Разделение геологического разреза на интервалы условно одинаковой буримости
Для разделения геологического разреза на интервалы условно одинаковой буримости используется метод сравнения средних [8]. Методом случайной выборки выписываем значения проходки на долото, материал для этого собираем по двенадцати скважинам, пробуренных на Западно-Сургутском месторождении. Исходные данные для расчета приведены в таблице 24. Величину надежности статистических оценок Р принимаем равной 0,95. Таблица 23 - Физико-механические свойства горных пород по разрезу скважины
Таблица 24 – Исходные данные
Все члены вариационного ряда располагаем в порядке увеличения: X1 < X2 < … < Xn-1 < Xn , (10) где X – число членов ряда. Для исключения грубых ошибок проводим проверку крайних значений вариационного ряда. Для значения X1 проверку делаем следующим образом. Вычисляем левую часть неравенства (11), (12), (13) и сравниваем со значениями К1 = 0,376, К2 = 0,428, К3 = 0,481, взятыми из таблицы 3 методических указаний [8]. , (11) , (12) . (13) Если любое из неравенств не выполняется, то величина Х1 признаётся грубой ошибкой и должна быть из вариационного ряда исключена. Аналогично делаем проверку для значения Xn и Xn-1 с помощью неравенств (14), (15), (16). , (14) , (15) . (16) При невыполнении любого из неравенств величина Хn из ряда исключается, а при невыполнении неравенства (16) исключается значение Хn-1 . После исключения промахов определяются характеристики вариационных рядов: среднее значение и среднее квадратическое отклонение S , (17) . (18) Для сравнения двух рядов (например, первого 1 и второго 2) вычисляется общее среднее квадратичное отклонение (19) и параметр t1,2 распределения Стьюдента разности . (20) Значение t1,2 сравнивается с табличным значением параметра распределения Стьюдента t (таблица 4 методический указаний [8]) при заданной величине надёжности 0,95 и определённом числе степеней свободы m, которое определяется по следующей формуле m = n1 + n2 – 2 . (21) Выполним расчет для интервала 0-700 м проектируемой скважины. , 0,169 £ К1 - (условие выполняется), , 0,204 £ К2 - (условие выполняется), , 0,621 £ К3 - (условие не выполняется). Ввиду того, что одно из неравенств не выполняется, то исключаем значение 101. Аналогично делаем проверку для значения Xn . , 0,023 £ К1 - (условие выполняется), , 0,027 £ К2 - (условие выполняется), , 0,046 £ К3 - (условие выполняется). Все неравенства верны, значит, ничего не исключаем. Производим расчет для среднего значения и среднего квадратичного отклонения S1. , = 183. Аналогичные действия проделываем и с другими интервалами. Результаты вычислений приведены в таблице 25.
Таблица 25 - Результаты вычислений
Теперь перейдём непосредственно к сравнению рядов. Для сравнения двух рядов (например, первого 1 и второго 2) вычисляем общее среднее квадратичное отклонение. В данном случае m = 11 + 12 – 2 = 21. , . При m = 21, в соответствии с таблицей 4 методических указаний [8], t=2,08. В нашем случае различие средних значений и статистически значимо, так как t1,2 > t, значит, пачки не объединяем. Ряды 2-3 и 3-4 сравниваем по той же схеме, значения S2-3 , S3-4 , t2-3 , t3-4 и табличные значения t приведены в таблице 26.
Таблица 26 – Результаты вычислений
Таким образом, при проведении аналогичных расчетов и обработки результатов для остальных рядов, в итоге получаем четыре интервала условно одинаковой буримости: 1) 0 – 700 м; 2) 700 - 975 м; 3) 975 - 1740 м; 4) 1740 – 1990 м. При дальнейших расчетах интервал 0 - 40 м, который бурим под направление долотом диаметром 0,3937 м, будем учитывать как отдельный. Далее определяем средневзвешенные значения РШ, KТ, KА и соответственно по этим значениям время контакта вооружения долота с забоем τК , млс, необходимое для объемного разрушения горных пород для каждого интервала условно одинаковой буримости. Твердость горных пород по штампу РШ определяется по формуле , (22) где Pшi - твердость горных пород по штампу, соответствующих интервалов условно одинаковой буримости, МПа, Hi - мощность пластов горных пород, соответствующих интервалов условно одинаковой буримости, м. Причем для РШ будем определять максимальное и минимальное значение. Находим РШ для интервала 40 - 700 м, используя данные таблицы 23 пункта 2.6. Аналогично производим расчет РШ для остальных интервалов. Результаты вычислений заносим в таблицу 27.
Таблица 27 – Результаты вычислений
Выбор способа бурения
Бурение в Западной Сибири ведется как роторным способом, так и с применением гидравлических, винтовых забойных двигателей. Выявляем условия, способствующие эффективному применению одного из способов бурения, определяем частоты вращения долота, обеспечивающие необходимые величины времени контакта вооружения долота с забоем скважины в каждом интервале условно-одинаковой буримости и выбираем способ бурения. Частота вращения долота nτ , об/мин, при которой обеспечивается необходимое время контакта τК , млс, вооружения долота с забоем для достижения объемного разрушения пород на забое скважины, определяем по формуле [9] , (23) где R - радиус долота, м, τК = 2…8, нижний предел для очень мягких пород, верхний для твердых, tZ - средняя величина шага зубцов периферийных венцов шарошки долота, с учетом вдавливания в породу, м, Кτ = 4,8…7,2 - коэффициент, 7,2 - для мягких пород, 4,8 – для твердых. Определяем величину nτ для интервала 40-700 м. Исходные данные: tZ = 0,037 м, R = 0,14765 м, tК = 3,3 млс, Кτ = 6,7. об/мин. Подставив исходные значения в формулу (23) получим результаты, представленные в таблице 28. При этом учтем, что интервал 0 – 40 м будем бурить ротором с nτ = 100 об/мин, так как это более рациональный способ бурения в данном случае.
Таблица 28 - Обоснование способа бурения
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (988)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |