Ощущение и восприятие
Ощущение – простейший психический процесс, отражающий отдельные свойства предметов и явлений материального мира; результат воздействия предметов внешнего мира и собственного тела на наши органы чувств. Ощущения лежат в основе восприятия. Восприятие – процесс чувственно-образного отражения предметов и явлений в единстве их свойств. В отличие от ощущений, отражающих отдельные свойства предметов, результатом восприятия является целостный образ воспринимаемого предмета. Различают следующие виды ощущений: слуховые, зрительные, кожные (осязательные), обонятельные, вкусовые. Органы, осуществляющие анализ ощущений, называются анализаторами. 1) Особенности ощущений и восприятия в старости. В старости ухудшается работа органов чувств – слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания. Это влечет за собой психологические изменения. Так, например, с понижением слуха у человека возрастает чувство настороженности, которое может перерасти в подозрительность и недоверчивость. Рекомендациидля пожилых: Выяснить, нет ли у них возрастных изменений в органах чувств. Если есть, необходимо принять соответствующие меры для их корректировки. Очки, слуховой аппарат. Просить повторить сказанное. В некоторых случаях могут возникнуть расстройства, или обманы чувств: иллюзии и галлюцинации. Иллюзия – это искаженное, неправильное восприятие реально существующих и действующих на наши органы чувств объектов. Галлюцинации – это восприятие без объекта при отсутствии внешних раздражителей. Выделяютследующие расстройства. 1. Феномен бреда ущерба состоит в том, что старые люди «видят» на предметах разнообразные изъяны, которые появляются, по их убеждению, вследствие нанесенных повреждений. (Например, «видят» пятна, дырки на одежде). 2. Часто встречаются обонятельные галлюцинации. Старые люди говорят о «запахе ядов вообще», либо о незнакомом запахе, неприятном вкусе и т.д. 3. Тактильные галлюцинации: ощущения посторонних предметов на коже (пыли, сера, порошков), иногда ощущения на коже и под кожей мелких животных, вшей, червячков, мошек и т.д.. 4. Слуховые галлюцинации. Это могут быть простые обманы слуха в виде шумов, стуков или сложные в виде «голосов». Речь Речь – это специфическая форма деятельности человека, использующая средства языка. Различают экспрессивную и импрессивную речь. Экспрессивная речь – это речь, произносимая вслух. В пожилом возрасте могут наблюдаться патологические процессы экспрессивной речи: - нарушение плавности; - замедление, прерывистость речи; - запинание на первых слогах; - насильственное неоднократное повторение отдельных, обычно последних слов ответа на предложение; - лаконичность речи. Причина: - хронические заболевания, - психические заболевания, - атрофические заболевания головного мозга. Импрессивная речь – это восприятие речи других людей. При сенсорной афазии (техническое расстройство, в основе которого лежит нарушение речи) нарушается способность понимать речь окружающих.
Воля и влечения Воля – сознательное целенаправленное управление человеком своей деятельностью. Волевая активность присуща только человеку. При патологических процессах наблюдаются нарушения волевых побуждений: 1. абулия - полное отсутствие желаний и побуждений; 2. гипобулия –понижение волевой активности, бедность побуждений; 3. гипербулия – повышение активности, неумеренное количество побуждений, часто не успевающих осуществляться. Влечение – психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта. Влечения основаны на инстинктивной деятельности, возникли на базе: - пищевого; - оборонительного; - полового инстинктов. В психиатрической практике часто встречаются более разнообразные проявления. Чаще всего – нарушения пищевого влечения: - подавление этого влечения, (стойкое отсутствие аппетита, отказ от пищи) может привести к истощению; - усиление влечения к пище и многоедение. - извращение оборонительного рефлекса приводит к членовредительству и самоубийству Память Память – это отражение объективной реальности, существовавшей в прошлом, отражение накопленного опыта, заключающегося в сохранении и последующем воспроизведении и узнавании того, что было воспринято раньше. Для пожилых людей наиболее существенным является ухудшение памяти. В среднем происходит ослабление памяти на 20 – 40 %, но наблюдается не у всех старых людей. Процесс старения памяти носит прерывистый характер с двумя периодами спада – 60 – 70 лет и после 80 и периодом относительной стабильности (70 – 80 лет). Наиболее сильно страдает механическая память (произвольное запоминание, логически малосвязанного материала). В то же время логическая памятьхорошо сохраняется до 70 – 90 лет. Пожилые люди хорошо помнят, что необходимо сделать, но если им диктуют формулировки (заявления например), или подробно рассказывают, каким образом что-то сделать, то, в силу ослабления механической памяти они быстро забывают информацию и просят по несколько раз её повторить. Рекомендация: давать возможность записать всё необходимое или записать для них самим. Особая трудность: использование имеющейся информации в незнакомой ситуации. Старые люди хорошо помнят то, что было в прошлом, и слабо фиксируется текущий опыт. Причина: повышенная значимость для пожилых людей давно прошедших событий. У активно работающих пожилых людей все формы памяти сохраняются дольше. Негативное влияние на функционирование памяти оказывают: отрицательные эмоции, тревога, депрессия, стресс. Одна из главных причин сбоев в работе памяти страх перед забыванием. Ум оказывается во власти этого неотвязного чувства, особенно если и раньше случались неудачи. Рекомендации: постараться свести неудачи до минимума. Мышление и внимание Мышление– наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношение между познаваемыми объектами. Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Особенности в старости. 1. Происходит сужение поля внимания, усиливается чувствительность к посторонним помехам, делает людей рассеянными, они отвлекаются на несущественное при выполнении какой-либо деятельности. Рекомендации: - концентрировать внимание только на одном деле; - при наличии нескольких срочных дел необходимо установить их последовательность и выполнять по порядку. 2. В начале старости может наблюдаться даже совершенствование интеллектуальных способностей и только в дальнейшем наступает их постепенный регресс. Характерные изменения в старости: - преобладание суждений, окрашенных чисто субъективным опытом; - излишняя категоричность, стремление всегда подвести суждения под рубрику верного или неверного со своей субъективной точки зрения. Рекомендации: Чтобы сохранить интеллект нужно быть активным в социальной и практической сфере.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (793)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |