказки с другими звуками. Едут две машины. В-В-В – твердо гудит большая машина, в которой едет Вася. В-В-В(ь) – мягко гудит маленькая машина, в которой едет Витя. Угадай, чья машина едет?
Едут два трактора. Р-Р-Р – твердо тарахтит большой трактор, который ведет Рома. Р-Р-Р(ь) – мягко тарахтит маленький трактор, который ведет Рита. Угадай, чей трактор едет? Лопнули 2 шарика. У Сашиного большого шарика воздух выходит твердо – С-С-С. А у маленького Сережиного шарика мягко – С-С-С(ь). Угадай, чей шарик лопнул? Играйте с ребенком в звукоподражания: жужжите, звените, мычите, рычите, шипите. Придумайте сами, вместе с малышом свою звуковую игру с близким и понятным вашему ребенку сюжетом. Учимся различать гласные и согласные звуки Это самая важная серия звуковых упражнений, так как именно умение различать гласные и согласные звуки откроет вашему ребенку путь к слогообразованию. Упражнение «Жили-были звуки» И снова сказка. У мамы в руках две карточки: одна синего цвета, другая – красного. Жили-были звуки. Но жили они не в доме и не во дворце, а у тебя в ротике. А вместе с ними жил вредный змей (пусть малыш пошевелит кончиком языка). Одни звуки он любил и свободно выпускал их погулять: «а-а-а», «о-о-о», «у-у-у», «ы-ы-ы», «и-и-и». Эти звуки были очень веселые и носили вот такие красные платьица (мама показывает малышу красную карточку). А на пути других звуков змей строил разные преграды: то двери на пути закрывал – «м-м-м» (пусть малыш почувствует, как звуку «м» двери-губы мешают пройти), то к потолку прижимал – звук «т». Заставлял змей звуки шипеть – «ш-ш-ш», фыркать «ф-ф-ф», свистеть – «с-с-с», хрипеть – «х-х-х». А некоторые звуки он пугал – звук «р-р-р» (попробуй – как трещит язычок). Одним словом, эти звуки не свободно приходили через рот и носили вот такие синие платьица (мама показывает ребенку синюю карточку). Потренируйтесь с малышом произносить разные звуки, пусть он говорит вам, какие проходят легко, а каких змей запирает в ротике. Проверьте своего малыша, поиграйте в игру «Наряди звук»: произносите звук, а он пусть повторяет за вами и показывает карточку-платьице нужного цвета. Не расстраивайтесь, если ребенок путается в гласных и согласных. Это сложный материал. Постепенно он уяснит, что звуки, которые проходят свободно через рот, – красные (гласные), а звуки, которые проходят не свободно, – синие (согласные). Термины «гласные» и «согласные» ребенку знать не обязательно. Главное – уметь различать их на слух. Учимся складывать звуки в слоги Упражнение «Дружба звуков» Возьмите в руки большой мяч и скажите малышу, что звуки очень хотят дружить друг с другом. Вот, например, со звуком «м» очень хочет подружиться звук «а». Вы кидаете мяч малышу, а он должен кинуть вам его обратно и произнести два звука вместе: МА. И звук «у», оказывается, тоже хочет дружить со звуком «м»! Малыш ловит мяч и отвечает: МУ, и т. д. На прогулках можно продолжать играть в «Дружбу звуков» и без мяча. Например, просите ребенка подружить звуки со звуком «о». Вы говорите: – М; малыш: – МО; Вы: – Т; малыш: – ТО и т. д. Вот и слуховое слогообразование ваш ребенок уже освоил! Читаем... без букв! Вы уже почти подошли к заветной цели! И, несмотря на то что пока еще малыш не знает букв, он уже может «читать» по цветному ряду из синих и красных карточек. Упражнение «Собери слово» Для этой игры понадобятся уже знакомые вам синие и красные карточки (как для игры «Жили-были звуки»). Начинаем опять со сказки. Пусть на сей раз, злой волшебник махнет своей палочкой, и все слова расколются на кусочки. А малыш, конечно же, должен их собрать – выложить слово на столе с помощью красных и синих карточек. (На самом деле ребенок будет выкладывать последовательность звуков, обозначая их цветными карточками, но не соответствующими буквами.) Первое «слово» поможет собрать мама. Например, ДОМ. Сначала кладем синюю карточку, потому что звук «д» сидит за закрытыми зубками, потом красную карточку, ведь звук «о» гуляет свободно, затем синюю, ведь «м» тоже сидит в домике-ротике. Когда малыш понял принцип игры, начинайте произносить простые слова типа РАК, МАК, СЫН, СОН. Звуки произносятся отрывисто, как бы рассыпаясь. Усложните игру. Пусть малыш покажет, за какой карточкой скрывается буква О, за какой – М, а потом «прочтет» слово по цветному ряду. Еще усложните задания. Сами выкладывайте ряды из карточек, а малыш пусть подберет к ним слова. Слова можно брать уже и четырехбуквенные. Ну и наконец, последний шаг. Вырежьте из картона буквы (гласные из синего, согласные из красного). Положите поверх карточек нужные буквы, так малыш начнет учить, какие буквы соответствуют звукам. И вот остался буквально последний шаг до чтения по буквам! Упражнение «Макаронные буквы» Теперь нужно закрепить навык. Выучить не только звуки, но и буквы, начать их писать. Но, согласитесь, скучно зубрить буквы по букварям и прописям, гораздо интереснее конструировать их из спичек, счетных палочек, макарон – одним словом, из любого подручного материала. Вылепите вместе с малышом букву из пластилина или соленого теста. Попробуйте выкладывать буквы с помощью веревочки, вырезать ножницами по контуру нарисованную и раскрашенную букву. Такие упражнения не только способствуют быстрому запоминанию названий букв, но и отлично развивают пальчики. Веселые игры помогут научить кроху писать буквы. Учите писать только печатными буквами. Иначе малышу придется переучиваться, когда он пойдет в первый класс, ведь методик обучения письму достаточно, и, скорее всего, его в школе будут учить по-другому.
Читаем по буквам Упражнение «Паровозик» Вам понадобятся вырезанные из картона буквы и картонный паровозик с вагончиком, к которым вы приклеите кармашки для букв. Паровозик и вагончики соединяются между собой при помощи скрепки. Расположите в столбик гласные буквы: А, О, У, Ы, И. В карманчик вставьте согласную букву, которую малыш хорошо знает (например, мамину буковку М), и пусть она едет к станции – гласной букве А! А у станции паровозик дает сигнал, и гласная буква садится на поезд. Получается слог МА. Цель этой игры – научить ребенка читать по две буквы сразу! Ребенок тянет согласный звук, когда ведет паровозик, а у станции дает сигнал (произносит гласный звук), затем повторяет слог целиком: М – – – – – – – (А)-МА! Также играйте с другими буквами. Усложняйте задание, спрашивайте ребенка, у какой станции сигнал звучит мягко (у И – МИ), а у какой твердо (у А – МА). К чтению слогов с гласными Я, Е, Ю, Е вы перейдете гораздо позже, когда ваш малыш уже хорошо овладеет навыком сложения слогов и слов с гласными А, О, У, Ы, И. Понемногу сами мы читаем маме! Слово из СЛОГА И вот уже пришло время для первых слов. Они должны быть простыми и доступными для понимания. Упражнение «Путешествия слов» Чтобы из слога у вас получилось слово, усовершенствуйте уже пригодившийся вам паровозик – приделайте к нему еще один вагончик с кармашком. На карточках напишите уже не буквы, а слоги (малыш ведь их уже уверенно читает). Дальше игра повторяется, но в гости друг к другу ездят не буквы, а слоги (подружившиеся буквы). Паровозик, подобрав на станции одну парочку, едет за другой. И вот чудо: в результате на поезде поедет целое слово: МА-МА, СО-НЯ, РА-MA. Не забывайте просить малыша прочесть слово целиком. Читаем и понимаем Малыш уже уверенно читает слова по слогам. Но всегда ли он понимает прочитанное? Слияние букв в слоги, а слогов в слова и понимание смысла, заложенного в этих символах, – разные вещи. И выполнять две задачи – читать и понимать – одновременно очень сложно дошкольнику. Именно поэтому после освоения ребенком достаточного для составления слов количества слогов необходимо тренировать осмысленное чтение. Предлагаем вам несколько занимательных упражнений. Упражнение «Путаница» Напишите несколько слов с переставленными слогами, например: «камай» (майка), «кашап» (шапка), «микдо» (домик). Малышу нужно прочитать «перепутанные» слова, догадаться, как они должны звучать на самом деле, а затем прочесть их правильно (конечно, после того, как вы их правильно напишете). Упражнение «Найди спрятанное слово» Очень известная игра, которая помогает тренировать навык чтения, а также развивает внимание. Расскажите ребенку о том, что в некоторых словах могут прятаться другие коротенькие словечки. Например, в слове «кобра» прячутся слова «кора» и «бра», а в слове «кочки» скрываются «очки». А сколько маленьких слов прячется в слове «электричество»? Посоревнуйтесь с малышом, кто найдет больше. Упражнение «Цепочки слов» Когда ребенок впервые начинает читать слова, то после прочтения второго (или третьего) слога он возвращается к первому. Повторение прочитанного способствует лучшему его осмыслению и не позволяет забыть первый слог к моменту прочтения последнего. Поэтому при переходе от чтения слогов к чтению слов полезно читать цепочки слов, где окончание предыдущего слова является началом последующего, например: ЛИ-СА-МА-КИ-НО СИ-ЛА. Когда ребенок читает такую цепочку, ему не приходится каждый раз начинать с прочтения первого слога, так как этот слог был только что прочитан. Таким образом читать становится легче, а значит, интереснее. Читать такие цепочки в книге может быть трудно для ребенка, потому что в поле его внимания оказывается слишком много знаков. Чтобы облегчить чтение, необходимо закрывать «лишнее», можно вырезать «окошко» в листе бумаги и, постепенно его передвигая по странице книги, открывать нужные для прочтения слоги. Или написать слоги на карточках и выкладывать их попарно, по мере чтения цепочки слов убирать первый слог и добавлять новый второй. Упражнение «Вставь букву» В начале обучения чтению целых слов эта игра оказывается очень эффективной. Нарисуйте или найдите картинки к словам из трех букв (ЛУК, ДОМ, ДЫМ, КОТ, КИТ, РОТ, ЛЕС, МОХ, МАК и т. п.). Под каждой картинкой напишите слово, которое обозначает предмет, изображенный на картинке. Но вместо гласной буквы оставьте пустое место (то есть, под картинкой, на которой изображен дом, у вас будет подпись Д – М). Предложите ребенку вставить пропущенную букву в слово (лучше использовать буквы из нашей вырезанной азбуки, так как, если ребенок впишет букву, второй раз вы не сможете использовать эту карточку, а такая необходимость может возникнуть). Ребенок, выполняя задание из этой игры (например, подыскивая нужную букву к слову под картинкой с изображением дома), рассуждает примерно так. «Если я поставлю А, получается ДАМ, нет, такое слово не подходит к картинке. Поставлю У, получается ДУМ, тоже не подходит! ДОМ! ДО-О-ОМ! Здесь должна быть буква О!» Таким образом в этой игре ребенок учится осмысленному чтению, понимает смыслоразличительное значение букв, развивает фонематический слух. Упражнение «Сложи слово» В этой игре картинки не потребуются. Напишите на бумаге или картоне любое двусложное слово (например, РУКА). Разрежьте бумажку на две части так, чтобы на каждой из частей был один слог, например: РУ, КА. Предложите ребенку собрать слово из слогов, при этом последовательность слогов он определяет сам. У ребенка может получиться и КАРУ, и РУКА. Чтобы выбрать правильную последовательность слогов, малышу придется подумать и осмыслить прочитанное. Со временем усложните задачу, разрежьте трехсложное слово. Упражнение «Закончи слово» Для этой игры потребуются любые картинки (от лото, из журналов, открытки). Напишите на отдельных бумажных полосках начало и окончания слов, обозначающих изображенные на картинках предметы. Разложите картинки перед ребенком. Бумажки, на которых написано начало слов, положите на картинки. Полоски, на которых написаны окончания слов, разложите перед ребенком. Задача малыша – подобрать каждому слову соответствующее окончание. Не забудьте о лишнем варианте окончания, чтобы игра стала интереснее! Со старшими детьми играть можно и без картинок. На одном листе в столбик пишутся первые слоги слов, относящихся к одному обобщающему понятию (одежда, транспорт, посуда, мебель, птицы, времена года...), отдельно, на разрезных карточках, – окончания этих слов. Например:
АВТО.............ЕЗД ТРАМ.............ВАЙ МЕТ...............ЛЕТ САМО............БУС ПО..................РО
После выполнения задания спросите ребенка, как можно все понятия назвать одним словом.
Еще один вариант задания: подобрать к первому слогу подходящий второй из двух предложенных вариантов. Например: соедини правильно слоги, отгадай имена детей.
Упражнение «Составь слово из букв» Это упражнение по своей сути аналогично составлению слов из слогов, но проводить его можно только тогда, когда ребенок уже уверенно читает по слогам, не разбивая их на буквы. Для упражнения используются вырезанные буквы азбуки. Ребенку нужно составить слово из предлагаемого, заранее подготовленного взрослым комплекта букв. Например: О, М, Т, С. Ребенок, перебирая варианты порядка букв, осмысливая их, выбирает правильный ответ. Усложненный вариант упражнения: из одного заданного набора букв сложить два слова. Чтобы облегчить задачу (особенно на первых порах), желательно подбирать слова, относящиеся к одному обобщающему понятию. Например: составь из букв – А, О, М, Р, 3, К, А – название двух цветков (РОЗА, МАК). Упражнение «Подбери слово» Такие упражнения часто встречаются в различных дидактических тетрадях. Их выполнение требует от ребенка, в первую очередь, осмысленного чтения. Кроме того, с их помощью тренируется логика и умение обобщать. Заранее продумайте задание и напишите на отдельных карточках соответствующие слова. Затем предложите ребенку прочитать и разделить слова на группы по определенному признаку, например: • Выбери посуду и мебель (растения и животных, овощи и фрукты, съедобное и несъедобное и т. п.). • Что наливают в кружку, а что – в тарелку? (Чай, борщ, щи, молоко, кофе, какао, сок...). • Подбери к каждому слову из первой группы подходящее по смыслу из
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (334)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |