1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Физическая география России. 8 класс. - М.: Русское слово, 2008.
1. Алексеев АИ. География России. Природа и население. - М.: Дрофа, 2007.
2. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2007.
3. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2007.
4. Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2004.
5. Сайты , Интернет-сервисы, программы, ЦОР, интерактивные карты:
- среда http://wiki.iteach.ru/. среда создана для ведения проектной деятельности, для сетевого взаимодействия различных уровней
- представительство Сети творческих учителей http://www.it-n.ru/.
- ООПТ Челябинской области. Памятники природы, заказники http://www.greenbook.ru/
№ урока
| Дата
по плану
| Дата по факту
| Тема урока
| Содержание урока (основные понятия)
| Компетенции учащихся (предметные)
| Виды контроля
|
Раздел 1. Общая физическая география России (29 часов)
|
Тема 1. Географическое положение
|
| | | Что изучает география России. Источники географических знаний.
|
| Знать: связь между географическим положением и другими компонентами природы
| Беседа
|
| | | Россия на карте мира. П.Р.№ 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
|
| Знать: в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь: определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей
| Индивидуальная работа по заполнению контурных карт
|
Тема 2. Исследования территории России
|
| | | Границы России
| Географическое положение. Виды и уровни географического положения.
Особенности географического положения России. Часовые пояса
История освоения и изучения территории России
| Знать: результаты географических открытий. Уметь: находить в разных источниках и анализировать информацию
| Индивидуальный,
фронтальный опрос
|
| | | Россия на карте часовых поясов. П.Р.№ 2. Определение поясного времени для разных пунктов России.
| Эвристическая беседа по результатам групповой работы
|
| | | Формирование территории России
| Эвристическая беседа по результатам групповой работы
|
Тема 3. Геологическое строение и рельеф
|
| | | Геологическое летоисчисление и геологическая карта
| Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма. Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования
| Знать: основные геологические эры,тектонические структуры, сейсмически опасные территории, основные формы рельефа, их связь со строением земной коры; горы и равнины (см. номенклатуру); закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения (см. номенклатуру); взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Уметь: показывать на карте эти объекты, приводить примеры; определять местоположение этих объектов на карте, объяснять причины такого размещения
| Индивидуальный,
фронтальный опрос
|
| | | Тектоническое строение
| Беседа
|
| | | Общие черты рельефа
| Индивидуальная работа по заполнению контурных карт
|
| | | Литосфера и человек
| П.Р.№ 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
| Защита творческих проектов
|
Тема 4. Климат и погода
|
| | | Климатообразующие факторы
| Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс.
Сезонность климата.
| Знать: неблагоприятные явления, влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека, характеристику типов климатов, факторы,
определяющие климат
России; закономерно-
сти распределения те-
пла и влаги, понятие
«сезонность», понятие
«комфортность» («дис-
комфортность») клима-
тических условий.
Уметь: объяснить об-
разование циклонов и
антициклонов, анали-
зировать карты, ис-
пользовать знания для
фенологических на-
блюдений в природе,
составлять прогноз
погоды, приводить
примеры адаптации
человека к условиям
окружающей среды,
приводить примеры и
объяснять причины
явлений
| Индивидуальный,
фронтальный опрос
|
| | | Распределение тепла и влаги по территории страны
| Закономерности распределения тепла и влаги на территории
страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). П.Р.№ 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, годового количества осадков по территории страны, выявление особенностей распределения средних температур января и июля.
| Беседа
|
| | | Климаты России
| Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса.
| Индивидуальная работа по заполнению контурных карт
|
| | | Погода
| Погода и климат. Степень благоприятности природных условий.П.Р.№ 5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
| Индивидуальный,
фронтальный опрос
|
| | | Атмосферные вихри
| Циклоны и антициклоны.
| Эвристическая беседа по результатам групповой работы
|
| | | Атмосфера и человек
| Климат и человек.
Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические явленияП.Р.№ 6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
| Защита творческих проектов
|
Тема 6. Моря и внутренние воды
|
| | | Моря России
| Особая роль воды в природе и хозяйстве. Природно-хозяйственное различие морей России.
| Знать: особенности внутренних вод, понятия, касающиеся работы реки, номенклатуру, меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений, особенности вод своего региона, бассейны, режим, использование, распределение рек по бассейнам океанов, основные географические понятия, номенклатуру. Уметь: на карте показать южную границу многолетней мерзлоты и объекты, объяснять их размещение, называть и показывать на карте географические объекты
| Индивидуальная работа по заполнению контурных карт
|
| | | Характеристики реки
| Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. П.Р.№ 7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
| Индивидуальный,
фронтальный опрос
|
| | | Реки России
| Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
| Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт
|
| | | Озера и болота
| Важнейшие озера, их происхождение. Болота.
| Индивидуальный,
фронтальный опрос
|
| | | Природные льды
| Подземные воды. Ледники.
| Индивидуальный,
фронтальный опрос
|
| | | Великое оледенение
| Многолетняя мерзлота.
| Беседа
|
| | | Гидросфера и человек
| Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны.
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны.
| Тестирование Защита творческих проектов
|
Тема 6. Почвы
|
| | | Формирование и свойства почвы
| Почвы и почвенные ресурсы. Почвы -основной компонент природы. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения
| Знать: понятие «почва», факторы почвообразования, основные свойства почв. Уметь: объяснять существенные признаки почв
| Индивидуальный,
фронтальный опрос
|
| | | Зональные типы почв
| Размещение основных типов почв. Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв
| Знать:закономерности распространения, значение и охрану почв, мелиорацию земель, приводить примеры. Уметь: анализировать карту почв
| Индивидуальный,
фронтальный опрос
|
Тема 7. Природные зоны
|
| | | Природные комплексы России
| Природные территориальные комплексы. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В.Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах.
|
Знать: понятие ПТК, уровни ПТК, понятие «высотная поясность», физико-географические районы России, характеристику арктических пустынь, тундр, лесотундр, лесных зон: тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни; природные ресурсы и хозяйственное освоение зон, их экологические проблемы. Уметь: объяснять разнообразие природных и антропогенных комплексов, что такое природно-хозяйственные зоны; роль Докучаева В.В и Берга Л.С. в создании учения о природных зонах; набор высотных поясов в горах; составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников.
| Беседа
|
| | | Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики
| Характеристика природных зон.П.Р.№ 8. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.
| Индивидуальный,
фронтальный опрос
|
| | | Леса умеренного пояса
| Характеристика природных зон. П.Р.№ 9. Работа с контурной картой по теме:
Леса умеренного пояса
| Индивидуальный,
фронтальный опрос
|
| | | Безлесные природные зоны умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность
| Характеристика природных зон.П.Р.№ 10. Работа с контурной картой по теме:Безлесные природные зоны умеренного пояса. Субтропики. Высотная поясность
| Индивидуальный,
фронтальный опрос
|
| | | Ресурсы растительного и животного мира
| Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность.
| Эвристическая беседа по результатам групповой работы
|
Раздел 2.Крупные природные районы России (24 часа)
|
Тема 1. Островная Арктика
|
| | | Природа арктических островов
| Состав Арктики. Особенности природы
| Давать оценку географического положения, природных условий и ресурсов, уметь составлять прогноз использования территории в хозяйстве
| Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт
|
Тема 2. Восточно-Европейская (Русская) равнина
|
| | | Восточно-Европейская равнина. Рельеф и геологическое строение
| Европейская Россия - основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения
| Давать оценку географическому положению региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения. Объяснять уникальность района, достоинства и сложности географического положения района, роль Европейского Юга в геополитических интересах России
| Индивидуальный,
фронтальный опрос
|
| | | Климат, внутренние воды и природные зоны
| Индивидуальный,
фронтальный опрос
|
| | | ПТК Восточно-Европейской равнины: тундровые и лесные районы
| Индивидуальная работа по заполнению контурных карт
|
| | | ПТК Восточно-Европейской равнины: лесостепные и степные районы, полупустынные и пустынные районы
| Тестирование
|
Тема 3. Кавказ
|
| | | Кавказ. Рельеф и геологическое строение
| Состав района. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Историко-географические этапы развития района
| Знать: состав района, особенности географического положения, этапы формирования. Уметь: по карте определять ГП района Выявлять и анализировать условия для рекреационного хозяйства на Северном Кавказе, пользоваться различными источниками информации
| Беседа
|
| | | Климат, внутренние воды и высотная поясность
| Специфика природы района (природный амфитеатр), природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения
| Индивидуальный,
фронтальный опрос
|
Тема 4. Урал
|
| | | Урал. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые
| Состав района. Основные историко-географические этапы формирования района. Специфика природы Урала: рельеф, климат, природные зоны и природные ресурсы
| Знать: специфику природы Урала. Уметь: называть и показывать формы рельефа, объяснять различия в природе Урала
| Индивидуальный,
фронтальный опрос
|
| | | Климат и внутренние воды
| Беседа
|
| | | ПТК Урала
| Индивидуальная работа по заполнению контурных карт
|
Тема 6. Западно-Сибирская равнина
|
| | | Западно-Сибирская равнина. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые
| Состав района. Особенности ГП Западной Сибири. Этапы формирования района. Специфика природы Западной Сибири: геологическое строение, рельеф, климат, природные зоны, ресурсы
| Знать: состав района, факторы формирования района, своеобразие природы Западной Сибири. Уметь: определять по картам ЭГП Западной Сибири, показывать и отличать на картах природные ресурсы Западной Сибири
| Беседа
|
| | | Климат и внутренние воды Климат, внутренние воды и
| Индивидуальный,
фронтальный опрос
|
| | | ПТК Западной Сибири
| Индивидуальная работа по заполнению контурных карт
|
Тема 6. Средняя Сибирь
|
| | | Средняя Сибирь. Рельеф и геологическое строение
| Состав района. Особенности ГП Средней Сибири. Факторы формирования района. Специфика природы Средней Сибири: рельеф, геологическое строение,климат, природные зоны, природные ресурсы
| Знать:состав района,особенности ЭГП, природы района. Уметь: оценивать особенности ГП района, прогнозировать развитие хозяйства в будущем, оценивать обеспеченность природными ресурсами и работать с контурной картой
| Беседа
|
| | | Климат, внутренние воды и природные зоны
| Индивидуальная работа по заполнению контурных карт
|
Тема 7. Северо-Восток Сибири
|
| | | Северо-Восток Сибири. Рельеф, геологическое строение и климат
| Состав района. Особенности ГП Северо-Востока Сибири. Факторы формирования района Специфика природы
| Знать: состав района, особенности ЭГП. Уметь: оценивать особенности ГП района. Прогнозировать развитие хозяйства в будущем
| Индивидуальный,
фронтальный опрос
|
| | | Внутренние воды и ПТК
| Знать: особенности природы района. Уметь: оценивать обеспеченность природными ресурсами и работать с контурной картой
| Индивидуальная работа по заполнению контурных карт
|
Тема 8. Горы Южной Сибири
|
| | | Горы Южной Сибири. Геологическое строение и рельеф
| Состав района. Особенности ГП пояса гор Южной Сибири. Факторы формирования района. Специфика природы: рельеф, геологическое строение, климат, природные зоны, природные ресурсы. Особенности природы в горах. Изменение природы по высоте
| Знать: состав района, особенности ЭГП. Уметь: оценивать особенности ГП района. Прогнозировать развитие района в будущем
| Беседа
|
| | | Климат и внутренние воды
| Знать: особенности природы района. Уметь: оценивать его обеспеченность природными ресурсами и работать с контурной картой
| Индивидуальный,
фронтальный опрос
|
| | | Высотная поясность
| Индивидуальная работа по заполнению контурных карт
|
Тема 9. Дальний Восток
|
| | | Дальний Восток. Геологическое строение и рельеф
| Состав района. Особенности ГП Дальнего Востока. Факторы формирования района Специфика природы: рельеф, геологическое строение, климат, природные зоны, природные ресурсы
| Знать: состав района, особенности ЭГП. Уметь: оценивать особенности ГП района. Прогнозировать развитие района в будущем Знать: особенности природы района. Уметь: оценивать обеспеченность при-сюдными ресурсами
| Беседа Индивидуальный,
фронтальный опрос
|
| | | Климат, внутренние воды и природные зоны
| Индивидуальный,
фронтальный опрос
|
| | | ПТК полуостровной и островной части
| Индивидуальная работа по заполнению контурных карт
|
| | | ПТК Приморья и Приамурья
| Индивидуальная работа по заполнению контурных карт
|
Раздел 3. Природа и человек
|
| | | Природные ресурсы и природные условия
| Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России
| Объяснять значение природы в жизни и деятельности человека. Роль географической науки в рациональном природопользовании. Составлять географические прогнозы. Знать законы об охране природы. Анализировать экологические карты России. Уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы
| Беседа
|
| | | Роль географии в современном мире
| Индивидуальный,
фронтальный опрос
|
| | | Итоговый полугодовой тест
| | | Тестирование
|
Раздел 4. Физическая география Хабаровского края
|
| | | Хабаровский край : географическое положение
| Особенности географического положения Ростовской области
| | Беседа Индивидуальная работа по заполнению контурных карт
|
| | | Геологическое строение и рельеф Хабаровского края
| Основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории
| | Индивидуальная работа по заполнению контурных карт
|
| | | Полезные ископаемые Хабаровского края
| Наличие и особенности размещения полезных ископаемых
| | Индивидуальный,
фронтальный опрос
|
| | | Особенности климата Хабаровского края
| Климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах, влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека.
| | Индивидуальный,
фронтальный опрос
|
| | | Гидрография Хабаровского края
| Внутренние воды: реки, озера, болота, подземные воды
| | Индивидуальная работа по заполнению контурных карт
|
| | | Почвы Хабаровского края
| Размещение основных типов почв. Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв
| | Решение географических задач
|
| | | Растительность Хабаровского края
| Биологические ресурсы, их рациональное использование.
| Объяснять значение природы в жизни и деятельности человека. Роль географической науки в рациональном природопользовании. Составлять географические прогнозы. Знать законы об охране природы. Анализировать экологические карты России иХабаровского края . Уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы
| Беседа
|
| | | Животный мир Хабаровского края
| Беседа
|
| | | Охрана природы Хабаровского края
| Меры по охране растительного и животного мира. Природные ресурсы, их использование, экологические проблемы.
| Индивидуальный,
фронтальный опрос
|
| | | Работа над творческими проектами
| По выбору учащихся
| Учебное исследование по картам.
|
| | | Работа над творческими проектами
| По выбору учащихся
| Эвристическая беседа по результатам групповой работы
|
| | | Защита творческих проектов
| | Защита творческих проектов
|
| | | Резервный урок
| | | |
| | | Резервный урок
| | | |