Кодирование и декодирование
В канале связи сообщение, составленное из символов (букв) одного алфавита, может преобразовываться в сообщение из символов (букв) другого алфавита. Правило, описывающее однозначное соответствие букв алфавитов при таком преобразовании, называют кодом. Саму процедуру преобразования сообщения называют перекодировкой. Подобное преобразование сообщения может осуществляться в момент поступления сообщения от источника в канал связи (кодирование) и в момент приема сообщения получателем (декодирование). Устройства, обеспечивающие кодирование и декодирование, будем называть соответственно кодировщиком и декодировщиком. На рис. 3 приведена схема, иллюстрирующая процесс передачи сообщения в случае перекодировки, а также воздействия помех (см. следующий пункт). Рис. 3. Процесс передачи сообщения от источника к приемнику
Рассмотрим некоторые примеры кодов. 1. Азбука Морзе в русском варианте (алфавиту, составленному из алфавита русских заглавных букв и алфавита арабских цифр ставится в соответствие алфавит Морзе): 2. Код Трисиме (знакам латинского алфавита ставятся в соответствие комбинации из трех знаков: 1,2,3):
Код Трисиме является примером, так называемого, равномерного кода (такого, в котором все кодовые комбинации содержат одинаковое число знаков – в данном случае три). Пример неравномерного кода – азбука Морзе.
Практическая работа. Решение задач на измерение информации Для решения задач нам понадобится формула, связывающая между собой информационный вес каждого символа, выраженный в битах (b), и мощность алфавита (N): N = 2b Задача 1 Алфавит содержит 32 буквы. Какое количество информации несет одна буква?
Решение: 1. 32 = 2 5, значит вес одного символа b = 5 бит. Ответ: одна буква несет 5 бит информации. Задача 2 Сообщение, записанное буквами из 16 символьного алфавита, содержит 10 символов. Какой объем информации в битах оно несет?
Решение: 1. 16 = 2 4, значит вес одного символа b = 4 бита. 2. Всего символов 10, значит объем информации 10 * 4 = 40 бит. Ответ: сообщение несет 40 бит информации (8 байт). Задача 3 Информационное сообщение объемом 300 бит содержит 100 символов. Какова мощность алфавита?
Решение: 1. Определим вес одного символа: 300 / 100 = 3 бита. 2. Мощность алфавита определяем по формуле: 2 3 = 8. Ответ: мощность алфавита N = 8.
Задания для самостоятельной работы Задача 4 Объем сообщения, содержащего 20 символов, составил 100 бит. Каков размер алфавита, с помощью которого записано сообщение?
Решение: 1. Определим вес одного символа: 100 / 20 = 5 бита. 2. Мощность алфавита определяем по формуле: 2 5 = 32.
Задача 5 Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 8 символьного алфавита, если объем его составил 120 бит?
Решение: 1. N = 8, 8 = 2 3, значит вес одного символа равен 3 бита. 2. Объем сообщения 120 бит, значит количество символов 120 / 3 = 40.
Задача 6 В книге 100 страниц. На каждой странице 60 строк по 80 символов в строке. Вычислить информационный объем книги.
Решение: 1. Количество символов в книге: 60 * 80 * 100 = 480 000. 2. 1 символ – это 1 байт, значит, в книге содержится 480 000 байт информации. 3. 480 000 / 1024 = 486,75 Кб ~ 0,46 Мб.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (622)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |