МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ
Конфликт – это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами. Социальный конфликт – это противоречия в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия.
Участники конфликта называются субъектами конфликта. Свидетели – это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны. Подстрекатели – это те, кто подталкивает других участников к конфликту. Пособники – это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами. Посредник – это люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.
Причины социального конфликта. ü Социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентации. ü Различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации. ü Религиозные различия. ü Поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.). ü Различные ценностные ориентиры. Каждый участник конфликта, будь то индивид или социальная группа, имеет собственный набор ценностных ориентиров. Каждый набор строго индивидуален, и нередко противоположен такому же набору другого участника.
Способы решения социальных конфликтов. ü Компромисс – решение проблемы через взаимные уступки сторон. ü Переговоры – мирная беседа обеих сторон по решению проблемы. ü Посредничество – использование третьей стороны в заочном решении проблемы. ü Арбитраж– обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы. ü Применение силы, власти – одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.
Последствия социального конфликта. Негативные последствия. ü Дестабилизация общества. ü Возникновение хаотических процессов с непредсказуемым результатом. Перестают работать механизмы управления. ü Отвлечение участников конфликта от прочих проблем, концентрация на определенных интересах и победе над противником. ü Невозможность дальнейшего сотрудничества с оппонентом. ü Отстранение участников конфликта от общества, неудовлетворенность и т.д.
Позитивные последствия конфликта. ü Разрешение проблемы оптимальным способом, который могут принять все заинтересованные стороны. ü Обновление существующих и создание новых механизмов и институтов. ü Дополнительное стимулирование участников. Управляемый конфликт между людьми приводит к разработке новых идей, решений. Не участвуя в конфликтах человек перестает развиваться.
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ Социальный контроль – механизм поддержания общественного порядка посредством нормативного регулирования, подразумевающий действия общества, направленные на предотвращение отклоняющегося поведения, наказание девиантов или их исправление.
Социальный контроль – это механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.
Социальный контроль состоит из двух элементов – социальных норм и социальных санкций.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ. Социальные нормы – это социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Поэтому социальные нормы разделяют на правовые нормы, нормы морали и собственно социальные нормы. Регуляторы общественных отношений – совокупность определённых норм, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в различных сферах жизнедеятельности. § Правовые нормы. (Например: нельзя переходить дорогу на красный свет светофора). § Моральные нормы. (Например: забота о близких, уважение старших и др.). § Религиозные нормы. Это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. § Этикет. (Например: мужчина пропускает женщину вперед, открыв перед ней дверь). § Эстетические нормы. (Например: считается признаком хорошего тона (вкуса) украшать жилище цветами; человек имеет опрятный вид; у гражданки А. красивая прическа). § Корпоративные нормы. Это правила поведения, вырабатываемые организациями и распространяющиеся на их коллективы. Эти нормы еще называют нормами внутриорганизационными, внутрифирменными. § Традиции. § Обычай.
СОЦИАЛЬНЫЕ САНКЦИИ. Санкции –любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы. Социальные санкции – это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. В этом плане социальные санкции можно назвать охранником социальных норм.
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ. § Надзор – детальный (мелочный) контроль. § Обособление. Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы. § Изоляция – установление непроходимых перегородок между девиантом и обществом. Реабилитация – восстановление в правах, восстановление утраченного доброго имени, отмена необоснованного обвинения.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (575)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |