Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ



2016-09-16 244 Обсуждений (0)
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




Институт гуманитарных наук

Кафедра философии и этики

 

ФИЛОСОФИЯ

 

Учебно-методический комплекс

для студентов дневного отделения

 

группы 425, 426, 427

 

лекции – 34 ч

семинары – 36 ч

контрольная работа – 1

экзамен - тестирование

 

Составитель: канд.филос.н., доц. Дудар Т.Е.

 

 

Сыктывкар 2016

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение………………………………………………………………………. …3

Рекомендованная литература ……………………………………………………5

Содержание лекционного курса …………………………………………………6

Темы семинарских занятий …………………………………………………….15

Темы контрольных работ ………………………………………………………25

Критерии выставления оценок ………………………………………………....26

Словарь основных понятий и терминов ……………………………………….27

 

ВВЕДЕНИЕ

Философия есть учение о всеобщих характеристиках мира, месте человека в этом мире, его способностях и возможностях познавать мир и воздействовать на него. Философия – это знания, выходящие за пределы непосредственного жизненного опыта человека и человечества. В философии изначально много парадоксального. Будучи менее всех других наук привязанной к утилитарности, полезности, она, тем не менее, возникает ранее других, казалось бы гораздо более важных для человека наук: математики, экономики, химии. Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью – помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Философия дает изучающему ее индивиду как богатый фактический материал для размышления, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности. Как писал мыслитель ХХ века Исайя Берлин, «не знающая конца работа философов заключается в рассмотрении всего, что кажется невосприимчивым к научным методам и каждодневным наблюдениям, т.е. категорий, понятий, способов, привычек мышления и поведения». Он прозорливо определил труд философов как «опасную, интеллектуально трудную, часто мучительную и неблагодарную, но всегда важную» работу, не зависимо от того, в какие именно проблемы (личные, моральные, естественно-научные, политические) всматриваются философы. Цель философии остается всегда одна и та же – помочь человеку принять себя и тем самым «жить при свете, а не безумствовать в темноте».

Таким образом, заниматься изучением философии означает приобщение к выверенной тысячелетиями школе разумного мышления человечества. Изучение философии составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля, позволяет ему четко формулировать свою мировоззренческую позицию по актуальным проблемам современности, уметь ее грамотно и аргументировано отстаивать.

Процесс изучения дисциплины «Философия» направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций (ОК-1):

· способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области философских наук;

· способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;

· способности выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования;

· способности следовать этическим и правовым нормам;

· толерантность;

· способности к социальной адаптации; способности критически переосмысливать свой социальный опыт

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.

Уметь: формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – 4-е изд. – М.: Проспект, 2012. – 592с.

2. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. – 3-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 828с.

3. Философия: учебник для бакалавров / под ред. В.Н. Лавриненко. – 6-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 575с.

4. Кузнецов В.Г.Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.

5. Новая философская энциклопедия, в 4-х т. — М. 2000-2001

6. Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. — М.: Алгоритм, 2007.

7. Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики, 2009.

8. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

9. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

10. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

11. http://school-collection.edu.ru/

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА:

ТЕМА СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ
Тема 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества. Понятие мировоззрения. Мировосприятие, мироощущение, миропонимание – функции мировоззрения. Исторические типы и формы мировоззрения. Философия как систематическое и рационализованное мировоззрение. Взаимосвязь философии с другими формами духовного освоения мира (мифологией, религией, наукой). Философия как форма знания. Предмет философии и специфика философского мышления. Общий характер и содержание философских проблем. Проблема первоосновы мира. Проблема развития и познаваемости мира. Проблема сущности человека и его места в мире. Общие закономерности общественной жизни и смысл истории. Место и роль философии в культуре.
Тема 2. Структура философского знания. Основные области философского знания: онтология, гносеология, методология, этика, эстетика, философская антропология, социальная философия, философия истории, история философии. Функции философии: мировоззренческая и методологическая.
Тема 3. Античная философия. Отличительные черты античной философии: космоцентризм, проблемы бытия и человека. Основные школы античной философии. Досократическая философия. Понятие «природы» и «архэ». Проблема первоначала в милетской школе. Гераклит: учение о противоположностях и становлении. Элеатская школа. Атомизм Демокрита. Понятие атома и пустоты. Классическая философия. Проблема человека, морали и познания. Сократ: его жизнь и характер философствования. «Диалектика», «майевтика», «ирония». Добродетель и знание. Объективный идеализм Платона. «Эйдосы-идеи». Познание как «припоминание». Платон о душе и ее бессмертии. Учение Платона о государстве. Аристотель о материи и форме. Социальная философия Аристотеля. Философские школы в эпоху эллинизма. Эпикуреизм. Принцип удовольствия. Стоицизм. Стоические учения о причинности, необходимости и судьбе. Стоическая этика. Скептицизм. Неоплатонизм.
Тема 4. Средневековая философия. Понятие, периодизация и проблемы средневековой философии. Специфические черты средневекового способа философствования. Важнейшие религиозно-философские идеи Библии: монотеизм, теоцентризм, креационизм, идея откровения, идея грехопадения, учение о конце света, антропоцентризм. Теология и философия. Патристика. Августин Аврелий. Учение о душе и самопознании, проблемы времени и бытия, движения истории и концепция исторического прогресса. Схоластика. Спор о природе общих понятий (универсалиях). Борьба реалистов и номиналистов. Доказательства бытия Бога. Соотношение веры и разума. Философский синтез Фомы Аквинского. Разложение схоластики. В. Оккам.
Тема 5. Философия Нового времени (XV-XVIII вв.) Европейское Возрождение как историческая эпоха. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения. Пантеизм. Дж. Пико дела Мирандола. «Речь о достоинстве человека». Место человека в иерархии сущностей. Скептицизм М.Монтеня. «Опыты». Николай Кузанский. Концепция «ученого незнания». Бог как «абсолютный максимум». Дж. Бруно о бесконечности миров. Ренессанс и становление новоевропейской науки. Гелиоцентризм и учение о бесконечности миров. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Критика религии и схоластики. Развитие научного знания. Проблема метода познания. Ф. Бэкон как основоположник эмпиризма. Его критика схоластики, догматизма и спекулятивной философии. Учение Бэкона о методе. Разработка индуктивной методологии науки. Р.Декарт и разработка дедуктивной методологии науки. Критика предрассудков, авторитетов, традиций. Картезианские сомнение. Бог как гарантия существования мира и истинного знания. Основные черты метафизического материализма ХУП века. Б.Спиноза. Бог, природа, субстанция. Атрибуты и модусы субстанции. Универсальный детерминизм Спинозы. Свобода как осознанная необходимость. Монадология Лейбница. Европейское Просвещение, его фундаментальные характеристики. Своеобразие национальных форм Просвещения. Французское Просвещение как наиболее радикальная и политизированная форма просветительской мысли. Критика истории, общества и церкви. Материалистическая тенденция. Философия истории и просветительские версии общественного прогресса. Ф.Вольтер. Ж.-Ж. Руссо.
Тема 6. Немецкая классическая философия. Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской классики. Основные представители немецкой классической философии. Критическая философия И. Канта. Предмет и задачи критической философии. Критика Кантом догматизма и скептицизма в философии. «Вещь в себе» и явление в философии Канта. Априоризм Канта. Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Чувственность и рассудок. Система категорий чистого рассудка. Идеи чистого разума. Кант о границах и возможностях теоретического разума. Характерные черты этического учения Канта. Категорический императив как закон практического разума. Свобода и долг. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. Гегель о тождестве мышления и бытия. Предмет и задачи философии. Исходные принципы и структура философской системы. Учение о бытии, сущности, понятии. Развитие идей диалектики и историзма. Разложение гегелевской школы. Л. Фейербах. Материализм Фейербаха. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека.
Тема 7. Западноевропейская философия в ХХ – начале ХХI веках. Главные проблемы и тенденции философии ХХ века. Место и роль философии в культуре ХХ века. Психоаналитическая философия. З.Фрейд о философии культуры и истории. Аналитическая психология К.Юнга и коллективное бессознательное. Архетип и символ. Гуманистический психоанализ Э.Фромма. «Быть» или «иметь». Критика современного общества. Проблема отчуждения современного человека и пути его преодоления. Феноменология. Э.Гуссерль. Программа философии как «строгой науки». Понятие интенциональности сознания. Метод феноменологической редукции. Экзистенциальная философия. Социально-исторические и духовные истоки экзистенциализма. Уникальность человеческого бытия как философская проблема. Понятие экзистенции. Проблема подлинности и неподлинности человеческого существования. Светский (М.Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А.Камю) и религиозный (К.Ясперс) экзистенциализм. Философская герменевтика. Историческое происхождение герменевтики и ее философское осмысление. М.Хайдеггер: герменевтика как феноменология человеческого бытия. Философская герменевтика Г. Гадамера. Аналитическая философия. Основные темы аналитической философии. Философская программа неопозитивизма и ее кризис (Р.Карнап). «Постпозитивизм» и философия науки (К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд). Философская мысль в начале XXI века: основные тенденции, специфика проблематики и особенности философствования.
Тема 8. Специфика русской философии. Предмет истории русской философии. Периодизация, специфика и основные проблемы. Русская философия XI-XVII вв. Зарождение философии на Руси. Религиозно-философские вопросы в произведениях древнерусской литературы. Илларион. "Поучение" Владимира Мономаха. Филофей и обоснование доктрины "Москва - третий Рим". Максим Грек. Андрей Курбский. Юрий Крижанич. Секуляризация русской философии. Русская философия XVIII – начала XIX века. «Корпускулярная философия" М.В.Ломоносова, философия и естествознание. А.Н. Радищев как критик российской политической системы. Трактовка естественного права и общественного договора, общественно-политические идеалы. Учение о человеке. Русская философия второй четверти XIX – начала ХХ веков. Основные философские течения XIX в. П.Я.Чаадаев как зачинатель оригинальной русской философской мысли. Вопрос о судьбе России в произведениях Чаадаева. Западничество и славянофильство 1830-50-х гг. разработка славянофильской идеологии: И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С.Аксаков. Критика рационалистической культуры Запада и западной философии, рационализма и материализма. Философия истории: своеобразие исторических судеб России. Философия «всеединства» Вл. Соловьева. Критика философии «отвлеченных начал». Программа «цельного знания». Философия истории и моральная философия. Н.А.Бердяев. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Принцип человеческой свободы как творчества. «Русская идея». Философия русской радикальной демократии 1850-60-х гг. Н.Г.Чернышевский. Материалистическая трактовка антропологического принципа в философии. Социалистическая теория и пути развития России. Марксистская философия в России. Г.В.Плеханов. Основные философские труды и проблематика. В.И.Ленин. Интерпретация теории общественно-экономических формаций, общественного бытия, классов, государства и революций. Русский космизм: основные представители, идеи. Русская философия в ХХ - начале XXI века. Философия Русского Зарубежья. Евразийство. Советская философия. Философия в современной России: итоги, проблемы и пути дальнейшего развития.
Тема 9.Человек как философская проблема. Философская антропология как философское учение о человеке. Представления о человеке в истории философской мысли. Древневосточная философия о человеке. Размышления о человеке в античной философии. Человек и Бог в религиозной антропологии. Споры о свободе воли. Антропология и гуманизм Возрождения. Философия разума Нового времени. Кризис идеи «человека» в ХХ веке. Проблема человеческой «телесности» в философской мысли начала XXI в. Проблема происхождения человека. Антропосоциогенез. Роль труда в этом процессе. Соотношение биологического и социального в человеке Индивидуальное и социальное бытие человека и многомерность человеческой жизни. Сущность и существование человека. Поиск человеческого в человеке. Общее и уникальное в человеке. Индивид, индивидуальность, личность. Человек как противоречие между конечностью тела и бесконечностью человеческого духа. Смысл жизни человека. Различные концепции смысла человеческого существования. Уникальность человеческого «я» и проблема отчуждения современного человека. Личность и толпа. Личность человека и массовая культура.
Тема 10. Природа и происхождение сознания Проблема сознания. Философские концепции сознания. Сознание как сущностная характеристика человека. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания. Формирование сознания в онтогенезе и филогенезе человека. Общественная природа сознания. Сознание и деятельность. Сознание как превращенная форма социальной практики. Структура сознания. Психика, сознание, мышление. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Сознание и подсознание. Бессознательное. Самосознание. Функции сознания Сознание и язык. Значение и смысл. Язык как средство общения и как знаковая система. Естественные и искусственные языки. Моделирование сознания. «Искусственный интеллект».
Тема 11. Познание как предмет философского анализа. Понятие познания. Познание и знание. Научные, донаучные и ненаучные формы знания.Практическое и познавательное отношение к миру. Познание и жизнь. Субъект и объект познания. Структура познавательной деятельности. Чувственное и рациональное познание, их взаимосвязь. Основные формы чувственной и рациональной ступеней познания. Проблема истины в философии и науке. Концепции истины. Диалектика субъективного и объективного, абсолютного и относительного в теории истины. Критерии истины в научном познании. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Истина и правда.  
Тема 12. Специфика научного познания. Научное познание, его специфика. Уровни и формы научного познания. Природа научного знания и критерии научности. Наука как особый вид знания, деятельности и социальный институт. Наука в системе мировоззренческой ориентации. Структура науки. Роль приборов в познании. Современные концепции философии науки. Методология. Понятие метода. Классификация методов. Методы научного познания. Наука в современном мире. Этические проблемы науки. Аксиологическая суверенность науки и непредсказуемость последствий научно-технического прогресса. Ученый и этика. Социальная ответственность ученого.
Тема 13. Бытие и проблемы существования в философии (онтология). Онтология как учение о бытии. Единство мира и его разнообразие. Проблемы бытия в истории мысли. Философский смысл проблемы бытия. Категория бытия. Бытие и небытие. Многообразие видов, уровней бытия. Материя. Понятие атрибута материи. Движение как общий способ существования материи. Многообразие форм движения. Пространство и время как атрибуты материи. Соотношение пространства и времени. Структурные уровни материи. Философский смысл понятий Вселенной, мира, космоса. Всеобщая связь предметов и явлений действительности. Многообразие связей, отражение его в системе философских категорий. Качество и свойства предметов. Качество и количество, их взаимосвязь. Изменение. Единичное, особенное, общее. Причина и следствие. Детерминизм и индетерминизм. Необходимость и случайность. Возможность и действительность. Упорядочность и целостность бытия. Содержание и форма. Сущность и явление.
Тема 14. Природа как объект философского анализа Учение о природе в истории философской мысли. Природа как объективная реальность. Идея единства природы и человека. Природа неживая и живая. Роль естествознания и философии в познании происхождения и сущности жизни. Жизнь и разум в контексте глобальной эволюции Вселенной. Биосфера и ноосфера. Природа естественная и искусственная. Идея «господства над природой» и результаты ее реализации. Понятие экосистемы. Глобальные экологические проблемы современной цивилизации. Природа и техника. Исторические этапы технизации природы.
Тема 15. Общество: основы философского анализа. Предмет социальной философии. Понятие социальной реальности. Общество как система отношений и социальных институтов. Взаимодействие экономики, политики и идеологии. Социальная структура. Гражданское общество и его политико-правовое оформление. Материальная и духовная жизнь общества. Общественное и индивидуальное сознание. Критерии разграничения форм общественного сознания. Деятельность как способ существования общественного человека. Доминанты и детерминанты общественной жизни. Информационная революция и становление информационного общества. Общество массового потребления. Движущие силы и субъекты исторического процесса. Диалектика субъективного и объективного в истории. Проблема свободы действий исторического субъекта. Проблема периодизации и направленности исторического процесса. Многовариантность истории. Соотношение эволюции и революции. Значение реформ в жизни общества. Проблема общественного прогресса. Поступательное развитие, относительная повторяемость и «циклы» истории.
Тема 16. Философия и образы будущего. Проблемы и перспективы современной цивилизации.   Современное постиндустриальное общество: понятие и характерные черты. Место человека в информационном обществе. Соотношение «природы человека» и современного техногенного мира. Критика «массового общества» и «массовой» культуры в современной философии. Многомерность человеческого бытия и ценности современного общества. «Экономический человек» и проблема отчуждения. Современная социокультурная ситуация, ее тенденции. Глобализация как базовая тенденция современности. Понятие глобальности. Глобальные проблемы. Единство автономизации и интеграции в человеческой деятельности. Становление нового гуманизма. Понятие взаимодействия культур и его роль в современном мире. Структура межкультурного диалога. Отказ от культуроцентризма. «Культурный горизонт». Культурные «очки». Культурный шок. "Россиянин" в России и за ее пределами. Цивилизационный синтез и культурный плюрализм. «Единая Европа» как социокультурная парадигма. Россия и мир. Человечество как единый субъект исторического развития. Философия как проект возможных вариантов общественного развития. Социальная экстраполяция. Проблема поиска новых ценностей и будущее философии в XXI веке.

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ



2016-09-16 244 Обсуждений (0)
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)