Учебный год, 2 курс 3 семестр
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО по дисциплине «История России (XVIII – начало XX в.)» Учебный год, 2 курс 3 семестр, Группы 201, 202 Направление __ Очная форма обучения
Задания для подготовки к семинарским и практическим занятиям (от 12 до 25 рейтинговых баллов) Занятия 1-2 Тема: Осмысление европейского опыта русскими государственными деятелями (А.Я. Ордин-Нащокин, В.В. Голицын, Ф.М. Ртищев, А.С. Матвеев). Царевна Софья Алексеевна и царь Петр Алексеевич: общее и отличное во взглядах на развитие российской государственности. План 1. Итоги развития Российского государства в XVII веке. Взаимодействие России и Запада. 2. Особенности развития России в последней четверти XVII века. 3. Правление царя Федора Алексеевича и регентство Софьи Алексеевны. 4. Осмысление европейского опыта русскими государственными деятелями: А.Я. Ордин-Нащокин, В.В. Голицын, Ф.М. Ртищев, А.С. Матвеев. 5. Роль Славяно-греко-латинской академии и Симеона Полоцкого в освоении европейского опыта образования Занятия 3-4 Тема: Верховный тайный совет: Россия на пути к конституционализму. План 1. Создание Верховного тайного совета: причины возникновения этого государственного учреждения, оценка его общего значения и устройства. 2. Состав Верховного тайного совета: А.Д. Меншиков, П.А. Толстой, Г.И. Головкин, Ф.М. Апраксин, А.И. Остерман, Д.М. Голицын и К.Ф. Голштейн-Готторбский. Деятельность членов Совета. 3. Кондиции: их содержание 4. Верховный тайный совет в оценках русских историков: В.О. Ключевского, А.С. Алексеева, А.Н. Филиппова, А.Д. Градовского, П.Н. Милюкова и др. Занятия 5-6 Тема: Бирон и «бироновщина» в романе Лажечникова «Ледяной дом» План 1. Императрица Анна Иоанновна и особенности ее царствования. 2. «Русский Вальтер Скотт» Иван Иванович Лажечников: писатель и исторический романист. 3. Роман «Ледяной дом» и его значение. 4. Образ А. Волынского в романе И.И. Лажечникова. 5. Оценка Бирона и «бироновщины» в романе. 6. Исторический роман: история, домысел и вымысел в романе И.И. Лажечникова 7. Значение исторического романа «Ледяной дом» для понимания особенностей правления Анны Иоанновны Занятия 7-8 Тема: Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева: предпосылки, ход, итоги. «Пугачевский бунт» в трактовке А.С. Пушкина План 1. Особенности политического развития России во второй половине XVIII века. 2. Внутренняя политика Екатерины II. Крестьянский вопрос. Казачество. 3. Емельян Пугачев и «пугачевский бунт». 4. А.С. Пушкин как историк. Емельян Пугачев и «пугачевский бунт» в творчестве поэта. 5. «Пугачевский бунт» в трактовке А.С. Пушкина. Сравнительный анализ «Капитанской дочки» и «Истории Пугачева». 6. Значение исторических трудов А.С. Пушкина для развития исторической науки. Занятия 9-10 Тема: Выдающиеся русские полководцы и флотоводцы: П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Значение деятельности Г.А. Потемкина. Суворов и его «Наука побеждать». Литературное наследие полководца План 1. Внешняя политика России последней трети XVIII века. Особенности внешней политики. 2. Русско-турецкие войны 1768-1774 и 1787-1791 гг. Ход военных действий и основные сражения. 3. Выдающиеся русские полководцы: П.А. Румянцев, А.В. Суворов, В.М. Долгоруков. 4. Суворов и его «Наука побеждать». Литературное наследие полководца. 5. Г.А. Потемкин и создание русского Черноморского флота 6. Русский флот в последней трети XVIII века: А.Г. Орлов-Чесменский, Г.А. Спиридов. 7. Ф.Ф. Ушаков и его вклад в развитие русского флота и мирового флотоводческого искусства. 8. Значение наследия русских полководцев и флотоводцев для развития военного искусства.
Занятие 11 Тема: Фаворитизм Екатерининского времени 1. Понятия «фаворит» и «фаворитизм». Фаворитизм как явление. Фаворитизм в России 2. Век Екатерины Великой. Краткая характеристика эпохи. Особенности внутренней и внешней политики. Культура. 3. Станислав Понятовский и польский вопрос в Российской политике. 4. Г.Г. Орлов: на пути к дворцовому перевороту и убийству Петра III. Семья Орловых в русской истории 5. Князь Г.А. Потемкин-Таврический: Создание Черноморского флота и освоение Новороссии
Занятия 12-13 Тема:Россия при Павле I. Личность Павла Петровича в оценке российских историков и в художественной литературе. 1. Цесаревич Павел Петрович: детские годы, образование, воспитание. Особенности формирования личности и взглядов. 2. Особенности царствования Павла I. 3. «Учреждение об императорской фамилии». Особенности внутренней политики: преобразования в государственном управлении, сословная политика, военная реформа; крестьянский вопрос. 4. Внешняя политика: Россия и Англия, Россия и Франция. Участие России в антифранцузских коалициях. 5. Императрица Мария Федоровна и ее благотворительная деятельность. 6. Эпоха правления Павла I в оценке современников и историков. «Российский Гамлет»: применимо ли это понятие к личности и делам Павла Петровича.
Занятия 14-15 Тема:Реформы Александра I. Карамзин и его записка «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» I. Начало царствования Александра I. Особенности этого периода правления. Первые реформы и причины их проведения. II. Николай Михайлович Карамзин как государственный деятель, писатель и историк. III. Записка «О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» Н.М. Карамзина. 1. История написания Записки «О древней и новой России». История ее публикации. 2. Общая характеристика содержания «Записки»: преамбула и основная часть. 3. Преамбульная часть «Записки» и ее значение. Оценка Карамзиным итогов царствования первых Романовых, эпохи Петра I, Анны Иоанновны, Екатерины Великой и Павла I. 4. Характеристика начала правления императора Александра I, данная Н.М. Карамзиным в «Записке». 5. Внешняя политика: причины ее успехов и неудач по Карамзину. 6. Реформы Александра I в оценке Н.М. Карамзина. Отношения историка к реформам. - создание министерств; - создание Государственного Совета; - Манифест о милиции; - открытие университетов, реформа высшего образования; - крестьянская реформа; - Манифест о налогах; - финансовая реформа; - Коренной устав; - развитие российского законодательства до начала XIX в. и при Александре I. 7. Особенные замечания Н.М. Карамзина: их содержание и значение
Занятие 16 Тема:Российская империя в годы царствования Николая I. 1. Император Николай I. Общая характеристика правления. 2. Личность императора. Образ Николая I в русской литературе XIX в. 3. Политика Николая I в области культуры. Романтизм и русский национальный стиль 4. Крымская война (1853-1856). Причины и соотношение сил. Оборона Севастополя. Военные действия в Закавказье, на Камчатке, на Балтийском море. Парижский мир.
Разработчик: Г.В. Аксенова, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России.
Оценочное средство утверждено на заседании кафедры истории России (протокол № __ от __ августа 2016 г.).
И.о. заведующего кафедрой истории России М.Ю. Лачаева
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) Институт истории и политики Исторический факультет Кафедра истории России ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО по дисциплине «История России (XVIII – начало XX в.)» учебный год, 2 курс 3 семестр Направление ________________ Очная форма обучения
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |