Алгоритм введения нового словарного слова
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1. Целенаправленность, чёткость и логика урока Вопросы для анализа (самоанализа урока): · Какие цели поставлены учителем на уроке? Соответствуют ли они теме и требованиям учебной программы? Цели, сформулированные учителем при подготовке к уроку, должны соответствовать теме урока и требованиям учебной программы. · Каким способом цели урока были доведены до учащихся! Цели, поставленные учителем перед учащимися на уроке, должны быть сформулированы конкретно, корректно и в сфере деятельности учащихся. Формы предъявления: 1) устная форма постановки целей и задач; 2) запись на доске (к концу урока должны узнать научиться...); 3) постановка проблемы, фиксация вопроса, на который необходимо получить ответ (на доске помещается знак ?_). В ходе урока — обращаться к нему: - Ответ на какой вопрос ищем? - Что нам нужно узнать? В конце урока — обязательно вернуться: - На какой вопрос должны были найти ответ? - Кто может ответить? Кто хочет уточнить? - Молодцы! Цель урока достигнута! - Ставились ли промежуточные задачи? Перед каждым отдельным этапом урока желательно ставить промежуточную задачу (устно) и в конце этапа подводить итог: «Что узнали? Что повторили? Чему научились? Что ещё не знаем? Идём дальше!». Каждый такой вопрос формирует у ученика осознанность выполнения действий, понимание того, для чего выполняется то или иное упражнение. - Все ли упражнения соответствовали теме урока и способствовали достижению поставленной цели? - Насколько удалось выдержать содержательную логику урока? - Какова интенсивность работы с одним упражнением! - Насколько оправдана замена учителем материала учебника своими упражнениями (если она присутствовала)? Все выполняемые на уроке упражнения должны соответствовать теме урока и способствовать достижению поставленной цели, каждое новое упражнение должно опираться на предыдущее и делать шаг вперёд.
- Адекватны ли теме, цели и содержанию урока методы и формы организации учебной деятельности? Методы и формы организации учебной деятельности должны быть адекватны теме, цели и содержанию урока. - Какой конечный результат получен? Соответствует ли он поставленной цели? Каким способом учитель проверил достижение поставленной цели? Конечный результат должен соответствовать поставленной цели и достигаться наиболее оптимальным способом. 2. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода Ведущее требование правильно организованная речевая направленность урока, развитие речи учащихся. Основные направления работы: - лексическая работа или работа над словарем; - развитие синтаксического строя речи (работа над предложением); - связная речь (работа над текстом); - работа над звуковой культурой речи. 3. Систематическая и системная работа по развитию навыков каллиграфического письма (требование учебной программы) 3.1. Минутки чистописания на каждом уроке - 5- 8 минут 2 класс - не менее 2 строк; 3 класс - 2-3 строчки; 4 класс - 3-4 строчки. Требования: - сочетание коллективной и индивидуальной формы работы; - образец учителя на доске; - опора на анализ графических ошибок учащихся; - связь с уроком (по возможности). Содержание каллиграфической работы во /1-1V классах (см. учебную программу по каждому классу): - закрепление гигиенических навыков письма (правильной посадки, положения тетради, ручки и др.); - отработка формы букв (по группам); - работа над соединениями букв; - выработка у учащихся плавности и ритмичности письма; 3.2.Перевод на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Начало обучения - со 2 полугодия 2 класса. Тетради в одну линию - с 3 класса. 3.3. Образцы букв и соединений прописываются в тетрадях учащихся 2 класс - ежеурочно; 3 класс - 2-3 раза в неделю; 4 класс - 1 -2 раза в неделю. Обязательное требование - учёт индивидуальных графических ошибок.
4. Систематическая и системная работа по усвоению правописания слов снепроверяемым написанием (словарных слов) 4.1. На каждом уроке обязательно проводится работа со словарными словами - как отдельный этап урока (5-8 минут урока) или как дополнительный компонент в процессе работы по каллиграфии (для отработки графических навыков берутся словарные слова), включается в другой вид деятельности. Словарная работа хорошо сочетается с работой по развитию речи и грамматической работой {подбор однокоренных существительных, прилагательных, глаголов, определение рода, склонения и т.д.). Знакомство с новым словарным словом Классический вариант работы - вводится 1 новое слово в неделю: 1-й урок - знакомство с новым словом, на 2-х последующих - отработка, слово обязательно включается в работу на уроке. В этом случае упражнения учебника используются не для знакомства, а в качестве закрепления. Алгоритм введения нового словарного слова · осознание лексического значения слова (картинка, загадка, устное выделение из предложения); · звуковой анализ слова (произносим - выделяем слоги - ставим ударение - интонируем все звуки); · зрительный образ слова (карточка); · орфографическое чтение; · установление разницы в произношении и написании; · решение орфографической задачи: «Можно ли проверить написание слова?»; ученики пробуют подобрать проверочные слова (очень полезное задание для осознания общего способа действия); · запись слова, постановка ударения, подчёркивание орфограмм; · подбор однокоренных слов, их запись, подчёркивание орфограмм; · определение лексического значения однокоренных слов, составление словосочетаний, предложений (1-2 можно записать). Обязательно: увидеть слово - произнести слово - записать слово, подчеркнуть орфограммы - подобрать однокоренные слова, записать их, подчеркнуть орфограммы — осмыслить лексическое значение. Важнообратить внимание на единообразное написание всех однокоренных слов («мороз» выучили, а «морозный» пишут с ошибкой). 4.3. Этап закрепления — используются разнообразныеприёмы: - группировка по тематическому принципу (птицы, инструменты, мебель, школа и т.д.); - группировка по алфавиту; - группировка по принципу «сходного гласного» (а/а; а/а/а; о/о; о/о/о; о/а; а/о); «удвоенного согласного» (лл, кк, мм, нн, ее); - составление индивидуального орфографического словарика; · зрительный диктант - «сфотографировать» (мысленно) словарные слова и через минуту записать их по памяти; · картинный диктант - учитель молча показывает рисунок с изображением предмета, название которого включено в группу словарных слов, ученики записывают слова в тетрадях; · диктант «Самоконтроль» или «Проверяю себя» - лист тетради делится на две части: 1) умею писать; 2) не знаю, сомневаюсь (+ и ?). Учитель диктует словарные слова, ученики распределяют их в два столбика. Затем проверяют правильность написания по словарю. · диктант «Самопроверка» или «Взаимопроверка» - словарный диктант проверяется по словарю самим учеником или соседом па парте, при этом вырабатывается потребность и умение пользоваться орфографическим словарём; и др. 4.4. Объём словарных диктантов (по четвертям): 2 класс- 4- 6- 6 — 8 слов; 3 класс- 8- 8-10-10 слов; 4 класс - 10 - 10 - 12 - 12 слов. 5. Организация сопутствующего повторения Обязательным элементом урока является повторение пройденного по фонетике, орфографии, грамматике. Предусмотреть проведение орфографических тренингов-пятиминуток (орфографических минуток; пятиминуток грамотности и др.) в структуре урока любого типа (как отдельный этап урока; как дополнительный орфографический разбор 1-2 предложений из текста упражнения; предварительный орфографический анализ домашнего задания и т.д.). 6. Целенаправленная работа по формированию практических умений в выполнении различных видов грамматического разбора На каждом уроке необходимо находить возможность обращаться к грамматическому разбору. Обязательно 1 вид разбора: · звуко-буквенный (полный или частичный) — только устная форма; · по составу слова (морфемный) — устная и письменная форма; · слово как часть речи (морфологический) — только устная форма; · предложения — графически выделяем только главные члены предложения, устно устанавливаем связь слов в предложении (находим словосочетания с обязательной постановкой вопросов).
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1757)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |