Наблюдатьсвязи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, наблюдать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий.
С помощью учителя:
• выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами);
• анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
• осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
• воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
• планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания.
С помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.
С помощью учителя
• осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию, с помощью шаблона);
• оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников;
• обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.
С помощью учителя:
• моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и его рисунку;
• определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты.
Содержание учебного предмета (34 часа).
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8 часов).
Знание трудовой деятельности в жизни человека – труд, как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремёсла и ремесленники. Название профессий ремесленников. Современное состояние ремёсел. Ремесленные профессии, распространённые в местах проживания людей. Технология выполнения их в работ во времена Средновековья и сегодня.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, ассиметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).
Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).
Природа – источник сырья. Природное сырье, природные материала.
Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общие представления).
Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.
Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).
Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности – изделия, оформление праздников.
Работа в малых группах. Осуществление сотворчества.
Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).
Самообслуживание. Самостоятельный отбор материала и инструментов для урока.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (15 часов).
Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки, пряжа. Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и ткани на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным особенностям.
Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их название, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы в обращении с колющими и режущими инструментами.
Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделий, отделка.
Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная, рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части при помощи циркуля и путём складывания.
Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.
Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (вариант прямой строчки).
Конструирование и моделирование (9 часов).
Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объёмных форм сгибанием. Виды соединений деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовые, проволочные). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Транспортные средства, используемые в трёх стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделия из различных материалов: транспортных средств
По модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
(2 часа).
Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях по изучаемым темам.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
1. Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
2. Текущий:
• прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
• пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
• рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
• контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
3. Итоговый контроль в формах
• тестирование;
• практические работы;
• творческие работы учащихся;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
• качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
• степень самостоятельности;
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Учебно-методическая литература для учителя
№
| Автор, год издания
| Название пособий
| Вид пособия
|
| «Технология. Ступеньки к мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева, М.: «Вентана - Граф, 2010.
| Методическое пособие для учителя
| Пособие для учителя
|
| Технология:2 класс: методические рекомендации к проведению уроков/[Т.Г. Иванова, Н.В. Матяш, Н.А. Семенович и др.]. – M.: Вентана-Граф, 2010.
| Методические рекомендации к проведению уроков
| Пособие для учителя
|
| «Технология. Ступеньки к мастерству» М.: «Вентана - Граф, 2011
| «Технология. Ступеньки к мастерству»
| Учебник для 2 класса
|
| «Технология. Учимся мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева, М.: «Вентана - Граф, 2011.
| Рабочая тетрадь к учебнику
«Технология. Учимся мастерству»
| Рабочая тетрадь по технологии для 2 класса
|
| Технология: программы начального и основного общего образования/[М. В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица и др.]. – М.: Вентана-Граф, 2010.
| Сборник программ
|
6.
| Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
| Пособие для учителя
|
7.
| Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
| Пособие для учителя
|
Учебная литература для учащихся
№
| Автор, год издания
| Название пособий
| Вид пособия
|
| «Технология. Ступеньки к мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева, М.: «Вентана - Граф, 2011.
| «Технология. Ступеньки к мастерству»
| Учебник для 2 класса
|
| «Технология. Учимся мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева, М.: «Вентана - Граф, 2011.
| Рабочая тетрадь к учебнику
«Технология. Учимся мастерству»
| Рабочая тетрадь по технологии
|
Календарно – тематическое планирование уроков технологии во 2 классе
№п/п
| Дата
| Учебная тема
| Вид работы
| Характеристика деятельности учащихся
|
|
| Приспособления первобытного человека к окружающей среде. Природа и человек.
Учебник с. 6 - 9
| Аппликация из природного материала (сухие листья и цветы) «Давай дружить».
| · Наблюдать конструкции и образы различных объектов природы и окружающего мира, познакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края;
· умеют сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознают их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимают особенности декоративно-прикладных изделий, называют используемые в рукотворной деятельности материалы.
При помощи учителя:
· Искать, отбирать и использовать необходимую информацию;
· при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами;
· организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;
· исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;
· оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы;
· обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.
|
|
| Ремёсла и ремесленники. Как родились ремёсла.
Учебник с. 10 – 13
| Лепка из пластилина или солёного теста (по выбору учащегося) «Чайная посуда»
|
|
| Профессии ремесленников. Разделение труда. Как работали ремесленники-мастера.
Учебник с. 14 – 19
| Лепка из пластилина или солёного теста (по выбору учащегося)
«Кондитерские изделия к чаю»
|
|
| Свойства материалов. Каждому изделию свой материал.
Учебник с. 20 - 22
| Простейшее исследование материалов.
Аппликация «Пудель» из цветной бумаги и ваты.
| При помощи учителя:
· Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами;
· анализировать конструкторско – технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
· осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
· воплощать мысленный образ с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
· планировать последовательность своих действий для реализации поставленной задачи;
· осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию);
· обобщать, осознавать и формулировать то новое, что усвоено.
|
|
| Назначение инструментов. Каждому делу – свои инструменты.
Учебник с. 23 - 25
| Простейшее исследование инструментов.
Объёмная аппликация «Розы из хозяйственных салфеток»
|
|
| Введение в проектную деятельность. От замысла к изделию.
Учебник с. 26 - 29
| Лепка из пластилина «Образ природы в фигурке животного»
| · Наблюдать конструкции и образы различных объектов природы и окружающего мира, познакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края;
· умеют сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознают их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимают особенности декоративно-прикладных изделий, называют используемые в рукотворной деятельности материалы.
При помощи учителя:
· Искать, отбирать и использовать необходимую информацию;
· при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами;
· организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;
· исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;
· оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы;
· обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.
|
|
| Введение в проектную деятельность. Выбираем конструкцию изделия.
Учебник с. 30 - 33
| Изготовление поздравительной открытки по шаблону.
|
|
| Введение в проектную деятельность. Что такое композиция.
Учебник с. 34 - 37
| Аппликация из деталей по шаблону «Поднос»
|
|
| Введение в проектную деятельность. Симметрично и несимметрично.
Учебник с. 38 - 42
| Композиция из симметричных деталей.
|
|
| Технологические операции. Разметка деталей.
Учебник с. 42 - 49
| Аппликация из цветной бумаги по выбору учащегося «Открытка с сюрпризом» (с. 45) или «Фигурки животных из кругов» (с. 49)
|
При помощи учителя:
· Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами;
· анализировать конструкторско – технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
· осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
· воплощать мысленный образ с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
· планировать последовательность своих действий для реализации поставленной задачи;
· осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию);
· обобщать, осознавать и формулировать то новое, что усвоено.
При помощи учителя:
· Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами;
· анализировать конструкторско – технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
· осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
· воплощать мысленный образ с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
· планировать последовательность своих действий для реализации поставленной задачи;
· осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию);
обобщать, осознавать и формулировать то новое, что усвоено.
|
|
| Технологические операции. Отделение детали от заготовки.
Учебник с. 50 - 53
| Обрывные аппликации «Берёзка»
|
|
| Технологические операции. Сборка изделий.
Учебник с. 54 - 58
| Игрушки – подвески (по выбору учащегося) «Клубничка, ёлочка и грибок»
|
|
| Технологические операции. Отделка изделий. Письменная проверочная работа.
Учебник с. 59 - 62
| Аппликация из цветной бумаги «Украшаем подвески»
|
|
| Технологические операции. Разметка с помощью чертёжных инструментов.
Учебник с. 63 - 66
| Практические упражнения по построению элементов конструкций при помощи линейки.
|
|
| Линии чертежа. Почему инженеры и рабочие понимают друг друга.
Учебник с. 67 - 70
| Практическая работа по выполнению готовых форм на основе выбранного чертежа.
|
|
| Чтение чертежа. Учимся читать чертежи и выполнять разметку.
Учебник с. 71 - 73
| Тренировка в построении геометрических фигур на основе чертежа.
|
|
| Разметка прямоугольника от двух прямых углов.
Учебник с. 74 - 75
| Практическая работа в разметке прямоугольника.
Цветок из бумаги
|
|
| Разметка прямоугольника от одного прямого угла.
Учебник с. 76 - 78
| Практическая работа в разметке прямоугольника.
Домино.
|
|
| Разметка прямоугольника с помощью угольника.
Учебник с. 79 - 82
| Практическая работа в разметке прямоугольника.
Поздравительная открытка.
|
|
| Разметка деталей циркулем. Как разметить деталь круглой формы.
Учебник с. 83 - 85
| Практическая работа в разметке деталей круглой формы.
|
|
| Радиус окружности. Чертёж окружности. Как начертить окружность нужного размера?
Учебник с. 86 - 88
| Изготовление объёмной фигуры «Игрушка – кошка»
|
|
| Новогодний проект «Мастерская Деда Мороза»
| Изготовление новогодних игрушек по выбору учащихся.
|
|
|
| Происхождение натуральных тканей и их свойства. Как появились натуральные ткани.
Учебник с. 90 - 96
| Помпон из ниток на основе кольца.
|
· Наблюдать конструкции и образы различных объектов природы и окружающего мира, познакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края;
· умеют сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознают их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимают особенности декоративно-прикладных изделий, называют используемые в рукотворной деятельности материалы.
При помощи учителя:
· Искать, отбирать и использовать необходимую информацию;
· при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами;
· организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество;
· исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;
· оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы;
· обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.
|
|
| Изготовление натуральных тканей. От прялки до ткацкого станка.
Учебник с. 97 - 100
| Игрушки из помпона (по выбору учащегося).
|
|
| Технологические операции обработки тканей. Особенности работы с тканью.
Учебник с. 101 - 103
| Изделие из ткани «Футляр для мобильного телефона»
|
|
| Технология изготовления швейных изделий.
Учебник с. 104 - 108
| Изделие из ткани «Футляр для мобильного телефона»
|
|
| Строчка прямого стежка и её варианты. Учебник с. 108 - 111
| Игрушки из меховых шариков.
|
|
| Разметка строчек.
Письменная проверочная работа.
Учебник с. 112 - 116
| Подушечка для иголок.
|
|
| Транспортные средства. Макеты и модели.
Учебник с. 118 - 121
| Игрушки из спичечных коробков.
|
При помощи учителя:
· Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки;
· моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изучаемого);
· конструировать объекты с учётом их технических и художественно – декоративных условий: определять особенности конструкций, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционная карта) и выполнять по ней работу;
· участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности;
· осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;
· обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке.
|
|
| Виды соединения деталей конструкции. Как соединяют детали машин и механизмов.
Учебник с. 122 - 123
| Изготовление изделия, в котором детали имеют подвижное соединение (нитки, проволока).
|
|
| Техника в жизни человека. Транспорт. От телеги до машины.
Учебник с. 124 - 126
| Работа с конструктором «Лего» - изготовление автомобиля.
|
|
| Техника в жизни человека. История развития транспорта. В воздухе и космосе.
Учебник с. 127 - 128
| Работа с конструктором «Лего» - изготовление космической ракеты.
|
|
| Техника в жизни человека. История развития транспорта. В водной стихии.
Учебник с. 129 - 130
| Рисование по замыслу «Корабль будущего»
|
|
| Урок обобщения и закрепления знаний. Из истории технологий.
Учебник с. 132 - 135
|
|