Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Творческая история создания рассказа



2016-09-16 707 Обсуждений (0)
Творческая история создания рассказа 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблема личной ответственности человека за свою жизнь в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»

 

Цели:

 

- проанализировать рассказ Чехова «Ионыч» и рассмотреть степень личной ответственности героя за свою жизнь; - раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе; - совершенствовать умение анализировать художественное произведение, применять приобретённые знания для создания связного текста ( устного и письменного) на заданную тему.

 

Тип урока:

 

Урок изучения нового материала

 

Метод:

 

Частично- поисковый метод

Структура урока:

 

1.Организационный момент (тема записывается в тетрадях).

 

2.Организация класса к учебной деятельности.

 

3.Мотивация – этап актуализации субъектного отношения учащихся.

 

4.Этап изучения нового материала.

 

5.Обеспечение восприятия и осмысления изучаемого.

 

6. Обеспечение осмысления учащимися методов, приёмов анализа художественного произведения для содержательных выводов по теме урока.

 

7.Вывод. Подведение итогов.

 

Методы и средства, обеспечивающие активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, управление учебной деятельностью:

 

1. Информационно-коммуникационные технологии. При этом компьютер - это средство:

 

- рационального использования времени на уроке;

 

- повышение эстетики и наглядности процесса обучения.

 

2. Проблемное обучение.

 

Ход урока.

 

I. Организационный момент.

 

II. Организация класса к учебной деятельности.

 

А) Русская классическая литература вечно живая, она не становится историей.

 

Д.С.Лихачёв.

 

Учитель:

 

- Согласны ли вы с утверждением Д.С.Лихачёва? (поднимаемые в ней проблемы актуальны)

 

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русской классической литературы. Поговорим о творчестве А.П.Чехова.

«Его врагом была пошлость, он всю жизнь боролся с ней, ее он осмеивал и изображал бесстрастным пером, умел найти плесень пошлости даже там, где, с первого взгляда, казалось устроено очень хорошо, удобно, даже с блеском. Пошлость всегда находила в нем жестокого и строгого судью. Никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни в тусклом хаосе мещанской обынденщины». (М. Горький)

 

/слайд № 2/

 

Б) Музыкальная заставка (фрагмент оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин»)

 

Прозвучал фрагмент оперы Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» - любимое музыкальное произведение А.П.Чехова.

 

Имена Чехова и Чайковского сопоставляются нередко, так как во многом проясняются черты их живого родства.

 

Стремление к счастью, к жизненной правде; ненависть к злу и насилию, мудрая простота и общедоступность стиля – всё это сближает Чайковского и Чехова как художников искренних и талантливых.

 

В) «Чехов неуловим», - говорил художник В.А.Серов.

 

портрет А.П.Чехова работы В.А.Серова/

 

- Как, на ваш взгляд, личность Чехова проявилась в его произведениях?

 

III. Мотивация – этап актуализации субъектного отношения учащихся.

 

Известный писатель XX века С.Залыгин писал: «Антон Чехов был, вполне вероятно самым тонким знатоком нравственного кодекса, самым неустанным его исполнителем. Кодекса, который может вынести приговор жизненному устройству людей» (запись в тетрадь).

/слайд № 5, портрет С.Залыгина/

 

Лексическая работа.

 

Учитель:

 

- Выясним значение слова нравственность.

 

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

/Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов./

Учитель:

 

- Какие, на ваш взгляд, духовные качества входили в состав нравственного кодекса у Чехова?

 

- Какие сейчас, на ваш взгляд, необходимы духовные качества, определяющие поведение современного человека в обществе?

IV. Этап изучения нового материала.

 

Учитель:

 

-Сегодня на уроке я предлагаю вам обсудить тему: «Проблема личной ответственности за свою жизнь в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»».

 

 

Эпиграфом к уроку я взяла слова известного писателя – классика Н.В.Гоголя:

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких

Юношеских лет в суровое ожесточайшее мужество,

Забирайте с собою все человеческие движения, не

Оставляйте их на дороге, не подымете потом.

Н.В.Гоголь

 

- Как соотносится, на ваш взгляд, эпиграф с темой урока?

 

Учитель:

 

- Одной из важнейших тем для Чехова является тема нравственной ответственности человека за всё, что с ним происходит. Опуститься, деградировать, капитулировать перед жизнью, перед средой гораздо легче, чем сопротивляться и отстаивать свои взгляды.

 

Творческая история создания рассказа.

Рассказ написан в 1898 году. В обществе главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Одна из почитательниц Чехова писала по поводу «Ионыча»:

 

«Страшно, страшно подумать, сколько хороших, только слабых волею людей, губит пошлость, как она сильно затягивает и потом не вырвешься». Поставленная в этом рассказе нравственная проблема в разных формах возникает перед каждым поколением. Уч-ль: Прежде чем приступить к анализу рассказа «Ионыч», давайте познакомимся с историей его создания.

 

Ответ: Чехов работал над «Ионычем» примерно с февраля 1897 года до середины 1898. В его записной книжке одновременно появляются заметки и наброски, которые потом свяжутся с образом главного героя — доктора Дмитрия Ионовича Старцева («От кредиток бумажник пахнет ворванью») и с семьей Туркиных, вначале носившей фамилию Филимоновых: «Мальчик лакей: умри, несчастная!», «Здравствуйте вам пожалуйста. Какое вы имеете полное римское право». Затем появляется запись: «Филимоновы — талантливая семья, так говорят во всем городе. Он, чиновник, играет на сцене, поет, показывает фокусы, острит («здравствуйте, пожалуйста»), она пишет либеральные повести, имитирует: «Я в вас влюблена... ах, увидит муж!» Это говорит она всем при муже. Мальчик в передней: умри, несчастная! В первый раз, в самом деле, все это в скучном сером городе показалось забавно и талантливо. Во второй раз тоже. Через 3 года я пошел в 3-й раз, мальчик был уже с усами, и опять «Я в вас влюблена... ах, увидит муж!», опять та же имитация: «умри, несчастная», и когда я уходил от Филимоновых, то мне казалось, что нет на свете более скучных и бездарных людей».

 

В этом зерно первого замысла: самая интересная и талантливая семья в сером городе оказывается скучной и бездарной. Однако, учитывая это изначальное зерно, нельзя сводить к нему все бога­тое и разветвленное художественное «древо»: одно вырастает из другого, но с ним никак не тождественно. Ведь Чехов не просто писал повесть на готовую тему, очерченную в записной книжке, — первоначальный замысел рос, развивался и усложнялся. Последняя черновая запись к повести: «Ионыч. Ожирел. По вечерам ужинает в клубе за большим столом и, когда заходит речь о Туркиных, спрашивает: «Это вы про каких Турк.? Про тех, у которых дочка играет на фортепьянах?» Практикует в городе очень, но не бросает и земства: одолела жадность».

 



2016-09-16 707 Обсуждений (0)
Творческая история создания рассказа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Творческая история создания рассказа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (707)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)