Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СЛОВАРЬ ПО ПЕДАГОГИКЕ 4 1 страница



2016-09-16 417 Обсуждений (0)
СЛОВАРЬ ПО ПЕДАГОГИКЕ 4 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.

К 56 Словарь по педагогББК 74.00 ике. — Москва: ИКЦ «МарТ»;

Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448 с.

 

 

Данный словарь является учебным изданием, содержащим свы ­-
ше 1800 педагогических и междисциплинарных терминов, знание
которых необходимо при изучении курса педагогики.

Издание предназначено для всех, кто изучает педагогику и ин -­
тересуется ею: от учащихся педагогических классов и студентов до
профессорско-преподавательского состава и исследователей в обла-
­сти педагогики.

 

 

ISBN 5-241-00477-4 ББК 74.00

 

© Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю., 2005

© Оформление: Издательский центр «МарТ», 2005

© Оформление: ИКЦ «МарТ», 2005

 

 

Определяйте значение слов. Этим вы избавите че­-
ловечество от половины его заблуждений и недора- ­

зумений.

Р. Декарт

«... аще где в книге сей грубостию моей пропись

или небрежением писано, молю вас: не зазрите мое-

­му окаянству, не кляните, но поправьте, писал бо не

ангел божий, но человек грешен и зело исполнен не­

ведения».

Обращение к читателю

древнерусских книжников

Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что

говоришь.

Русская пословица

Чем богаче определяемый предмет, тем более раз­

нообразными могут быть определения его различных

сторон.

Г. Гегель

ВВЕДЕНИЕ

В любой науке постоянно идет процесс переосмысления поня­тийного аппарата, что характерно и для педагогики. Возвращение к гуманистическим истокам вновь делает центральной фигурой педагогического взаимодействия ребенка. Субъект-субъектный ха­рактер современной педагогической парадигмы, разработка техно­логий педагогического процесса сделали еще более значимой вза­имосвязь педагогики и психологии, педагогики и социологии, педа­гогики и философии, что обогатило педагогику терминологией из смежных наук, поэтому в словаре немало понятий из разных обла­стей знания, особенно из философии, социальной педагогики, психологии, социологии, сексологии и др. Кроме того, в настоящее время в связи с гуманитаризацией образования педагогику ввели в

 

 
 


СЛОВАРЬ ПО ПЕДАГОГИКЕ 4

стандарт всех профессиональных образовательных стандартов и ее преподают во всех вузах страны, что значительно расширило круг обучаемых, которым необходимо овладеть педагогической терми­нологией. Повысился уровень обучения в педагогических учили­щах, многие из которых стали колледжами, дающими начальное высшее образование, что значительно приблизо преподавание в них к вузовскому обучению, а значит и к усложнению и более вы­сокому научному уровню преподаваемых курсов, в том числе и пе­дагогики. Составители данного словаря предприняли попытку по­казать смысловое содержание основных терминов курса «Педаго­гика», которые активно используются как в словаре современных исследователей, так и практиков, чтобы приблизить научные педа­гогические издания к широкому кругу читателей.

В силу учебного характера данного словаря, адресованного в первую очередь студентам педагогических учебных заведений и учителям, которых затрудняет чтение ряда современных психоло­го-педагогических работ из-за насыщенности их текстов малозна­комой или незнакомой терминологией, в нем по необходимости в краткой и доступной форме даны свыше 1800 понятий, многие из которых в педагогику вошли сравнительно недавно или не исполь­зовались в силу господствующей до недавнего времени авторитар­ной парадигмы. Словарь содержит много новых понятий, содержа­ние и определение которых еще достаточно условно.

Совершенно очевидно, что при отборе словарного состава из­дания и определения сущности терминов, невозможно было все учесть и все свести в единую непротиворечивую целостность, да в этом, на наш взгляд, и нет необходимости. Однако собственно пе­дагогические понятия даны с позиций целостного педагогического процесса. Предлагаемые дефиниции формулировались прежде все­го исходя из соображений их достаточной точности, ясности и пол­ноты, понимая в то же время, что и в таком виде не все читатели примут то или иное толкование без определенных уточнений или возражений. Но такова, как нам представляется, участь всех спе­циальных словарей.

При отборе терминов для словаря использовались различные словари, монографии, учебники, методические пособия, научные сборники и статьи из периодических изданий, содержащие новей­шую психолого-педагогическую лексику. Основные из использо­ванных источников указаны в списке литературы в конце словаря. В словаре незначительно представлены педагогические понятия, не представляющие сложности в понимании и, как правило, оди­наково трактуемые авторами различных пособий по педагогике.

Если определяемое понятие имеет несколько значений, они обозначаются цифрами. При уточнении смысла понятия разъясне­ния идут через точку с запятой. Понятие, раскрываемое в статье, при упоминании в тексте обозначается начальной заглавной бук­вой. Если оно названо в виде словосочетания, то последующие сло­ва также обозначаются в тексте при упоминании одной начальной буквой, но маленькой.

Связи между словарными статьями прослеживаются посред­ством кустового расположения терминов, следующих в алфавит­ном порядке после базового слова и выделенных различным шриф­том или ссылкой на соответствующие статьи словаря. Словарь снабжен списком сокращений и алфавитным указателем.

В конце издания дается разговорный словарик, с указанием наиболее часто используемых слов и выражений учительской речи, нередко вызывающих определенные затруднения.

Издание адресовано всем, кто изучает педагогику или интере­суется ею: от учащихся педагогических классов и студентов до про­фессорско-преподавательского состава и исследователей в облас­ти педагогики.

Составители словаря будут признательны читателям за отзывы, пожелания и критические замечания.

 

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 


амер. — американский
англ. — английский
в. (вв.) — век (века)
греч. — греческий
г. (гг.) — год (года)
Д. б. — должен быть
др. — другой (другие)
европ. — европейский
ЗПР — задержка
  психического
  развития
итал. — итальянский
к.-л. — какой-либо
  (кого-либо)
канад. — канадский
к.-н. — кого-нибудь
  (какой-нибудь)
к-рый — который
лат. — латинский
мед. — медицинский
м  
(м-цев) — месяц
  (месяцев)
млн — миллион
м. б. — может быть
напр. — например
НТР — научно-техни-
  ческая револю
  ция
н. э. — наша эра

 

нек-рое

(нек-рым) — некоторые (некоторым)

 

нем. — немецкий
пед. — педагогический
полит. — политический
польск. — польский
пр. — прочее
психол. — психологический
разг. — разговорное
РФ — Российская
  Федерация
см. — смотри
соц. — социальный
СМИ — средства
  массовой
  информации
т.д. — так далее
т. к. — так как
т. е. — то есть
т. (тт.) — том (тома)
т. п. — тому подобное
Фр- — французский
анс — центральная
  нервная
  система
швейц. — швейцарский
юрид. — юридический

 

 

А

Абстракция — мысленное выделение к.-л. признака или свойства предмета, явления, с

целью его лучшего изучения.

 

 

Автоматизированная обучающая система (АОС) — система программного

обеспечения ЭВМ, предназначенная для разра­ботки и создания обучающих программ, управления учебным процессом в диалоговом режиме, сбора и обработки результа­тов обучения.

 

 

Автономия пространственная — неприкосновенность личного пространства.

 

 

Автономный — самодостаточный, независимый, самоуправля­емый.

 

 

Авторитарность (от лат. autoritas — влияние, власть) — социально-психологическая

характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить

своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению, проявляющаяся во

властности, склонности человека к использованию недемократичных мето­дов

воздействия на окружающих в форме приказов, распоряже­ний, указаний,

наказаний и т. п. Все эти черты ярко проявляют­ся у авторитарного учителя.

 

 

Авторитарное воспитание— воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле вос­питателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, А. в. препятствует развитию активности детей, их индивиду­альности, ведет к возникновению конфронтации между воспитателем и воспитанниками. Авторитарный стиль педагогического руководства представляет собой стрессо­вую воспитательную систему, основанную на властных отношениях, игнорировании индивидуальных особенно­стей обучаемых, пренебрежении к гуманистическим спо­собам взаимодействия с воспитанниками. Принцип авто­ритарной педагогики — учитель-субъект, а ученик —объект воспитания и обучения. Тщательно разработаны средства управления ребенком: угроза, надзор, приказание, запрещение, наказание. Урок жестко регламентирован, ак­цент — на воспитывающем обучении. Яркий представи­тель — Иоганн Фридрих

Гербарт (1776-1841). Такой стиль порождает в педагоге особые профессиональные черты: дог­матизм, чувство непогрешимости, педагогическую бестакт­ность, безаппеляционность в суждениях. Одно из его прояв­лений в педагогической деятельности — морализирование.

 

Авторитет (от лат. autoritas — влияние, власть) — 1. влияние ин­дивида, основан-

ное на занимаемом им положении, должности; 2. степень доверия чело-

веку, внутреннее признание окружаю­щими за человеком права на при-

нятие ответственного решения в условиях значимой совместной деятель-

ности; 3. высокий ста­тус личности в группе, в коллективе.

 

 

Авторитет положения— власть, которой обладают все представители

определенного должностного уровня в рамках организации над

всеми теми, кто занимает в ней подчиненное положение,

вне зависимости от наличия каких бы то ни было иных

социальных различий между предста­вителями этих двух групп.

 

 

Авторитет родителей— высокая значимость личных ка­честв и

жизненного опыта отца и матери в глазах детей и основанная

на этом сила родительского влияния на их поступки и поведе-

ние.

 

 

Ложные родительские авторитеты (А. С. Макаренко):

 

авторитет доброты— чрезмерная мягкость, доброта,

уступчивость по отношению к поведению ребенка. В та-

кой семье очень скоро дети начинают командовать роди-

телями (самый неумный вид авторитета);

 

авторитет дружбыстремление создать с раннего воз-

раста отношения с ребенком как равным — дружес­кие; в

крайних формах в этом случае начинается обрат­ный процесс —

воспитание родителей;

 

авторитет любвистремление ежеминутно и повсе­местно

показывать свою любовь к ребенку и показная демонстрация

любви ребенка к родителям (самый рас­пространенный вид

ложного авторитета);

 

авторитет педантизмаповседневное проявление

«бюрократического» внимания к ребенку. Родитель требует

от ребенка безусловного подчинения; авторитет подавления

повседневное воздействие на ребенка своим видом, действиями,

жесткое и порой жестокое отношение к нему как личности, его

действи­ям и поступкам. Такой авторитет приучает детей дер­-

жаться подальше от жестоких родителей, вызывает дет­скую

ложь и человеческую трусость, воспитывает же­стокость (самый

страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный);

 

авторитет подкупа— послушание достигается путем подкупа подарками и обещаниями (самый безнрав­ственный вид

авторитета);

 

авторитет расстояния— родители стараются быть подальше от своих детей, встречаясь с ними как на­чальники;

 

авторитет резонерства— бесконечные назидания и

наставления ребенка. Такие родители считают, что в поучениях

— главная педагогическая мудрость;

 

авторитет чванствавозвышение над окружающими в связи со своим положением, в том числе и дома (осо­бый вид авторитета расстояния, но более вредный).

 

 

Авторитет руководителя разделяемое большинством подчиненных, коллег и вышестоящих руководителей по­ложительное мнение о личностном соответствии данно­го руководителя требованиям занимаемой должности.

 

 

Авторитет учителя — особая профессиональная позиция,

определяющая влияние на учащихся, дающая право при­нимать

решения, выражать оценку, давать советы. Под­линный А.у

опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на

высокие личностные и профессиональ­ные качества воспитателя:

демократический стиль сотруд­ничества с воспитанниками,

эмпатию, способность к от­крытому общению, позитивную

Я-концепцию учителя, его стремление к постоянному

совершенствованию, эру­дированность, компетентность,

справедливость и добро­ту, общую культуру. Иррадиация

авторитета учителя — перенос авторитета на те сферы

жизнедеятельности, где право учителя на авторитетное влияние

еще не проверя­лось. Спецификация авторитета — признание

авторитет­ности человека лишь в одной из сфер, а в др. он не выс­ -

тупает в качества авторитета.

 

 

Авторская школа — образовательное учреждение, работающее по собственной

оригинальной программе, отличной от программ массовой школы.

 

 

Агрессия (от лат. agressio — нападение) — целенаправленное дес­труктивное поведение,

противоречащее нормам и правилам со­существования людей в обществе,

причиняющее физический вредили вызывающее отрицательные переживания,

состояние напряженности, страха, подавленности. Агрессивные действия могут

выступать как средство достижения к.-л. цели, как спо­соб психической разрядки,

удовлетворения блокированной потребности личности и переключения

деятельности, как фор­ма самореализации и самоутверждения. А.: физическая, вер­бальная, прямая и косвенная, аутоагрессия (самообвинения, са­моуничижение, самоубийство), враждебная (причинение вре­да), инструментальная.

Адаптация психическая — психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответ­ствии с новыми требованиями

окружающей среды.

 

 

Адаптация социальная — 1. активное приспособление человека к изменившейся

среде с помощью различных соц. средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые спосо­бы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими; 2. оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ори­ентации, усвоение индивидуумом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру; 3. процесс и результат ос­воения ребенком новых для него соц. ролей и позиций, значи­мых для самого ребенка и его социальное окружения — родителей, учителей, сверстников, др. людей, всего социума.

 

 

Адаптивная модель школы — новая модель разноуровневой и многопрофильной

общеобразовательной массовой школы с на­бором всевозможных классов и образовательных услуг, открытой для детей самых разных возможностей и

способностей вне зависимости от их индивидуальных психологических особенно­

стей, здоровья, способностей, склонностей, материальной обес­печенности семьи.

 

 

Адаптивность — неадаптивность — тенденции соответствия / несоответствия

между целями и достигаемыми результатами ак­тивности. А. выражается в согласовании, А. Н. — в рассогласовании целей и результатов. Под воздействием воспитания и обучения, условий и образа жизни уровень А. повышается или понижается.

 

 

Адаптивность образовательной среды — способность образова­тельной среды

устанавливать соответствие между предлагаемы­ми образовательными услугами

и образовательными запросами семьи, общественности и отдельных граждан;

создавать и под­держивать условия для продуктивной работы педагогических

кадров, управленческого и обслуживающего персонала. А.о.с. для каждого

ребенка и взрослого проявляется в открытом и дру­жественном характере

информационной и соц. среды во всех образовательных учреждениях; в

разнообразии образовательных программ и согласованных с ними пед.

технологий с учетом индивидуальных особенностей и интересов обучающегося;

пол­ноценности духовно-нравственного, интеллектуального, физи­ческого

развития, гражданского и профессионального становле­ния.

Функции А.о.с: мотивационно-стимулирующая, свободного самоопределения,

пропедевтико-реабилитационная, коррекционно-компенсаторная.

Адаптированность — уровень фактического приспособления человека к жизни,

взаимосоответствия его социального ста­туса и удовлетворенности или

неудовлетворенности собой. Человек м. б. гармоничен и адаптирован или

дисгармоничен и дезадаптирован.

 

 

Адепт (от лат. adeptus — достигший) — посвященный в тайны к.-л. учения, секты

и т. п.; ревностный приверженец к.-л. уче­ния, направления, идеи.

 

Адекватный — равный, вполне соответствующий чему-либо, со­впадающий.

 

 

Адрес(электронный) (фр. adresser — обращаться) — уникальный код, описывающий размещение данных в памяти компьютера.

 

 

Аккомодация (в теории Ж.Пиаже) — изменение уже сложившихся знаний, умений

и навыков в соответствии с возникшими новы­ми условиями.

 

 

Аккредитация — право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам

документа государственного образца об образовании, на включение в систему

централизованного госу­дарственного финансирования и на пользование гербо-

вой пе­чатью; определение типа, вида, категории образовательного уч­реждения.

 

 

Аккредитация предыдущей учебы — признание полученной ра­нее подготовки и

уже приобретенных навыков с возможностью полного или частичного освобождения от текущего курса обу­чения или профессиональной подготовки.

 

 

Аккультурация — частичное присвоение личностью составляю­щих иной культуры,

при этом осознание принадлежности к первоначально приобретенной культуре

сочетается с приняти­ем др. культурных ценностей.

 

 

Акмеология (от греч. ахте — пик, вершина, высшая степень чего-л.) —

междисциплинарная наука о наиболее полном инди­видуальном развитии

взрослого человека, достижении им наибо­лее высокого уровня соц. зрелости

как гражданина, специалис­та, профессионала, возникшая на стыке естественных,

обще­ственных и гуманитарных дисциплин. Изучает закономерности и механизмы

развития человека на ступени его зрелости (при­мерно период от 30 до 50 лет) и

при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии — акме. Важной

задачей А. яв­ляется выяснение того, что должно быть сформировано у чело­века

на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он смог успешно

реализовать свой потенциал на ступени зрелости.

 

 

Акселерация — ускорение роста и полового созревания детей и подростков по

сравнению с предыдущими поколениями.

 

 

Аксиология — философское учение о материальных, культурных, духовных,

нравственных и психол. ценностях личности, коллек­тива, общества, их

соотношения с миром реальности, измене­нии ценностно-нормативной системы

в процессе историческо­го развития. В современной педагогике выступает как ее

мето­дологическая основа, определяющая систему пед. взглядов, воснове к-рых

лежит понимание и утверждение ценности чело­веческой жизни, воспитания и

обучения, пед. деятельности и образования.

 

 

Аксиосфера личности — система ее ценностей.

 

 

Активность личности (от лат. activus — деятельный) — деятельное отношение

личности к миру, способность производить обще­ственно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества. Проявляется в творческой деятельности, волевых актах, обще­нии, формируется под воздействием среды и воспитания.

 

Активности самоценные формы личные усилия самого ребенка, проявляемые в различных видах его интеллекту­ально-творческой, коммуникативной и др. деяльности, когда ребенок может придти к самостоятельному откры­тию, приобретению нового опыта, к свободе мысли, по­лету фантазии. Важнейшим условием для проявления та­ких усилий со стороны ребенка является создание условий коммуникативной поддержки: атмосфера защищенности при его общении с учителем, др. взрослыми, сверстника­ми, уверенность ребенка в ценности его участия в диало­ге, щадящие условия для воспитанников с выраженной коммуникативной заторможенностью, общий положи­тельный фон взаимодействия.

 

Активность надситуативная (неадаптивная) способ­ность человека подниматься над уровнем требований си­туации, ставить цели, избыточные с точки зрения основной задачи, преодолевая внешние и внутренние ограничения деятельности; предполагает существование мотивации, суть к-рой в самой притягательности действий с непредрешенным исходом. Человеку известно, что выбор, к-рый он собирается сделать, будет оплачен, возможно, разочарова­нием или срывом, но это неотталкивает, а мотивирует выбор. Интенсивно разрабатывается В.А. Петровским. А.н. выступает в явлениях творчества, познавательной (интеллектуальной) активности, «бескорыстного» риска, сверхнормативной активности. В процессе воспитания необходимо стимулировать такую активность у детей и подростков и поощрять ее проявления.

 

Активность общественнаядеятельное отношение чело­века к жизни общества, в к-ром он выступает как иници­ативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложное морально-волевое качество личности. Предполагает наличие интереса к общественной работе и организаторских умений, ответственности при выполне­нии поручений, инициативности, исполнительности, тре­бовательности к себе и готовности помочь др. при выпол­нении общественных заданий.

 

Активность познавательная— деятельное состояние уче­ника, к-рое характеризуется стремлением к учению, ум­ственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Физиологической основой А.п. является рассогласование между наличной ситуаци­ей и прошлым опытом. Три уровня А.п. — воспроизводя­щая, интерпретирующая, творческая.

Активность социальнаяродовое понятие относительно видовых: общественно-политической, трудовой, познава­тельной и др. А.с. реализуется в виде социально-полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе к-рых лежат общественно значимые потребности. Субъек­том — носителем А.с. выступает человек, соц. группа и др. общности. Как общественное свойство личности, А.с. развивается через систему связей человека с окружающей соц. средой в процессе познания, деятельности и обще­ния. Являясь динамичным образованием, А.с. может иметь различную степень проявления. Тот или иной уровень А.с. зависит от соотношения между соц. обязан­ностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность.

 

 

Актуализация — действительный, теперешний. В процессе обуче­ния А. знаний,

навыков и чувств — это перевод их из скрыто­го, латентного состояния в явное, действующее.

 

 

Актуальность — важность, значимость для настоящего времени.

 

 

Акцентуации личности (характера) (от лат. accentus — ударение) — чрезмерное

усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние

варианты нормы, проявляющееся визбирательной уязвимости личности по отношению к нек-рым психогенным воздействиям (очень большие нервно-психичес­кие нагрузки, тяжелые переживания и др.) при хорошей устой­чивости к др.; им присуща тенденция к соц.-положительному и соц.-отрицательному развитию в зависимости от характера воз­действий среды и воспитания. А.л. с повзрослением сглаживают­ся, проявляясь лишь при экстремальных психогенных ситуаци­ях. Автор термина — нем. психолог и психиатр К. Леонгард. Типы акцентуаций предложены К. Леонгардом и А.Е. Личко. Учителю знание А. л. необходимо при изучении и понимании воспитанни­ков и осуществлении индивидуального подхода к ним.

 

Астеническийтип акцентуации, проявляющийся в та­ких признаках, как

быстрая утомляемость, раздражи­тельность, склонность к депрессии, повышенной тре­вожности, мнительности, нерешительности, склоннос­ти к самоанализу, постоянным сомнениям, навязчивым мыслям и др.

 

Гипертимный— тип акцентуации, для к-рой характерно по­стоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасы­ваться, не доводя дело до конца, контактность, словоохотли­вость, выраженность жестов, мимики. Это энергичные, инициативные, оптимистически настроенные люди. Вме­сте с тем они легкомысленны, раздражительны, трудно переносят условия жесткой дисциплины, вынужденное одиночество.

 

Демонстративный(истероидный)— тип акцентуации, проявляющийся в таких признаках, как артистичность, об­ходительность, склонность к фантазированию и притвор­ству. Мышление и поступки таких людей неординарны. Они стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к др. людям и вместе с тем, эгоистичны, лицемерны, лживы, недобросовестны в работе, тщеславны, авантюристичны.

 

Дистимный— тип акцентуации, проявляющийся в таких признаках, как низкая контактность, немногословие, склонность к пессимизму. Такие люди ведут замкнутый образ жизни, редко конфликтуют, серьезны, добросовес­тны, преданы дружбе, однако не в меру пассивны и мед­лительны.

 

 

Застревающий(паранойяльный) — тип акцентуации, к-рому характерны повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стрем­ление к доминированию, неприятие мнения других, час­то приводящее к конфликтам.



2016-09-16 417 Обсуждений (0)
СЛОВАРЬ ПО ПЕДАГОГИКЕ 4 1 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СЛОВАРЬ ПО ПЕДАГОГИКЕ 4 1 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (417)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)