Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Главное положение в кредитной системе занимает Центральный банк(ЦБ)



2016-09-17 359 Обсуждений (0)
Главное положение в кредитной системе занимает Центральный банк(ЦБ) 0.00 из 5.00 0 оценок




Функции ЦБ:

Эмиссионная функция

Функция аккумуляции и хранения кассовых резервов для коммерческих банков заключается в том, что каждый банк обязан хранить на резервном счете в Центральном банке сумму в определенной пропорции к размеру вкладов, сделанных в данный банк. Изменение нормы резервов – один из основных методов денежно-кредитной политики государства.

ЦБ является хранителем официальных золотовалютных резервов страны

ЦБ осуществляет кредитование коммерческих банков и кассовое обслуживание государственных учреждений.

Предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов

ЦБ осуществляет безналичные расчеты, основанные на зачете взаимных требований и обязательств (клиринг).

Совокупность мероприятий денежной политики и кредитной политики

Коммерческие банки представляют собой центры кредитной системы. Современный коммерческий банк является кредитно-финансовым учреждением универсального характера: он не только принимает вклады населения и предприятий, выдает кредиты, но и выполняет финансовое обслуживание клиентов.

Операции коммерческого банка подразделяются на пассивные (привлечение средств) и активные (размещение средств). Кроме того, коммерческие банки могут заниматься посредническими операциями (по поручению клиента на комиссионной основе) и доверительными операциями (управление имуществом, ценными бумагами).

Функции коммерческих банков – это, прежде всего, аккумулирование бессрочных депозитов (ведение текущих счетов) и оплата чеков, выписанных на эти банки, а также предоставление кредитов предпринимателям. На базе этих операций возникают кредитные деньги (чеки, банковские векселя).

специализированные кредитно-финансовые организации а именно:

1. Инвестиционные банки занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на этом доход. Они не имеют права принимать депозиты и привлекают капитал, как правило, путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства.

2. Страховые компании

Пенсионные фонды

4. Инвестиционные компании размещают среди мелких держателей свои обязательства (акции) и используют полученные средства для закупки ценных бумаг различных отраслей хозяйства.

5. Чековые инвестиционные фонды (ЧИФ) в России являются, в сущности, тоже инвестиционными компаниями.

45.Основные цели и инструменты денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика – это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального производства. Осуществляет монетарную политику центральный банк.

Цели денежно-кредитной политики –

Конечные цели денежно-кредитной политики: рост объема национального производства, полная занятость, стабильный уровень цен. Промежуточными целями денежно-кредитной политики является регулирование денежно-кредитной системы, а именно объема денежного предложения, процентных ставок, курса национальной валюты и других параметров. Конечные цели кредитно-денежной политики реализуются как итог экономической политики государства в целом. Промежуточные цели кредитно-денежной политики непосредственно относятся к деятельности центрального банка.

Инструменты –

Денежная база Денежно-кредитная политика может осуществляться посредством изменения объёма денежной базы. Центральные банки используют операции на открытом рынке, чтобы изменить объём денежной базы. Центральный банк покупает или продаёт резервные активы (обычно финансовые инструменты, такие как облигации) в обмен на депозитные деньги в центральном банке. Эти депозиты могут быть конвертированы в наличные деньги. Вместе эти наличные деньги и депозиты составляют денежную базу, которая является обязательствами центрального банка, номинированными в его собственной денежной единице. Обычно другие банки могут использовать денежную базу в качестве частичного резерва и расширять общую денежную массу в обращении.

Норма обязательного резервирования Монетарные власти осуществляют регулирующий контроль над коммерческими банками. Денежно-кредитная политика может осуществляться посредством изменения объёма активов, которые банки должны хранить в резервах центрального банка. Лишь небольшую часть своих активов банки держат в наличных средствах, доступных для мгновенного снятия. Остаток инвертируется в неликвидные активы, такие как ипотеки и кредиты. Изменяя норму ликвидности, центральный банк изменяет объём доступных кредитных фондов. Центральный банк, как правило, часто не изменяет резервные требования, так как это создаёт волатильные изменения в предложении денег вследствие действия кредитного мультипликатора.

Учётная ставка Кредитование по учётной ставке заключается в том, что коммерческие банки и другие депозитарные учреждения имеют право занимать резервы у Центрального банка по учётной ставке. Эта ставка обычно устанавливается ниже ставок рынка краткосрочного капитала (Казначейские векселя). Это позволяет институтам изменять условия кредитования (то есть, сумму денег, которую они могут выдать в виде кредитов), таким образом влияя на денежную массу.

Процентная ставка Сокращение денежного предложения может быть достигнуто косвенно, посредством увеличения номинальных процентных ставок. Монетарные власти в различных странах имеют различные уровни контроля процентных ставок во всей экономике. В США Федеральная Резервная система может установить учётную ставку, а также достигнуть требуемой Ставки федеральных фондов операциями на открытом рынке. Эта ставка оказывает существенный эффект на другие рыночные процентные ставки, но совершенной связи не существует. В США операции на открытом рынке занимают относительно небольшую часть суммарного объёма на рынке ценных бумаг. Нельзя поставить независимые ориентиры и для денежной базы и для процентной ставки, потому что они обе изменяются единственным инструментом — операциями на открытом рынке.

46. Безработица: сущность, причины, виды, оценка, последствия. Закон Оукена.

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу.

Уровень безработицы - отношение численности безработных к общей численности рабочей силы выраженное в процентах:

Выделяют три основные причины, по которым люди могут стать безработными:

• потеря работы (увольнение)

• добровольный уход с работы

Различают три вида безработицы:

• Фрикционную

Связана с поиском работы и ожиданием выхода на работу

Особенность фрикционной безработицы состоит в том, что работу ищут готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации

Основная причина существования фрикционной безработицы — несовершенство информации (сведений о наличии свободных рабочих мест)

• Структурную - С изменениями отраслевой структуры экономики, причиной которых является научно-технический прогресс —со временем одни отрасли устаревают и исчезают, а появляются другие отрасли

• Циклическую- с изменениями отраслевой структуры экономики, причиной которых является научно-технический прогресс —со временем одни отрасли устаревают и исчезают, а появляются другие отрасли

Последствия

1.Неэкономические (Это социальные, психологические и политические последствия потери работы, роста социальной напряженности, вплоть до политических переворотов).

2.Экономические - в потере дохода или части дохода в настоящем

Зависимость между отклонением фактического объема выпуска от потенциального (в то время ВНП) и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел в начале 1960-х гг. экономический советник президента Дж. Кеннеди, американский экономист Артур Оукен

Формула, отражающая эту зависимость, получила название закона Оукена

где u — фактический уровень безработицы

u* — естественный уровень безработицы

(u-u*) — уровень циклической безработицы

β — коэффициент Оукена (β> 1), показывающий, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным, если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт

Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, отражает обратную зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы: чем выше уровень безработицы, тем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным

47. Инфляция: сущность, причины, формы и показатели измерения.

С количественной стороны инфляция классифицируется по формам:

1) Нормальная (или ползучая) инфляция имеет место тогда, когда уровень цен повышается медленно, не более чем на 5% в год

2) Умеренная инфляция наблюдается тогда, когда уровень цен повышается на 5-10% в год

3) Галлопирующая инфляция наблюдается тогда, когда уровень цен повышается более чем на 10% в год, доходя до 30-50%

4) Гиперинфляция, уровень цен уже в течение месяца повышается в среднем на 50%

Если критерием выступают формы проявления инфляции, то различают:

• Открытая (явная) инфляция проявляется в наблюдаемом росте общего уровня цен.

• Подавленная (скрытая) инфляция имеет место в случае, когда цены устанавливает государство, причем на уровне ниже, чем равновесный рыночный (устанавливаемый по соотношению спроса и предложения на товарном рынке). Главная форма проявления скрытой инфляции – дефицит товаров.

Типы инфляции:

• Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства(дефицит товара).

• Инфляция предложения (издержек) — рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.

• Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга.

• Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

• Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.

• Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

Нормальная инфляция не является проблемой для экономики. Напротив, она даже оказывает на нее положительное воздействие: небольшой рост цен производит на предприятие впечатление роста спроса на их продукцию, что стимулирует производство. Однако высокие темпы инфляции неблагоприятны для экономики. Во-первых, они приводят к потерям эффективности на микроуровне. Когда цены растут быстро и неравномерно, фирмы затрудняются с принятием решений о том, какую цену назначить на свою продукцию и когда ее изменить. Потребители же, утратив контроль за изменением цен, испытывают трудности с совершением рационального выбора, т.е. принятием решения о том, какую цену они согласны и могут заплатить за товар. В результате ценовой механизм как регулятор рыночного обмена начинает работать менее эффективно. Во-вторых, в масштабах общества нарушается Парето-оптимальный механизм распределения ресурсов. Фирмам становиться выгоднее дольше хранить на складах сырье и готовую продукцию, повышенный спрос на которые усиливает инфляцию спроса. В то же время, вместо того чтобы осуществлять долгосрочные капиталовложения, фирмы и индивидуальные владельцы сбережений стремяться вложить свободные деньги в недвижимость или драгоценности, чтобы сохранить их от обесценения.

48. социально-экономические последствия инфляции.

1. Обнищание низших слоев(резко падает реальная з.п., жалованье государственных служащих, пенсии; полностью обесценивается сберегательные вклады населения, государственные ценные бумаги и страховые полисы.

2. Разорение среднего класса, являющегося основой политической и социальной стабильности в стране и ее демократического строя.

49. взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая филлипса.

Как известно, уровень заработной платы и уровень занятости взаимосвязаны. С повышением заработной платы занятость растёт, а безработица снижается. Но повышение заработной платы означает рост издержек, а следовательно, и цен. Повышение же цен, как правило, означает снижение безработицы. Выходит, что инфляция выступает в качестве платы за сокращение безработицы.

I= f (L), где

• I – инфляция;

• L – безработица,

т.е. чем выше инфляция, тем меньше безработица и наоборот.

Кривая А. Филлипса показывает зависимость между инфляцией издержек и уровнем безработицы. Рост безработицы уменьшает объем заработной платы, что ведет к снижению покупательной способности и снижению цен.

Данная кривая представляет упрощенную однофакторную модель инфляции и подтверждается практикой только в краткосрочном периоде в фазах спада и депрессии.

В период экономического подъема безработица снижается, цены растут, увеличивается спрос и расходы – инфляция возрастает.

В долгосрочном периоде закономерность А. Филлипса не подтверждается, так как инфляция – многофакторное явление и зависит не только от безработицы.

50. антиинфляционная политика государства.

Главная цель антиинфляционной политики – сделать инфляцию управляемой и ослабить ее негативные социально-экономические последствия.

Основной формой стабилизации денежной системы является антиинфляционная политика государства с помощью:

1) денежной реформы;

2) государственного регулирования инфляционного процесса.

Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения.

Осуществляется она различными методами (нули-фикация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства путем принятия единовременного законодательного акта.

Государственное регулирование инфляционного процесса означает комплекс государственных мер, направленных на ограничение роста цен и стабилизацию денежной системы путем:

1) дефляционной политики;

2) политики доходов.

Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Эта политика в целом ведет к замедлению экономического роста.

Политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и оплатой труда путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.

Российская инфляция отличается своеобразием, что обусловлено условиями ее развития в связи со специфическими причинами, которые слабо реагируют на приводимую государством денежно-кредитную политику. Для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы:

– оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства;

– разработка и осуществление государственной экономической стратегии, способствующей становлению конкурентоспособного, высокотехнологического и наукоемкого производства;

– усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения;

– изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления;

– стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков;

– совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов;

– формирование и развитие единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т. д.;

– восстановление государственных структур управления и контроля за ценами, доходами, распределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении свободных рыночных цен;

– создание условий для превращения зарубежных долларовых запасов в товары производственного назначения для национальной экономики;

– изменение денежно-кредитной политики, а также платежно-расчетного механизма в пользу безналичных расчетов в целях тесной увязки всех элементов рыночных товарно-денежных отношений;

– стимулирование экспертной продукции, в том числе вооружения, и проведение разумной протекционной политики.

51. объективные основы государственного регулирования экономики.

Нерегулируемый и непрогнозируемый рынок объективно не может обеспечивать достижения важных долгосрочных целей, решения важных социально-экономических задач. Поэтому появляется необходимость сочетания рыночного механизма с государственным регулированием всей экономики.= Именно в силу несостоятельности и несовершенства рынка.главным идеологом- Дж. Кейнс. Государственное регулирование - это система мер по централизованному воздействию государства, его федеральных и региональных органов на основные элементы рынка - спрос и предложение, условия реализации (включая цены), качество товаров, рыночную инфраструктуру, конкуренцию и др. Гос-во влияет на эффективность, стабильность, справедливость.(3 основных задачи).

52. функции, методы и инструменты воздействия государства на экономику.

Функции

- создание правовой основы для принятия экономических решений;

- стабилизации экономики,

-социально-ориентированное распределения ресурсов;

- обеспечение социальной защиты и социальных гарантий.

Функции государства по поддержанию рыночного механизма

-Обеспечение правовой базы рыночной экономики: защите прав собственности; предпринимательства; налогообложения; кредитной сферы и т.д.

- Создание конкурентной среды и защите конкуренции (антимонопольное законодательство);

- защита прав потребителей.

по усилению рыночного механизма

-Перераспределительная политика.

б) В макроэкономическом регулировании экономики с целью ее стабилизации.

в) Ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма.

г) В проведении эффективной внешнеэкономической политики

53. государственный сектор: причины существования и развития.

Государственный сектор - комплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам. Действует как самостоятельный хозяйствующий субъект.( систему государственных финансов, государственных предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых).

- формирует экономический потенциал государства

- характеризуется также наличием разведанных полезных ископаемых, запасами продовольствия, а также объемом пакетов акций, долей на финансовом рынке

Среди важнейших причин, порождающих необходимость роста государственного сектора в экономике, следует назвать такие, как рост обобществления производства, потребность в национальной обороне, рост городов и численности населения, проблемы окружающей среды, эгалитаризм (преодоление нищеты и сокращение неравенства доходов и другие).

54. Сущность социальной политики. Социальная справедливость и защищенность в условиях рынка.

Соц. Полит.-деятельность гос-ва, которая содержит совокупность экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни.

Конституционные формы социальной защиты населения

- социальное обеспечение;

- социальное страхование(пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями при наступлении страховых случаев)

защита трудовых прав работников;

- защита имущественных и личных неимущественных прав граждан;

- защита прав, свобод и интересов супругов, родителей и детей;

Основные приоритеты социальной защиты населения:

-индексация доходов населения (ЗП, пенсий, пособий, стипендий);

-обеспечение минимальных социальных гарантий по доходам (ПМ);

регулирование минимальных стандартов и нормативов (нормативные расходы консолидированного бюджета на образование и здравоохранение, жилье, социальное обслуживание и т.п.);

-предоставление льгот (скидок и субсидий);

-обязательное социальное страхование;

-социальное обеспечение (престарелых, инвалидов, детей, лиц, потерявших кормильца);

- социальная помощь.

Показателя развития социальной политики являются уровень и качества жизни населения:

Основными принципами проведения социальной защиты в условиях рынка являются:

1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным семьям;

3) выдача помощи на случай безработицы;

4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы;

5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

55. Политика доходов. Кривая Лоренца. Индекс Джини. Дилемма эффективности и справедливости.

Политика доходов - правительственная политика воздействия на личные денежные доходы (заработную плату рабочих) и на цены товаров и услуг, а тем самым и на личные реальные доходы.Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца, показывающая, какой долей совокупного дохода располагает то или иное количество (в процентах от общего числа семей

Коэффициент Джини (индекс Джини) — статистический показатель, свидетельствующий о степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку (к примеру, по уровню годового дохода)

Дилемма

Попытка уменьшить неравенство, используя прогрессивное налогообложение, может привести к снижению стимулов трудиться и к уменьшению объема производства в обществе.

56. Понятие и цели фискальной политики государства в условиях рынка. Виды фискальной политики.

Фискальная политика – важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества.

Инструменты фискальной политики государства – это экономические механизмы, с помощью которых достигаются цели, поставленные перед фискальной политикой.

Цели фиск.полит.

- сглаживание колебаний экономического цикла

-стабилизация темпов эконом. Роста

-достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции

Так, инструментами стимулирующей фискальной политики выступают:

• увеличение государственных закупок;

• снижение налогов;

• увеличение трансфертов.

Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:

• сокращение государственных закупок;

• увеличение налогов;

• сокращение трансфертов.

Фискальная политика:

Дискреционная – сознательное манипулирование расходами;изменение трансфертных платежей; манипулирование налогами посредством стимулирующих мер.

Автоматическая – автоматическое изменение в уровне государственных расходов и налогов за счет встроенных стабилизаторов(пособий, налоговых поступлений)

57. Налоговая система в условиях рынка. Кривая Лаффера.

Налоговая система -представляет собой совокупность налогов и налоговых мер, устанавливаемых налоговым законодательством.

Принципы

Всеобщность, общеобязательность, равнонагруженность, однократность, стабильность, простота и доступность, гибкость, справедливость.

Функции

-формируют доходную часть любого бюджета и обеспечивают экономическую стабильность;

- воздействуют на доходы и производство;

- обеспечивают сбалансированность и пропорциональность экономического и социального развития.

В России сложилась трехуровневая система: Федеральные налоги ,Местные налоги и сборы, Налоги субъектов РФ

Кривая Лаффера.

Зависимость между ставкой налога и его суммарной величиной была исследована американским экономистом А. Лаффером (рис.). Он показал, что увеличивать налоговую ставку можно только до определенных пределов (30–50%), за границами которых начинает падать предпринимательская активность и объем собираемых налогов. ( на практике не больше 35%)

Увеличение налоговой ставки возможно до точки Q, за пределами которой происходит сокращение налоговых поступлений.

58. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит. Концепции регулирования состояния бюджета. Бюджетная система РФ.

Госбюджет — важнейший финансовый документ страны. Баланс доходов и затрат государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, Государственной Думой, конгрессом и т. п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит

Для преодоления бюджетного дефицита применяют следующие меры:

- сокращение бюджетных расходов;

- денежная эмиссия;

- изыскание дополнительных доходов;

- кредитование

Концепция ежегодного сбалансированного бюджета

независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам( несостоятельный подход)

балансируемого на циклической основе

сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла

концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. (кейнс, «Общая теория занятости, процента и денег»)

Бюджетная система РФ — это совокупность федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Закон устанавливает, что бюджетное устройство в Российской Федерации основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности, самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.

Бюджетная система является инструментом государственного регулирования и с ее помощью осуществляется воздействие на экономическое развитие.

Бюджетная система имеет свои особенности:

-является инструментом перераспределения ВВП;

-пропорции бюджетного перераспределения определяются потребностями общественного развития;

-бюджетное распределение является главным инструментом государственного регулирования.

59. Понятие государственного долга. Проблемы управления внутренним и внешним долгом.

Государственный долг – текущая и накопленная задолженность, связанная с необходимостью покрытия дефицита государственного бюджета.

Различают внутренний и внешний государственный долг.

Внутренний долг – это долг государства населению и хозяйствующим субъектам своей страны.( Внутренний долг бывает краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (до 5 лет) и долгосрочным (более 5 лет)

Основной причиной является высокая процентная ставка и выпуск высокодоходных государственных ценных бумаг.

Оценка- отношение между внутренним долгом и размером ВВП. (Если долг растет медленнее, чем объем ВВП, то это означает, что величина его сокращается.

Внешний долг – задолженность государства физическим, юридическим лицам и правительствам других стран.

Причины

-прямое заимствование денежных средств у иностранных государств или частных компаний;

-продажа ГЦБ другим государствам, физическим и юридическим лицам.

Величина внутреннего долга ограничивается законодательно. Для этого используют следующие критерии:

- доля внешнего долга по отношению к ВВП не должна превышать 30%;

- отношение годового объема выплат по внешнему долгу к годовому объему валютных поступлений не должно превышать 25%.

Меры для погашения:

-продажа золотовалютных резервов;

-перевод краткосрочной задолженности в среднесрочную

Погашение государственных кредитов осуществляется двумя путями: из бюджетных средств и через рефинансирование (выпуск новых ГЦБ для расчета с держателями ценных бумаг прошлого выпуска).

Методы

Конверсия – изменение доходности ГЦБ (увеличение, уменьшение выплат по ценным бумагам). Консолидация – изменение сроков заимствований (превращение краткосрочных обязательств в долгосрочные).

60.Экономический рост: типы, факторы, модели, способы измерения.

Экономический рост – это увеличение объёма производства продукции в национальной экономике за определённый период времени

Типы экономического роста – Различают экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. В первом случае рост достигается путём увеличения экстенсивных факторов роста. Во втором — за счёт интенсивных факторов роста. С развитием и освоением современных достижений науки и техники интенсивные факторы роста становятся преобладающими. В реальной жизни экстенсивный и интенсивный типы экономического роста в чистом виде не существуют. Имеет место их переплетение и взаимодействие.

Факторы экономического роста :количество и качество трудовых ресурсов,эффективность основного капитала,количество и качество природных ресурсов,эффективность управления,эффективность технологий.

Экстенсивный фактор роста реализуется за счёт количественного увеличения ресурса (например, за счет роста численности работников). При этом средняя производительность труда существенно не изменяется. Для экстенсивных факторов роста характерен закон снижения отдачи при чрезмерном увеличении ресурса. Например, неоправданное увеличение численности организации может привести к избытку рабочей силы и к снижению производительности труда. Также к экстенсивным факторам роста относятся увеличение земли, затрат капитала и труда. Эти факторы не связаны с инновациями, с новыми производственными технологиями и технологиями управления, с ростом качества человеческого капитала.

Интенсивные факторы экономического роста определяются совершенствованием и повышением качества систем управления, технологий, использованием инноваций, модернизацией производств и повышением качества человеческого капитала. Главным интенсивным фактором роста и развития современной экономики, как индустриальной, так и инновационной является высококачественный человеческий капитал

Модели экономического роста –

1. Кейнсианские модели динамического равновесия. Наиболее известными являются неокейнсианские модели экономического роста Р. Харрода (Англия) и Е. Домара (США), которые часто рассматривают вместе как одну модель, именуемую моделью Харрода-Домара. Эти модели основаны на двух предпосылках:

1) рост национального дохода является только функцией накопления капитала, а все остальные факторы (увеличение занятости, степень использования достижений НТП, улучшения организации производства), влияющие на рост капиталоодачи, исключаются. Таким образом, модели Харрода и Домара – это однофакторные модели. Предполагается, что спрос на капитал при данной капиталоемкости зависит только от типов роста национального дохода;

2) капиталоемкость не зависит от соотношения цен производственных факторов, а определяется лишь тех- ническими условиями производства.

Определяющим фактором экономического роста и его темпов, по мнению неокейнсианцев, является рост инвестиций. Инвестиции в рассматриваемой модели экономического роста играют важную роль: с одной стороны, они способствуют росту национального дохода, с другой – увеличивают производственные мощности. В свою очередь, рост дохода способствует увеличению занятости. Поскольку инвестиции увеличивают производственные мощности, поскольку рост дохода должен быть достаточным, чтобы уравновесить увеличивающиеся производственные возможности общества, не допуская возникновения недогрузки предприятий и безработицы.

Постоянный гарантированный темп роста в странах рыночной экономики по мнению неокейнсианцев, не достигается автоматически, они пришли к выводу о том, что для достижения динамического равновесия необходимо государственное регулирование экономики.

2. Неоклассическая модель экономического роста. Модель неоклассиков, в отличие от однофакторной неокейнсианской, является многофакторной.

Эта модель была разработана в 1956 г . При анализе экономического роста неоклассики исходят:

1) из того, что стоимость продукции создается всеми производственными факторами;

2) из того, что каждый фактор производства вносит свой вклад в создание стоимости продукции;

3) из того, что существует количественная зависимость между выпуском продукции и ресурсами, необходимыми для ее производства, а также зависимость между самими ресурсами;

4) из того, что существует независимость факторов производства, их взаимозаменяемость. Модель неоклассиков, в отличии от однофакторной, является многофакторной.

Р. Солоу выявил механизм влияния научно-технической революции и в целом НТП на уровень экономического роста, предусматривая переход к имущественно интенсивному типу экономического роста.

В модели Солоу используется производственная функция Кобба-Дуглала, где труд и капитал являются субинститутами. Необходимым условием равномерного состояния экономической системы выступает равенство совокупного спроса и совокупного предложения.

В системе экономического роста рассматривается и концепция “нулевого экономического роста”. Американский профессор Д. Медоуса отмечал, что в связи с обострением противоречий между быстро растущим населением Земли, бурным развитием производства инвестиционных товаров и быстроистощающимися природными ресурсами планеты и “продолжающимся экономическим ростом” все более приближает мировую систему к пределам этого роста… Сторонниками “нулевого роста” в настоящее время являются глобалисты и многие общественные организации и ассоциации.

Способы измерения экономического роста

1) годовыми темпами роста валового национального продукта (ВНП);

2) годовыми темпами роста чистого национального продукта (ЧНП). Более предпочтительным является второй способ.

Экономический рост, рассчитанный в сопоставимых ценах, отражает реальный экономический рост, а рассчитанный в текущих ценах – номинальный экономический рост.

Различают потенциальный и действительный экономический рост.

61.Воспроизводство и его типы. Воспроизводственные циклы и их классификация. «Длинные волны» Кондратьева.

Воспроизводство



2016-09-17 359 Обсуждений (0)
Главное положение в кредитной системе занимает Центральный банк(ЦБ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Главное положение в кредитной системе занимает Центральный банк(ЦБ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (359)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)