Основной вопрос и основные направления философии
Философия как феномен культуры
Философия
Гродно 2013 Тема 1. Философия как феномен культуры Философия – продукт духовного развития человечества. Только философия, по мнению великого французского мыслителя Р. Декарта, отличает нас от дикарей и варваров и каждый народ и тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют. Философия существует не с самого начала человеческой истории. Как специфическая область знаний она возникла в период перехода от варварства к цивилизации. План: 1. Специфика философского знания. 2. Предмет и методы философии. 3. Основной вопрос и основные направления философии. Специфика философского знания Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат. Однако философия не является научным знанием в чистом виде. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета любой отдельной науки. Философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним. Можно выделить следующие особенности философского знания: 1. это знание имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.); 2. носит предельно общий теоретический характер, опирается на категории – предельно общие понятия; 3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук; 4. во многом субъективно, т.е. несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; 5. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания; 6. имеет неразрешимые, «извечные» проблемы, такие, например, как происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир и другие.
Предмет и методы философии Философия имеет свой предмет и методы, т.е. пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: 1. онтология (учение о бытии); 2. гносеология (учение о познании); 3. человек; 4. общество. В рамках данных четырех основных разделов можно выделить множество изучаемых философией частных вопросов. Такими, например, являются: сущность бытия, материя (субстанция) и ее формы, сознание, его происхождение и природа, бессознательное, человек, его сущность и существование, душа, духовный мир человека, общество, природа, духовная сфера жизни общества, особенности познания, философские категории, диалектика и ее законы, экология, проблемы выживания и многие другие вопросы. Основными методами философии являются: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика. 1. Диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. 2. Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности, игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития). 3. Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм, т.е. как раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. 4. Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, в результате которого достигаются кажущиеся достоверными выводы. 5. Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно поданных как истинные посылок (суждений) новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу. 6. Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Направлениями в философии являются: материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм. 1. При материалистическом методе (и направлении) действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – как проявление материи. 2. Суть идеалистического направления (и метода) – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, как ее воплощение. 3. Эмпиризм – это метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса лежит опыт, получаемый в результате чувственного познания. 4. Рационализм – философский метод и направление, при котором истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума). Основной вопрос и основные направления философии. В философии традиционно основным считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это является главной задачей философии. Существует две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая. Онтологическая сторона заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание? Суть гносеологической стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем мир? Материализм – направление в философии, сторонники которого считали (и считают), что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Сторонники идеалистического направления в философии первичным считали сознание (идею, дух), а материю – вторичной, производной от сознания. С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма. Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают что мир познаваем и возможности познания неограниченны. Агностики (как правило, идеалисты) считают, что мир непознаваем.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (263)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |