Примеры работ выпускников и анализ их экспертных оценок
В качестве примеров рассмотрим несколько ответов выпускников, сравним их с эталонами ответов, прокомментируем выставленные экспертами оценки. Пример 1. 34 (С1). Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?
Ответ:
Ответ выпускника 1: При глотании слуховая трубка открывается и давление по обе стороны барабанной перепонки выравнивается. Выставленные экспертами баллы: 1/1; оценка выпускника – 1 балл. Ответ правильный, но неполный, поэтому эксперты выставили 1 балл. Ответ выпускника 2: При сосании леденцов выравнивается давление между атмосферным и давлением в среднем ухе и евстахиевой трубе и барабанная перепонка не травмируется. Выставленные экспертами баллы: 2/1; оценка выпускника – 2. Ответ неполный. Не указано, что выравнивание давления происходит за счет раскрытия слуховой трубы. Однако один из экспертов поставил высший балл и завысил отметку. Данный ответ можно оценить только одним баллом. Пример 2. 35 (С2).Какой видоизменённый побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.
Ответ:
Ответ выпускника: На рисунке представлен видоизмененный побег: 1,3 – лист, 2 – корневище. Корневище берет из почвы органические вещества и воду. А лист выполняет функцию запаса минеральных и питательных веществ Выставленные экспертами баллы: 1/0; оценка выпускника – 1. Выпускник не назвал видоизмененный побег, неверно определил почку, назвал придаточные корни корневищем. Кроме того, допустил ошибки при описании функций листа и корня. За допущенные грубые ошибки он должен был получить 0 баллов. Оценка одним экспертом завышена, ученик получил 1 балл. Пример 3 36 (С2). Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1. Плоские черви – это трехслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело. 4. У ленточных червей хорошо развита пищеварительная система. 5. Плоские черви – раздельнополые животные, откладывают яйца. Ответ:
Ответ выпускника 1: 1. Плоские черви – это двуслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию, печеночного сосальщика. 5. Плоские черви – гермафродиты. Выставленные экспертами баллы: 2/1; оценка выпускника – 2. Первая ошибка найдена неверно, плоские черви – трехслойные животные. Не указана ошибка в предложении 4. В ответе указаны и исправлены правильно две ошибки (предложения 2 и 5). Имеется неправильная информация – «Плоские черви – это двуслойные животные». За неправильно названные и исправленные ошибки баллы не вычитаются. Оценка выпускника - 2 балла. Ответ выпускника 2: 2. – аскариды не правильно 4. – пищевая система развита плохо 5. – плоские черви однополые Выставленные экспертами баллы: 1/1; оценка выпускника – 1 Выпускник правильно определил все три предложения, в которых допущены ошибки. Однако правильно исправил только первую ошибку. Вторая ошибка исправлена неверно: у ленточных червей пищеварительная система отсутствует вообще. Третья ошибка не исправлена: однополые и раздельнополые – синонимы. За ответ выпускнику правильно выставлен 1 балл. Пример 4 37 (С3). В поддержании постоянной температуры тела человека большую роль играет кожа. Назовите структуры кожи, участвующие в теплорегуляции? Укажите их значение. Ответ:
Ответ выпускника 1: Кожа человека покрыта жиром. Жир сохраняет тепло, если его выделяется много. Если мало, тепло уходит. В коже имеются кровеносные сосуды. При жаре кровеносные сосуды расширяются, кожа становится красной, кровь приливает. Тело отдаёт тепло в пространство. Сужение сосудов приводит к сохранению тепла. Выставленные экспертами баллы: 1 /1; оценка выпускника – 1 . У выпускника сложилось неправильное представление о роли кожного жира: «Кожа человека покрыта жиром. Жир сохраняет тепло, если его выделяется много. Если мало, тепло уходит». Но он достаточно правильно отразил в ответе второй элемент эталона: «В коже имеются кровеносные сосуды. При жаре кровеносные сосуды расширяются, кожа становится красной, кровь приливает. Тело отдаёт тепло в пространство. Сужение сосудов приводит к сохранению тепла». Пользуясь, предложенными к ответу критериями оценки ответа, необходимо выставить 1 балл. Два эксперта выставили такой же балл. Ответ выпускника 2: Поры кожи человека то расширяются, то уменьшаются. Тепло выходит и сохраняется. Если много жира, то человеку тепло на морозе. Тонкий и худой быстро замёрзнет. Жир плохо проводит тепло, он его сохраняет в организме человека. У водных животных, например, кита имеется много жира, и он не замерзает в холодной воде. Кит – теплокровное животное, как и организм человека. Выставленные экспертами баллы: 1/0; оценка выпускника – 1 . Во втором примере также имеется один верный элемент эталона. Высказано правильное суждение о роли подкожного жира в терморегуляции. Приведена аналогия с морским млекопитающим китом. Выпускник неправильно объяснил первый элемент эталона ответа. В ответе нет рассуждений о роли пота, его испарении. Из двух элементов только один правильный. Первый эксперт поставил 0 баллов, второй 1 балл. Считаем, что второй эксперт был более объективным. Общая оценка 1 балл. Пример 5 38 (С4). К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трех изменений.
Ответ:
Ответ выпускника 1: 1) увеличение численности мирных рыб, изменение их видового состава. 2) сокращение видового состава растений (так как они являются продуцентами.) 3) все это ведет к саморегуляции видов Выставленные экспертами баллы: 1/2; оценка выпускника – 2. Выпускником допущены ошибки: не произойдет изменения видового состава рыб, никакой саморегуляции здесь не будет. За ошибочное суждение снимается балл. Одним из экспертов завышена оценка. Выпускник должен был получить 1 балл. Ответ выпускника 2: 1) увеличение численности рыб 2) распространение болезней у рыб 3) уменьшение корма Выставленные экспертами баллы: 0/2/1; оценка выпускника – 1. В ответе выпускника нет четкости. Численность каких рыб увеличится? Какой корм уменьшится? Как повлияет распространение болезней на численность рыб? Однако один эксперт явно занизил баллы, а другой завысил. Работа проверялась третьим экспертом, так как расхождение в баллах больше 1. Выпускник получил 1 балл. Пример 6. 38 (С4). Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трех причин.
Ответ:
Ответ выпускника: 1) Разрушается клеточное строение листа 2) В листах не происходит процесс фотосинтеза, так как растение теряет зеленый цвет 3) Кислотный дождь проникает к корням растений, разрушает их и тем самым приводит к его гибели. Выставленные экспертами баллы: 1/3/2; оценка выпускника – 2. Выпускник указал правильно 1 элемент – повреждение органов (листьев и корней), указал прекращение процесса фотосинтеза, что тоже можно отнести к одному из элементов. Однако один эксперт занизил, а другой завысил отметку. Работа проверялась третьим экспертом, так как расхождение в баллах больше 1. Выпускник получил 2 балла.
Пример 7. 38 (С4). Какие особенности риниофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте. Укажите не менее 4 признаков.
Ответ:
Ответ выпускника 1: Риниофиты первыми появились на суше, так как: 1) у них появилась проводящая корневая система, способная проводить воду с растворенными в ней минеральными веществами; 2) появление тканей, покрытых плотной оболочкой, состоящей из целлюлозы; 3) появление основной ткани, в которой находятся пластиды, которые способны к фотосинтезу, происходящему в хлоропластах. Выставленные экспертами баллы: 1/2; оценка выпускника – 2. В ответе нет ни одного правильного положения. Содержится обилие биологических ошибок: корневой системы у риниофитов нет, ткани появляются, но целлюлозная оболочка присуща всем растениям, фотосинтез стал осуществляться у растений в водной среде. Реальная оценка выпускника 0 баллов. Ответ выпускника 2: Появление ризоидов – способ прикрепления к субстрату, появление проводящей и механической тканей, размножение менее зависело от воды (спорообразование). Выставленные экспертами баллы: 2/2; оценка выпускника – 2. Выпускник дал частично правильный ответ. Он указал появление механической и проводящей тканей, то есть частично раскрыл второй и третий элементы ответа. В ответе допущена неточность. Ризоиды имеются и у водорослей, поэтому не являются особенностью только риниофитов. Спорообразование также присуще не только риниофитам в связи с освоением наземной среды, но и водорослям. Наличие двух правильных элементов позволяет оценить ответ в 2 балла. Пример 8.
39 (С5). Участок молекулы ДНК имеет следующий состав: -Г-А-Т-Г-А-А-Т-А-Г-Т-Г-Ц-Т-Т-Ц. Перечислите не менее 3 последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеотида тимина на цитозин (Ц).
Ответ:
Ответ выпускника: Если заменить Т на Ц, то изменится состав нуклеотида, будет кодироваться другая аминокислота, синтез белка может прекратиться, а фрагмент ДНК будет иметь вид ГАТГААЦАГТГЦТ Выставленные экспертами баллы: 2/1; оценка выпускника – 2. В ответе указан правильно только один элемент – появление другой аминокислоты. Нет объяснения, почему прекратится синтез белка. Белок может измениться, но синтез прекратится только в том случае, если триплет окажется стоп-кодоном. Это объяснение отсутствует. Пример измененного фрагмента цепи ДНК нельзя считать правильным элементом. Оценка выпускника явно завышена. Выпускник должен был получить 1 балл. Пример 9. 39 (С5). Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза 1 и в анафазе мейоза 2. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом. Ответ:
Ответ выпускника: Перед мейозом ДНК удваивается – 56, хромосом – 28. В анафазе мейоза 1 к полюсам клетки расходятся гомологичные хромосомы, поэтому в клетке число ДНК и хромосом уменьшается в 2 раза, ДНК – 28, хромосом – 14. В анафазе мейоза 2 к полюсам расходятся сестринские хроматиды, образуются 4 клетки с гаплоидным набором хромосом, ДНК – 14, хромосом – 14. Выставленные экспертами баллы: 2/1; оценка выпускника –2. В ответе допущены ошибки. Выпускник, описывая правильно процессы в анафазе мейоза 1 и мейоза 2, допускает ошибки в определении число хромосом и ДНК в клетке. Он считает, что клетка уже поделилась в анафазе мейоза 1. Аналогичная ошибка допускается и при описании анафазы мейоза 2. В ответе имеется только один правильный элемент, поэтому 1 балл. Эксперты посчитали, что правильное описание процесса в анафазе дает право на получение еще 1 балла. Однако новые клетки образуются только в телофазе. Оценка выпускника завышена. Пример 10. 40 (С6). Скрестили дигетерозиготных самцов мух-дрозофил с серым телом и нормальными крыльями (признаки доминантные) с самками с черным телом и укороченными крыльями (рецессивные признаки). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы и фенотипы потомства F1, если доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены, а кроссинговер при образовании половых клеток не происходит. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
Ответ:
Ответ выпускника 1: Дано: А – серое тело, а – черное тело;В – нормальные крылья, b – укороченные крылья Решение: ааbb (самка), АаBb (самец) G: а, b; Аb, Ва F: Ааbb (сер. окр., укор. крылья) ааВb (черн. окр., норм. крылья) Выставленные экспертами баллы: 2/3; оценка выпускника – 3. Выпускник получил максимальный балл за неправильно решенную задачу, оба эксперта не увидели грубых ошибок. В ответе составлена схема решения задачи: расписаны генотипы родителей, гаметы, генотипы потомства. Из схемы решения видно, что учащийся умеет решать генетические задачи, дан один элемент ответа. Однако допущена ошибка при написании гамет самки, возможно, это механическая ошибка. Ученик не объяснил полученные результаты. Только один из элементов ответа засчитывается как правильный (второй). За такое решение задачи выпускник должен получить только 1 балл. Ответ выпускника 2: А – серое тело, а – черное тело;В – нормальные крылья, b – черные крылья P: ааbb (самка) х АаВb (самец) гаметы: аb и АВ, Аb, аВ, аb; генотипы по томства (F1): АаВb, Ааbb, ааВb, ааbb фенотипы потомства: сер. тело, норм. крылья; сер. тело, укор крылья; черн. тело, норм. крылья; черн. тело, укор. крылья. Выставленные экспертами баллы: 1/2; оценка выпускника – 2. Выпускник составил схему решения задачи, но она соответствует схеме дигибридного скрещивания. Первый и второй элементы содержат ошибки: неправильно расписаны гаметы при сцепленном наследовании признаков, поэтому получены неверные конечные результаты (соотношение генотипов и фенотипов по условиям задачи 1:1, а не 1:1:1:1). Третьего элемента ответа – объяснения полученных результатов – нет вообще. Задача решена неверно и должна быть оценена 0 баллов.
Анализ ответов выпускников и их экспертных оценок позволил сделать вывод о том, что выставление баллов часто основано на субъективности проверяющих. Поэтому перед началом проверки работ тестируемых необходимо тщательное предварительное обсуждение членами предметных комиссий критериев ответов, составление веера возможных вариантов ответов и разработка единых подходов.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (347)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |