Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятия преступлений и преступности в сфере таможенного



2016-09-17 1299 Обсуждений (0)
Понятия преступлений и преступности в сфере таможенного 0.00 из 5.00 0 оценок




Традиционно принято считать, что преступность в сфере таможенного дела или, для краткости, – таможенная преступность (как и любая преступность) – это совокупность неких однородных преступлений (в данном случае «таможенных»), под которыми обычно подразумеваются уголовно-наказуемые деяния, совершаемые в сфере таможенного дела при вывозе и возврате на территорию России товаров и иных ценностей с нарушением порядка перемещения через границу, установленного таможенным законодательством.

Разнообразие терминов, существующих в отечественной и международной правовой науке, таких как «таможенные преступления», «преступления, отнесенные к компетенции таможенных органов», «преступления в сфере таможенного дела», «преступления в сфере внешнеэкономической деятельности», «преступления в области таможенного дела» создает существенные сложности при построении механизма международного сотрудничества таможенных органов РФ, для которых в законодательном смысле данные понятия не существуют.

Подобное обилие терминов, толкуемых различным образом, приводит к невозможности очертить границы исследуемого вида преступности и, соответственно, проанализировать показатели ее состояния, структуры и динамики и иные аспекты криминологической характеристики.

Исходя из того, что, как уже говорилось ранее, классификационная группа таможенной преступности должна включать в себя конкретный перечень видов преступлений, которые мы относим к таможенным, необходимо определиться с соотношением указанных выше терминов, которые могут быть как синонимичными, так и соотносящимися как часть и целое.

Исходя из этого, одной из первичных и актуальных задач борьбы с таможенной преступностью является унификация понятийного аппарата для обеспечения эффективного взаимодействия при внутригосударственном и международном сотрудничестве в данной сфере, в том числе взаимодействия ФТС России и других правоохранительных органов с соответствующими службами государств – членов Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества (далее – ЕврАзЭС), Всемирной таможенной организации (далее – ВТаО) и Всемирной торговой организации (далее – ВТО).

Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации[54].

В научной литературе идут активные споры о том, какой из терминов: «преступления в сфере таможенного дела» и «преступления в области таможенного дела» является более правильным[55].

Исходя из анализа положений Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТК ТС) и Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон о таможенном регулировании) можно констатировать, что в контексте данных нормативных правовых актов словосочетание «сфера таможенного дела» используется применительно к деятельности каких-либо субъектов, а словосочетание «область таможенного дела» – применительно к отношениям.

Учитывая тот факт, что объектом преступных посягательств являются именно общественные отношения, более правильным представляется употребление термина «преступления в области таможенного дела». Это косвенно подтверждается положениями главы 16 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в которых используется термин «административные правонарушения в области таможенного дела». Уголовный кодекс РФ (далее – УК РФ) не содержит подобных терминов, однако, исходя из того, что преступления являются наиболее общественно опасным видом правонарушений, можно провести определенные аналогии и сделать вывод о предпочтительности термина «преступления в области таможенного дела» как более отвечающего нормам российского законодательства.

Данный вывод вступает в определенные противоречия с нормами ТК ТС[56], в которых используется термин «правонарушения в сфере таможенного дела». Однако, учитывая, что ТК ТС в данном контексте имеет в виду именно административные правонарушения, можно сделать вывод, что вопрос об аналогичных преступлениях им не урегулирован. Таким образом, исходя из положений ч. 2 ст. 1 ТК ТС, можно опираться на нормы российского законодательства, о которых говорилось выше.

К вопросам о понятии, круге и особенностях квалификации таможенных преступлений в последние годы обращались многие ученые. Среди них Б.В. Волженкин, Л.Д. Гаухман, Т.А. Диканова, В.А. Жбанков, С.Ю. Иванова, Н.А. Лопащенко, С.В. Максимов, В.И. Михайлов, А.В. Федоров, А.И. Чучаев, П.С. Яни и др. Сразу оговоримся, что в рамках настоящей работы термины «преступления в сфере таможенного дела» и «таможенные преступления» будут использоваться как синонимы в целях удобства изложения.

Перечень этих преступлений до настоящего времени остается предметом дискуссий во всех науках уголовно-правового цикла. Новую актуальность вопрос определения критериев и границ данной классификационной группы приобрел в свете вступления в силу Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», существенно изменившего компетенцию таможенных органов в данном вопросе и нормы Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ), касающиеся уголовной ответственности за таможенные преступления.

К данной группе, исходя из УК РФ в редакции Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ, до недавнего времени относились шесть статей: незаконный экспорт (ст. 189 УК РФ); невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ); уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ), а также два вида контрабанды (ст. 226.1 и 229.1 УК РФ).

Определяясь с кругом преступлений, в сфере таможенного дела, следует иметь в виду, что в ходе осуществления таможенного контроля таможенными органами могут быть выявлены различные правонарушения, в том числе преступного характера.

Все эти преступления можно условно разделить на 2 группы.

Первая группа выявляемых таможенными органами преступлений непосредственно связана с нарушением требований различных аспектов осуществляемого ими в рамках своих функций таможенного, экспортного и валютного контроля. Указанные преступления по своей сути являются нарушениями таможенных правил и зачастую имеют менее опасные аналоги в гл. 16 КоАП РФ «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)».

К данной группе «традиционных» таможенных преступлений можно отнести все виды контрабанды (ст. 200.1, 226.1 и 229.1 УК РФ), незаконный экспорт из РФ или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст.189 УК РФ), невозвращение на территорию РФ культурных ценностей (ст. 190 УК РФ), уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК РФ), совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (ст. 193.1 УК РФ) и уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ). Все они относятся к компетенции таможенных органов как органов дознания.

Ко второй группе преступлений, совершаемых в сфере таможенного дела и выявляемых таможенными органами при проверке перемещаемых через границу товаров и соответствующих документов, а также в рамках таможенного контроля, осуществляемого после выпуска товаров, можно отнести сопряженные с ними преступления, не связанные непосредственно с нарушением таможенных правил. Это могут быть:

1) экономические преступления (например: легализация имущества, полученного преступным путем, незаконное предпринимательство, незаконное использование товарного знака);

2) служебные преступления (например: взяточничество, злоупотребление должностными полномочиями);

3) иные сопутствующие преступления, сопряженные с таможенными (например: организация преступного сообщества, незаконный оборот оружия, наркотиков).

До недавнего времени возбуждение уголовных дел по всем подобным преступлениям, и их расследование осуществлялось другими правоохранительными органами, которым таможенные органы передавали по подследственности материалы о выявленных в ходе таможенного контроля признаках совершения преступлений.

Однако вышеуказанный Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» расширил полномочия таможенных органов в этой части, отнеся к их компетенции возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий по следующим преступлениям данной группы[57]: незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица (ст. 173.1 УК РФ), незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица (ст. 173.2 УК РФ); легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ); легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ). При этом к компетенции таможенных органов относятся не любые факты совершения перечисленных выше преступлений, а только те, которые выявлены таможенными органами Российской Федерации.

Более того, указанным Законом таможенным органам было возвращено утраченное ранее право осуществлять предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частями первой и второй ст. 194, и частью первой ст. 200.1 Уголовного кодекса Российской Федерации[58]. То есть, в настоящее время дознаватели таможенных органов вправе не только возбуждать уголовные дела об указанных преступлениях и осуществлять неотложные действия, а полностью их расследовать и по завершении предварительного расследования передавать материалы в суд с обвинительным актом или обвинительным постановлением[59] (в зависимости от формы дознания).

Таким образом, на сегодняшний день указанная выше часть сопряженных с таможенными преступлений, совершаемых в сфере таможенного дела, относится к компетенции таможенных органов, и круг преступлений, по которым они вправе возбуждать и расследовать уголовные дела, расширился с 6 до 12 статей УК РФ.

Все остальные преступления, совершаемые в сфере таможенного дела, относятся к компетенции иных органов предварительного расследования и в рамках настоящего учебного пособия рассматриваться не будут.

Исходя из изложенного необходимо отметить, что широко используемый ранее термин «таможенные преступления» представляется в настоящее время не вполне корректным, т.к. объединяющий их ранее критерий основного непосредственного объекта, связанного с нарушением порядка перемещения товаров через таможенную границу, применим далеко не ко всем преступлениям, отнесенным к компетенции таможенных органов действующим законодательством. Применение термина «таможенные преступления» представляется возможным только при условии использования его для краткости изложения как синонима «преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов», в качестве которого он и будет использоваться в настоящем учебном пособии.

Тем не менее, следует учитывать, что, несмотря на последние законодательные изменения, все преступления, расследование которых отнесено к компетенции таможенных органов, так или иначе связаны со сферой таможенного регулирования.

Под сферой таможенного регулирования понимаются отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей[60].

То есть таможенные органы имеют возможность выявить преступления, предусмотренные ст. 173.1 ­– 174.1 УК РФ, только в том случае, когда эти деяния связаны с фактом перемещения товаров через границу, иначе они не попадут в сферу деятельности таможенных органов.

Суммируя изложенное, можно сформулировать следующее определение исследуемой группы преступлений для целей настоящего учебного пособия:

Преступления в сфере таможенного дела (таможенные преступления) – это виновно совершенные, общественно опасные, уголовно наказуемые деяния, совершаемые в сфере таможенного регулирования, связанные с несоблюдением правил, запретов и ограничений, установленных законодательством при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС или государственную границу РФ, и относящиеся к компетенции таможенных органов РФ как органов дознания.

Итак, обозначив группу из двенадцати вышеназванных таможенных преступлений (точнее сказать – статей УК РФ) как единый комплекс, основанный на уголовно-правовом и уголовно-процессуальном критерии, можно предположить, что эта группа удовлетворяет целям криминологической классификации преступлений и, соответственно, может служить единственным и достаточным основанием формирования комплекса методических рекомендаций по выявлению причин, условий и методов борьбы с таможенной преступностью.

Суммируя изложенное, можно сформулировать криминологическое определение анализируемого вида преступности.

Таможенная преступностьэто совокупность предусмотренных УК РФ таможенных преступлений, посягающих на общественные отношения, складывающиеся при перемещении товаров и иных объектов через таможенную либо государственную границу и отнесенных к компетенции таможенных органов РФ как органов дознания.

Более широкая классификационная группа преступности в сфере ВЭД (в сфере таможенного дела) может быть определена как совокупность таможенных и сопутствующих разнородных преступлений, посягающих на общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности, совершаемых лицами, имеющими определенные полномочия в сфере ВЭД по поводу перемещения через таможенную или государственную границу товаров и иных объектов, в нарушение норм таможенного и иного законодательства РФ, законов иностранных государств и международных правовых норм.



2016-09-17 1299 Обсуждений (0)
Понятия преступлений и преступности в сфере таможенного 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятия преступлений и преступности в сфере таможенного

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1299)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)