Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стресс: разновидности, механизмы возникновения, биологическое значение



2016-09-17 966 Обсуждений (0)
Стресс: разновидности, механизмы возникновения, биологическое значение 0.00 из 5.00 0 оценок




Стресс является особым функциональным состоянием (ФС), что возникает в результате реакции организма на экстремальное воздействие, который воспринимается как угрожающее для жизни и здоровья человека. Стресс возникает как комплексная реакция организма с привлечением биохимических, гуморальных, вегетативных, поведенческих, эмоциональных и других психических процессов.

Существует много вариантов определения стресса, которые совпадают в том, что подчеркивают негативный характер этого состояния. Чаще всего этот термин применяют как синоним общего адаптационного синдрома, впервые описанного Г. Селье (1936). Мы будем придерживаться такого определения: стресс- это функциональное состояние организма, возникающее как следствие внешнего негативного влияния на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов.

Биологической функцией стресса является адаптация, ее назначение состоит в защите организма от различных угрожающих, разрушающих воздействий (физических или психических) факторов окружающей среды - стрессоров. Поэтому появление признаков стресса свидетельствует о том, что человек реализует определенный тип деятельности, направленной на противостояние опасным воздействиям стрессоров. Этому типу деятельности соответствует особый ФС и комплекс различных физиологических реакций. По мере развития стресса меняются ФС и реакции организма. Итак, стресс - это нормальное явление в здоровом организме. Он способствует мобилизации индивидуальных ресурсов для преодоления трудностей, которые возникают.

Различают физиологические и психологические стрессоры. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное влияние на ткани тела. К ним относятся боль, холод, высокая температура, чрезмерные физические нагрузки и др. Психологические стрессоры - это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий: сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложных задач и др.

Согласно двух видов стрессоров различают физиологический и психологический стрессы, причем последний стресс делится еще на информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает в ситуации информационной перегрузки, когда человек не может справиться с задачей или не может принять правильное решение в необходимом темпе при высокой ответственности за последствия этого решения. Итак, информационная перегрузка возникает тогда, когда информационная нагрузка превышает возможности человека при высокой мотивации к выполнению работы.

Эмоциональный стрессвызывают сигнальные раздражители. Он возникает в ситуациях угрозы, оскорбления, пренебрежения, а также в конфликтных ситуациях, когда человек длительное время не может удовлетворить свои биологические или социальные нужды. Универсальными психологическими стрессорами, которые вызывают у людей эмоциональный стресс, являются словесные раздражители, которые вызывают особенно сильное и продолжительное действие.

Автор концепции стресса Г. Селье (1936) различает три его стадии.

Первая стадия стресса (состояние тревоги) вызывает мобилизацию адаптационных возможностей организма. Она заключается в появлении "триады изменений" росте активности коркового слоя надпочечников (1), снижении активности иммунной системы (2) и возникновении язв в слизистой оболочке желудка и кишечника (3).

Вторая стадия стресса - стадия сопротивления (резистентности) - заключается в появлении адаптации к действию стрессора, причем состояние тревоги практически исчезает, а уровень резистентности организма заочно повышается.

Третья стадия стресса (фаза истощения) возникает тогда, когда в результате длительного действия стрессора запасы адаптационной энергии исчерпываются, снова возникает состояние тревоги, и изменения, возникающие, могут привести к гибели организма.

Экстремальные ситуации, вызывающие стресс, делят на кратковременный и длительный. Во время кратковременного стресса актуализируются готовые программы регулирования, а во время длительного происходят необходимые адаптационные перестройки функциональных систем, иногда очень тяжелые и неблагоприятные для здоровья человека.

Особенно подробно исследованы первую стадию стресса, в которой различают три периода адаптации к устойчивым стрессовым воздействиям (Л.А. Катаев-Смык, 1983).

Сначала (во время первого периода первой стадии) происходит активизация адаптационных защитных форм приспособления. У большинства людей в этот период наблюдаются эмоциональное напряжение и повышенная работоспособность. Продолжительность этого периода может составлять минуты или даже часы.

Если адаптационная защита не прекращает стрессогенного влияния, наступает II период первой стадии, во время которого формируется новый уровень ФС, адекватный экстремальным требованиям среды. Этому периоду свойственно ухудшение ФС человека, снижение ее работоспособности. Однако при значительной условия мотивации в это время может поддерживаться достаточно высокая производительность труда человека за счет надмобилизации ее резервов. Но такое перенапряжение приводит к опасным последствиям - обострение скрытых болезней, появления болезней стресса (сосудистых, воспалительных, психических).

Для III периода первой стадии стресса характерна неустойчивая адаптация перед второй стадией стресса (фазой резистентности).

Биохимические корреляты стресса. Нейроэндокринная теория возникновения и регуляции стресса доказывает, что стресс связан с цепью акций, которые начинаются с выработки гипофизом АКТГ (АКТГ). Стрессор через кору больших полушарий сигнализирует гипоталамуса о возникшей опасности. В нейронах гипоталамуса происходит мобилизация норадреналина (НА), который начинает активировать норадренергические элементы лимбико-ретикулярной системы и вызывает возбуждение центров симпатической нервной системы, усиливает деятельность симпато-адреналиновой системы и приводит к выбрасыванию в кровь смеси адреналина и НА с мозгового слоя надпочечников. Кровь обогащается на 80-90% адреналином и на 10-20% - норадреналина.

Эти катехоламины (адреналин и НА) через гематоэнцефалический барьер попадают в определенные участки гипоталамуса и лимбико-ретикулярной системы, где происходит активация адренергических, серотонинергических и холинергических элементов ЦНС. Повышение их активности приводит к образованию кортиколиберина - рилизинг-фактора, который стимулирует выработку АКТГ в аденогипофизе. В результате действия этого гормона надпочечников увеличивается синтез кортикостероидов, и их содержание в крови возрастает.

Как только содержание кортикостероидов в крови достигает верхней границы нормы, они по механизму обратной связи начинают тормозить образование кортиколиберина в гипоталамусе, что приводит к уменьшению образования АКТГ в гипофизе, и уровень кортикотропного гормонов в крови снижается.

Иногда после длительных и угрожающих стрессогенных воздействий механизм обратной связи не работает, и тогда начинается третья стадия стресса - фаза истощения, когда избыточное накопление адреналина и НА в крови приводит к нарушениям деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем.

Защитная функция первой стадии стресса (состояния тревоги) связана с активирующим влиянием адреналина и НА ("аварийных гормонов") на деятельность сердечно-сосудистой системы и обмен веществ (увеличение содержания сахара в крови).

Во время второй стадии стресса (фазы резистентности) увеличивается концентрация катехоламинов в мозге и, как следствие, возрастает образование кортиколиберина и АКТГ, что приводит к увеличению уровня кортикостероидов в крови. Это вызывает усиление защитной функции организма, поскольку кортикостероиды имеют антивоспалительное, десенсибилизирующее, противоаллергическое, противошоковое и антитоксическое действия.

Следует отметить, что по особенностям функционирования симпатоадреналиновой системы (соотношением выделение адреналина и НА) можно прогнозировать успешность деятельности человека. Так, у спортсменов увеличение в предстартовый период НА в 2-3 раза является позитивным фактором, тогда как рост содержания адреналина в крови в 5-10 раз - признак чрезмерной психоэмоциональной напряженности, что приводит к снижению спортивных результатов.

Известно, что адреналин осуществляет быструю мобилизацию энергетических возможностей организма, что очень важно во время кратковременных и интенсивных нагрузок. Адреналин - это гормон "короткого действия", так как он быстро разрушается в крови под действием фермента тоноаминоксидазы, тогда как НА поддерживает энергетику организма в течение длительного времени. Вот почему в ответ на действие стрессора секреция адреналина начинается раньше, чем секреция НА.

Состояние страха, тревоги, ужаса, ожидания опасности сопровождается выделением в кровь преимущественно адреналина. Состояние умственного и физического напряжения, преодоления психических препятствий, выносливости обычно реализуется на фоне высокого содержания в крови НА. Вот почему адреналин называют "гормоном тревоги", а НА - "гормоном гомеостаза".

Однако значение адреналина шире, чем понимание его как "гормона тревоги". Так, лица с высоким содержанием в организме адреналина лучше работают в нормальных, не стрессовых ситуациях, тогда как в условиях стресса больше приспособлены к деятельности лица с низким содержанием адреналина в крови.

Физиологические корреляты стресса. Стресс влияет на эффективность деятельности человека. При высоком уровне психоэмоционального напряжения снижается работоспособность, причем в первую очередь страдают такие сложные формы операторской деятельности, как реакция на движущийся объект (РРО). В то же время латентный период простых сенсомоторных реакций даже уменьшается.

Стрессовое состояние по-разному влияет на когнитивные процессы. Так, в условиях стресса повышается сенсорная чувствительность (абсолютная и пороги), расширяется поле зрения. Вместе с тем при увеличении плотности информационной нагрузки нарушаются сложные интегративные процессы, увеличивается количество ошибочных реакций в процессе операторской деятельности, снижаются концентрация и переключение внимания (З.М. Кузнецова, 1989).

Установлено, что форма и динамика стрессового состояния зависит от характера деятельности вегетативной нервной системы. Поэтому при прогнозировании адаптации к стрессу первостепенное значение имеет определение баланса вегетативного реагирования. Наивысшую адаптацию к стрессу проявляют люди с преобладанием симпатических влияний над парасимпатическими (Е. Геллгорн, Дж. Луфборроу, 1966).

Среди состояний организма наиболее близкими к стрессу является негативные эмоциональные переживания и усталость. Любую негативную эмоцию и острую усталость при их достаточной интенсивности можно рассматривать как стресс, поскольку они сопровождаются всеми проявлениями стрессовой реакции - от дезорганизации поведения в адаптационного синдрома. Современные знания о мозге не позволяют различать нейрофизиологические структуры, отвечающие за состояние стресса и эмоций. Предполагается, что на высшем регуляционных уровне стресс и эмоции имеют единый анатомо-физиологический субстрат. Такими считаются система подкорково-корковых образований головного мозга и вегетативных отделов нервной системы. Поэтому дифференциация стресса, негативных эмоций и усталости очень сложная и в ряде случаев может быть только условным (Е. Геллгорн, Дж. Луфборроу, 1966).

Много внимания уделяется проблеме тревоги, которая либо отождествляется со стрессом, или считается одним из его видов, но иногда выделяется в самостоятельный состояние. Часто тревожность связывается с преобладанием сильного возбуждения ЦНС. Поэтому характеристики тревожных лиц в ряде случаев совпадают с аналогичными характеристиками возбуждения. Если деятельность имеет простой характер, осуществить ее легче тревожным лицам, нож не тревожным. Однако если она усложняется и требует четкого дифференцирования, то имеющиеся преимущества на стороне на тревожных человек. Усложнения задачи вызывает в тревожных лиц действия неадекватны и неупорядоченные (Дж. Эванс, Р. Говард, 1973).

Тревожные лица в большей степени, чем же не тревожны, склонны к стрессу. В состоянии тревоги моторная координация падает, и подвижная активность становится недифференцированной, диффузной (Г. Селье, 1936). Предполагают, что склонность к тревоге должна коррелировать с преобладанием активности парасимпатического отдела нервной системы. Это подтверждает ряд побочных данных, в частности связь тревоги со снижением уровня функционирования сенсомоторных систем, является характеристикой парасимпатического возбуждения. Исходя из теоретической концепции стресса его форма и динамика зависит от особенностей вегетативной нервной системы, поэтому при прогнозировании адаптации к стрессу первостепенное значение приобретает баланс вегетативного реагирования. Наиболее успешную адаптацию к стрессу обеспечивает преимущество симпатических влияний над парасимпатическими (Е. Геллгорн, Дж. Луфборроу, 1966).

Установлено, что в разных эмоциональных состояниях один и тот же субъект по-разному переносит стрессовое воздействие. При этом очень много зависит от вегетативного регулирования. Поэтому при диагностировании кционального состояния организма при воздействии стресса учитывают, что при этом происходят учащение дыхания, ЧСС, повышение артериального давления, увеличение адреналина в крови, снижение температуры (Г. Селье, 1936; Ю.П. Горго, 1986), изменение биоритмов (Л. Леви, 1972).

В стрессовых ситуациях описано состояния ареактивности и двигательного торможения, обусловленные парасимпатическим преобладанием (Л. Леви, 1972). Во время адаптации к стрессовым воздействиям наблюдается двигательная и эмоционально-вещественная активность, что свидетельствует о повышенной симпатичной активности.

Во время стресса наблюдается повышенное потоком и слюноотделение (П.П. Слинько, 1972), кожаный электрическое сопротивление резко падает и проявляются его большие колебания, что, возможно, связано с изменением потоотделение (В. Ивашкин, 1974; Кристи , 1973).

В экстремальных ситуациях аффекты занимают особое место связи с их первостепенной значением в регулировании поведения человека, поскольку является индикатором важнейших взаимосвязей между личностью, ее мотивационной сферой и субъективным содержанием деятельности. Именно поэтому аффективное поведение определяет работоспособность человеческого организма в экспериментальных ситуациях, а обучение оператора саморегуляции в аффективных состояниях становится главным фактором психологической подготовки операторов, а также психологической совместимости членов коллектива (М. Зараковський, В.И. Медведев, 1971).

Согласно теории психологического стресса Р. Лазаруса (1967), отличительной чертой стрессовых процессов является их антиципационный (предупреждающий) характер. Если сигнал распознается как предостережение о вреде, то наступает состояние угрозы (центральное понятие в этой теории, в какой мере меняет понятие "стресс"). Как оценки степени угрозы так и выбор способа ее преодоления обусловленные индивидуальными особенностями восприятия и интерпретации человеком воздействий окружающей среды, отражающих систему ее взглядов и убеждений, знаний о мире, нравственных норм и ценностей. Условия проявления стресса также рассматриваются с позиции несоответствия между способностями индивида с требованиями окружающей среды или социальных ситуаций. Оптимальным для дины есть средняя нагрузка, а стресс возникает в случае как недостаточной нагрузки, так и перегрузки (А. Велфорд, 1973).

К. Камерон (1973) признает обоснованной мнение о бесполезности попыток определить понятие усталости. Он считает его генерализованной ответом на стресс, действующий в течение определенного периода времени, причем такая реакция характеризуется или острыми, или хроническими эффектами, или теми, и другими, ограничиваются только субъективными данными индивида.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое темперамент? На чем основывается учение о темпераменте?

2. Дайте характеристику типам темперамента.

3. Определите положительные и отрицательные стороны восприятия учебной информации учеников в зависимости от типов темперамента.

4. Охарактеризуйте особенности высшей нервной деятельности ребенка.

5. Что такое сон и сновидения? Определите физиологическое значение сна.

6. Назовите нарушения высшей нервной деятельности детей школьного возраста. В чем заключается их профилактика?

7. Что такое стресс? Охарактеризуйте разновидности стресса и механизмы его возникновения. В чем заключается биологическое значение стресса?

 

 

снижается.

 

Вопросы для самопроверки

 

 



2016-09-17 966 Обсуждений (0)
Стресс: разновидности, механизмы возникновения, биологическое значение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стресс: разновидности, механизмы возникновения, биологическое значение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (966)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)