Раздел II. Арт-терапия в работе психолога
Тема 1. Диагностические аспекты арт-терапии. Изобразительная творческая деятельность рассматривается в арт-терапии изначально как терапевтический процесс. Вместе с тем зарубежные и отечественные специалисты подчеркивают значительный диагностический потенциал творческой продукции участников арт-терапевтической работы, которая позволяет выразить внутренние, глубинные переживания, увидеть яркую индивидуальность личности. Личность, в свою очередь, характеризуется как сложное, динамическое, пластичное образование, которое склонно к непрерывным изменениям её составляющих. Исследование этих процессов далеко не всегда поддается формализации, так как затрагивает разные характеристики психической деятельности, включая сферы сознательного и бессознательного. Поэтому диагностика требует привлечения соответствующих системных и нелинейных по своей природе процедур. В арт-терапии диагностический и собственно терапевтический процессы протекают одновременно посредством спонтанного творчества. В результате, легче устанавливаются эмоциональные, доверительные коммуникативные контакты между сторонами, включенными в диагностический процесс. Основной диагностический материал – изобразительная продукция. В какой-то мере это сближает арт–терапию с проективными рисуночными тестами. Некоторые авторы даже выделяют в качестве самостоятельной разновидности – проективную арт–терапию.В других публикациях отмечается принадлежность арт-терапии к группе экспрессивных проективных методов. Вместе с тем арт–терапия – это более глубокий феномен. Арт–терапевтическая интерпретация работ не является самоцелью и не сводится к количественному и качественному анализу формальных элементов, хотя основы такой работы присутствуют. Приоритетные формальные составляющие – размер, форма, цвет, а также другие аспекты и способы символического выражения средствами изобразительного творчества. Арт–терапевтическая диагностика невозможна в отсутствие клиента. Вместо независимой интерпретации формальных признаков рисунка психолог опирается на систему значений и ассоциаций самого автора, использует разнообразные речевые стратегии, отслеживает особенности его мимики, движений, невербальной звуковой экспрессии и других реакций. Необходимо отметить и то, что арт-терапевтическая интерпретация в отличие от проективных графических методов сопровождается обратной вербальной связью, основанной на рефлексии самого «художника», побуждающей его к самостоятельному осознанию содержания внутреннего мира. Приоритетны ориентиры на собственные ассоциации автора изобразительного продукта, его невербальное поведение и вербальную экспрессию. Поскольку арт-терапия представляет собой процесс динамической коммуникации с помощью символического языка образов, ключевым моментом являются принципы интерпретации символической экспрессии, сформулированные представителями аналитического направления (А.И.Копытин, Б.Корт, 2007). 1.Принцип детализации требует учета не только общей структуры, но и деталей образа, включая его цветовые, связанные с использованием конкретных оттенков и их сочетаний, а также фактурные характеристики. Учитываются все детали: расположение элементов изображения на листе, размер изображения, особенности линии, используемые изобразительные материалы и их физические и символические свойства, отсутствующие детали образа и т. д. 2.Необходимость учета контекста, в котором происходит формирование образов и их воплощение в продуктах изобразительной деятельности: внутренние и внешние факторы, например, степень психологической защищенности клиента, его мировоззрения, стадии психотерапевтического процесса и др. Контекст анализа также может быть расширен за счет принятия во внимание того, какие сны снились клиенту в последнее время, фантазировал ли он, занимался ли какой-либо творческой деятельностью и каково было ее содержание. 3.Важность феноменологического исследования, которое может проявляться в чувственном «проникновении» в образ, созерцании работы, при котором внимание также направлено на телесные ощущения, эмоциональные и ассоциативные реакции на работу. Феноменологическое исследование по возможности должно быть достаточно глубоким и всесторонним и предполагать концентрацию на деталях. 4.Признание многозначности (содержательной поливалентности) образов, в особенности, если они имеют символический характер. Данный принцип предполагает исследовательскую позицию арт-терапевта в процессе совместного с клиентом раскрытия возможных значений образов и использования целого набора гипотез, позволяющего рассмотреть разные варианты психологического толкования изобразительной продукции. Один и тот же образ может включать несколько «слоев» значений. Некоторые значения образа будут связаны с биографическим материалом, то есть с прошлыми или текущими событиями в жизни клиента, и отражать связанные с актуальными для него отношениями проблемы и возможные способы их разрешения. Другие же значения могут раскрывать более глубокий слой психического, в том числе, перинатальный и трансперсональный опыт и проявления архетипов коллективного бессознательного. 5.Вскрытие проблемного психологического материала с одновременным вниманием к проявленным в работе внутренним ресурсам автора. Кработам клиента следует отнестись как к символическому выражению того «лекарства», которое не привносится в его психику извне, но создается ею же самой через творчество. В рамках курса студенты знакомятся с диагностическим потенциалом арт-терапии на примере метода «Мандала». Подробно описание метода представлено в работе, выполненной под редакцией А.И.Копытина, Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» (2011). Работа осуществляется в два этапа: создание индивидуальных мандал и собственно диагностическая работа, осуществляемая в парах и микрогруппах. Для корректного осуществления диагностики с учетом обозначенных выше принципов важно присутствие «наблюдателей». «Мандала» в переводе с санскрита означает круг или центр. Так на Тибете называются циркулярные изображения, отражающие буддистскую картину мира, отношения человека с духовной реальностью. Во многих культурах круг является символом единства и целостности. Как изобразительная техника Мандала – это рисунок в круге. В качестве инструмента психологической интеграции и оценки к анализу рисунков в круге впервые стал обращаться К. Юнг, который предположил, что проявляющиеся в сновидениях, фантазиях и рисунках клиентов круглые или сферические образы могут отражать особенности процесса индивидуации с характерными для него фазами. Использование мандал в арт-терапевтической практике и психологических исследованиях тесно связано с работой группы американских арт-терапевтов, возглавляемых Дж. Келлог. Перед началом работы целесообразно обсудить свое отношение к символике круга, используемой в разных культурах. На первом этапе участники обозначают на листах формата А3 контуры круга карандашом и открыть краски. Далее ведущий предлагает принять удобную позу, расслабиться, сфокусироваться на дыхании. Начало создания мандалы может быть связано с образом, который проецируется некоторыми участниками на поверхность листа, а может быть связано со спонтанным движением руки. Рекомендуется рисовать сразу красками. В процессе рисования важно обращать внимание на телесные ощущения, эмоциональные реакции и ассоциации, спонтанно возникающие по ходу работы и просто «позволять им быть». На создание мандалы отводится 40 минут. В конце важно дать название полученному изображению. После окончания работы участники обязательно делятся эмоциями, ощущениями и ассоциациями (вербальная обратная связь). Дома рекомендуется сделать запись в рефлексивном дневнике. На этапе диагностики (второй этап) основной задачей является детальный анализ изображений в круге с учетом существующих критериев. Обращаем внимание на следующие особенности: 1. Общая композиция и цветовая гамма. 2. Наличие центра и границ; цвет, форма, структура, последовательность изображения. 3. Асимметрия. 4. Признаки стадий «Большого круга Мандалы». 5. Анализ используемых символов. Подобная работа довольно трудоемка и может занимать до 1,5часов. Результаты обсуждаются в группе. Особое внимание необходимо уделить поиску ресурсов индивидуальных мандал, которые обнаружены в ходе работы.
Тема 2.Арт-терапевтический тренинг. Современное использование арт-технологий в групповой работе базируется на методологии групповой арт-терапии. Д.Уоллер пишет о двух основных моделях интерактивной арт-терапии – групп - интерперсональной и групп-аналитической (А.ИКопытин, 2006; К.Рудестам, 2006). Интерперсональная модель базируется на теоретических разработках С.Салливена, Б.Ратигана и М.Эйвлайна, И.Ялома и др. и связана с фундаментальным представлением о том, что взаимодействие человека с окружающими формирует характерные поведенческие паттерны, являющееся предметом исследования и изменений в групповом процессе. Осознание человеком собственных реакций на других людей в ситуации "здесь и сейчас" выступает отправной точкой коррекции. Особую роль приобретают обратные связи и их принятие. Готовность участников группы брать ответственность за свои чувства и их желание менять собственное поведение являются дополнительными условиями достижения изменений. Аналитическая модель групповой арт-терапии тесно соприкасается с теорией групповой аналитической терапии. Данная модель в большей степени учитывает прошлый опыт участников, уделяя внимание в «здесь и сейчас» феномену переноса. Ведущий планирует работу с учетом преодоления сопротивления участников группы. Групповая арт-терапия: - позволяет развивать ценные социальные навыки; - связана с оказанием взаимной поддержки членами группы и позволяет решать общие проблемы; - дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих; - позволяет осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности; - повышает самооценку и ведет к укреплению личностной идентичности. Групповая арт-терапия отличается от индивидуальной тем, что меньше зависит от арт-терапевта; предполагает демократичную атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы; требует от участников группы определенных коммуникативных навыков и способности адаптации к групповым нормам; требует от арт-терапевта опыта групповой психокоррекционной работы. Арт-терапевтическая группа – это система отношений, которая отличается открытостью и способностью к саморазвитию и обладает такими системными свойствами как наличие информационных каналов обратной связи, способности к целеполаганию и др. Основными элементами арт-группы являются: участники, создаваемые визуальные образы и ведущий (арт-терапевт). Визуальные образы выполняют функцию инструментов внутрипсихической разноуровневой коммуникации.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (681)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |