Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Место дисциплины в структуре ООП ВПО



2016-09-16 323 Обсуждений (0)
Место дисциплины в структуре ООП ВПО 0.00 из 5.00 0 оценок




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ»

 

 

Специальность

37.05.01. «Клиническая психология»

Квалификация выпускника

Специалист

 

Кафедра психологии управления и акмеологии

Курс 1 Семестр 1

 

Форма обучения: Очная

 

 

Программа разработана: Терехин Вячеслав Александрович, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления и акмеологии ЮФУ

 

Рецензент: Короченцева Анна Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии социально-гуманитарного факультета Донского государственного технического университета.

 

 

Ростов-на-Дону

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании

 

Учебно-методического совета Кафедры психологии управления

Академии психологии и педагогики и акмеологии

Протокол заседания Протокол заседания

от 02.09.2014 г. № 1 от 02.09.2014 г. № 1

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

кафедры психологии управления и акмеологии

от 12.09.2014 г. № 2

Цели и задачи освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины – получение студентами углубленных знаний в области базового курса в соответствии с современными научными представлениями, формирование у студентов полноценного представления об ощущениях и восприятии как процессах непосредственно-чувственного отражения действительности.

Задачи профессиональной деятельности, к которым готовит дисциплина:

В практической деятельности:

- оценка особенностей сенсорно-перцептивной организации человека в различных видах деятельности

- диагностика характеристик непосредственно-чувственного отражения действительности

- выработка у студентов практических навыков владения теоретическим материалом базового курса «Ощущения и восприятие».

В научно-исследовательской деятельности:

- раскрытие основных подходов к психологическому анализу непосредственно-чувственного отражения

- изучение исторических и философских аспектов теории психического отражения

- освоение основных методов исследований процессов ощущения и восприятия

В педагогической деятельности:

- участие в проведении тестирования по итогам обучения

В организационно- управленческой деятельности:

- проведение диагностико-оптимизационных работ с персоналом организации.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

2.1. Учебная дисциплина «Ощущения и восприятие» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла подготовки специалиста. Программа дисциплины ориентирована на теоретическую подготовку профессионального психолога.

2.2. При освоении данной дисциплины обучающиеся должны обладать следующими «входными» знаниями, умениями:

- знаниями по общей биологии, в том числе по анатомии и физиологии человека и животных.

- общегуманитарной подготовкой и начальными знаниями о психологии человека.

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной дисциплиной.

Дисциплина имеет логические и содержательно-методические взаимосвязи с рядом дисциплин базовой части профессионального цикла: «Внимание и память», «Мышление и речь», «Эмоции и воля», «Общепсихологический практикум» и др.

Данную учебную дисциплину дополняет параллельное освоение курсов «Введение в профессию», «Анатомия и физиология высшей нервной деятельности», «Практикум по ощущениям и восприятию».

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины:

3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

Общекультурных компетенций (ОК):

Способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3):

Знать: основные закономерности, условия и движущие силы психического и личностного развития человека;

Уметь: свободно и адекватно пользоваться терминологией;

Владеть: основами методологии научного психологического познания.

Профессиональных компетенций (ПК):

Владение приемами анализа, оценки интерпретации результатов психологического исследования, проверки и оценки соотношения теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4).

Знать: историю развития представлений о психическом отражении в отечественной и зарубежной науке; место и роль базового курса «Ощущения и восприятие» в системе психологического знания;

Уметь: ориентироваться в различных теориях психического отражения;

Владеть: системой категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики.

 

Готовность к постановке инновационных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-26);

Знать: психофизиологические основы ощущений и восприятия,

Уметь: использовать полученные теоретические знания в дальнейшем освоении курса общей психологии и практической деятельности психолога;

Владеть: основными навыками научно-исследовательской работы в данной области психологического знания.

 

Содержание и структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, в том числе лекции – 36 час., практические занятия – 18 часа, самостоятельная работа студентов – 54 часов, экзамен – 36 час.

 

4.1. Содержание модулей дисциплины:

№ п/п Наименование раздела (модуля) дисциплины Содержание раздела
1. Общие вопросы теории ощущений и восприятия Современные представления о психических познавательных процесспх ощущений и восприятия, механизмы зарождения ощущений; биологические основы, на базе которых появляются ощущения и восприятие; виды существующих ощущений и восприятия, а также их связи с сенсорно-перцептивными системами. Ощущения и восприятие как процессы непосред­ственно-чувственного отражения действительности. Философский и психологический аспекты изучения процес­сов ощущений и восприятия. Ощущения и восприятие как непосредственная связь с миром. Рецепторная и рефлекторная теория ощущений. Этапы раз­вития рефлекторной концепции восприятия. Современные представления об активной рефлекторной природе воспри­ятия. Деятельностный подход к восприятию в отечествен­ной психологии. Роль эффекторных процессов в восприятии. Гипотеза упо­добления (А.И.Леонтьев). Проблема перцептивной деятельности. Перцептивные действия и операции. Роль непосредственно-чувставенного отражения реальности в познании. Уровни восприятия. Восприятие и сознательный образ мира. Активность и историчность восприятия.
2.     Сенсорно-перцептивная организация человека   Специфические особенности процессов ощущений и восприятия, определяющие их динамику, пластичность, приспособляемость к изменяющимся условиям окружающей среды; базовые ощущения, включающие интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренней среды организма, проприоцептивные ощущения, сигнализирующие о положении тела в пространстве, и экстероцептивные ощущения, сигнализирующие о взаимодействии с окружающей средой на базовом уровне, основные теории возникновения вкусовых и обонятельных ощущений и восприятия, природа слуховых ощущений и восприятия в их взаимосвязи со спецификой стимулов, природа зрительных ощущений и восприятия и их взаимосвязь со стимулами; теории цветового зрения. Единство сенсорно-перцептивной организации человека. Концепция Б.Г.Ананьева о сенсорно-перцептивной органи­зации человека. Единство сенсорно-перцептивной организации человека. Восприятие как процесс формирования и функциониро­вания чувственного образа. Функциональные механизмы воспри­ятия. Операциональные механизмы восприятия. Мотивационные механизмы восприятия. Основные свойства и феномены ощущений. Классификация ощущений и сенсорных систем. Различные основания классификации. Понятие о порогах ощущений. Чувствительность анализаторов. Общая характерис­тика адаптации: направление изменения чувствительности, его скорость, глубина. Краткая характеристика адаптации в различных сенсорных системах. Физиологические механизмы адаптации (опыты Раштона, Богословского). Явление сенсибилизации. Механизмы сенсибилизации. Взаимодействие органов чувств. Направление изменения чувствитель­ности при взаимодействии. Синестезии. Общая характеристика восприятия и его основных свойств. Образ объекта как принадлежащего объективному трехмерному миру в его движении и относительной инвариантности. Первичная отнесенность образа к объективной реальности. Проблема ощущения и образа восприятия. Роль индивидуальной и общественной практики в формировании образов восприятия. Основные свойства восприятия: активность, историчность, обобщенность, предметность, структурность, осмысленность, избирательность, зависимость от прошлого опыта или апперцепция. Константность восприятия. Виды константности. Проблема константности в различных теориях восприятия. Характеристика ощущений разной модальности. Органические ощущения и их свойства. Ощущения движения, связь вестибулярного аппарата с моторикой тела. Кожные ощущения и их виды. Обонятельные и вкусовые ощущения. Основные черты анатомии вкусовых и обонятельных анализаторных систем. Виды классификаций. Слуховые ощущения и восприятие. Основные черты анатомии слухового анализатора. Физичес­кие характеристики звука. Субъективные качества слуховых ощу­щений, их физические корреляты. Слуховая чувствительность. Абсолютные слуховые пороги. Кривая слышимости. Слуховое восприятие пространства: фазовый и амплитуд­ный биноуральные эффекты. Речевой и музыкальный слух. Фоне­ма, фонематический слух. его формирование. Высокая помехоус­тойчивость речи и причины, ее обуславливающие. Система звуко-высотного слуха. Теории звукового восприятия (теории Гельмгольца, Флетчера, Бекеши, Уивера и др.). Зрительные ощущения и восприятие. Основные черты анатомии зрительной системы. Физичес­кие характеристики света. Ретинальное изображение. Зрительный угол. Восприятие яркости и цвета. Субъективные качества зритель­ных ощущений и их физические корреляты. Контраст (яркостный и цветовой, одновременный и последовательный). Кривые спектральной чувствительности зрения. Цветовой круг Ньютона. Законы смешения цветов. Аномалии цветового зрения. Классические теории цветового зрения. Современные исследования цветового зрения. Роль движений глаз в процессе зрения. Различные функции и типы движения глаз. Методы изучения движения глаз. Представления о сенсорно-перцептивной организации человека в отечественных и зарубежных теориях восприятия. Структуралистическая теория восприятия. Теория бессознательных умозаключений Г.Гельмгольца. Теория восприятия в гештальтпсихологии. Теория восприятия Дж.Брунера. Психофизическая теория восприятия Дж.Гибсона. Гипотеза уподобления А.Н.Леонтьева. Теория перцептивных действий А.В.Запорожца. Концепция о сенсорно-перцептивном единстве Б.Г.Ананьева.
3. Комплексные виды восприятия   Становление и развитие восприятия пространства в онтогенезе; специфические особенности, составляющих процесса восприятия пространства, специфика восприятия времени в контексте психологического знания; внутренние и внешние составляющие восприятия времени человеком; анализ специфических факторов и механизмов ориентировки во времени, раскрытие специфики восприятия движения в контексте психологического знания. Восприятие пространства. Механизмы стереоскопического зрения. Корреспондирующие и диспаратные точки сетчатки. Бинокулярный параллакс. Зритель­ные эффекты при разных степенях диспарантности. Гороптер. Стереоскоп: устройство и принцип действия. Псевдоскоп и псевдоскопические эффекты. Роль аккомодации и конвергенции в оценки удаленности. Монокулярные признаки глубины. Опыты А.Эймса. Оптико-геометрические иллюзии. Восприятие формы и перцептивная организация. Перцептивная группировка. Стимульные и центральные факторы, влияющие на перцептивную группировку. Фигура и фон. Изменчивость перцептивной организации и факторы, влияющие на ее стабильность. Восприятие движения. Восприятие реального движения, его механизмы. Пороги восприятия реального движения. Феномены кажущегося движения (автокинетический эффект, стробоскопическое движение, индуцированное движение). Восприятие событий. Восприятие причинности. Теории взаимодействия систем восприятия реального движения. Восприятие времени. Механизмы (системы) восприятия времени у животных и человека. Восприятие временной длительности и временной последовательности. Понятие нейтрального интервала. Теория восприятия времени.Методы изучения восприятия времени. Научение в восприятии. Врожденные свойства и механизмы восприятия. Приобре­тенные свойства и механизмы восприятия. Экспериментальные исследования перцептивного научения.  

Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зач.ед. (144 час.).

 

Вид работ Трудоемкость, час.
№ семестра Всего
Общая трудоемкость
Аудиторная работа:  
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные работы (ЛР) -
Самостоятельная работа:  
Проектное задание (ПЗ)
Эссе (Э) -
Тест рубежного контроля (ТРК)
Самостоятельное изучение модулей
Контрольная работа (К)* -
Самоподготовка
Подготовка и сдача экзамена
Вид итогового контроля экзамен

* только для заочной формы обучения

Модули дисциплины, изучаемые в 1 семестре

 

№ модуля Наименование модуля          
    Всего Л ПЗ ЛР Внеауд. работа СР
Общие вопросы теории ощущений и восприятия  
Сенсорно-перцептивная организация человека  
Комплексные виды восприятия  
  Итого:  

 

Практические занятия

№ занятия № модуля Тема Кол-во часов
Ощущения и восприятие как процессы непосредственно-чувст­венного отражения, философский и психологический аспекты изуче­ния процессов отражения.
Рефлекторная теория. Вклад И.М. Сеченова и И.П.Павлова в создание реф­лекторной теории. Современные представления о рефлекторной природе сенсорных процессов
Классификация ощущений и сенсорных систем. Различные основания классификации.
Динамика чувствительности
Основные свойства и феномены восприятия
Характеристика ощущений разной модальности
Слуховая перцептивная система
Зрительная перцептивная система
Теории восприятия
Восприятие пространства
Восприятие формы и перцептивная организация
Восприятие движения
Восприятие времени
Научение в восприятии
       


2016-09-16 323 Обсуждений (0)
Место дисциплины в структуре ООП ВПО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)