Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принцип направленности музыкального воспитания на развитие личности



2016-09-17 1601 Обсуждений (0)
Принцип направленности музыкального воспитания на развитие личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Педагог-музыкант должен учитывать, что точкой отсчета, как утверждает В. Г. Ражников, в педагогическом процессе является не музыкальное произведение, не учебный предмет, не собственные заботы педагога о своем авторитете или значении музыкальной культуры, а личность ученика.

Ориентация на личность предполагает установление доверия между учителем и детьми, основанного на гуманистической мак­симе воспитания, а именно, приятии ребенка таковым, каков он есть. В этом отношении порою взрослому необходимо просто встать в положение ребенка и взглянуть на мир его глазами. Ведь, к сожалению, это факт, что, повзрослев, мы не всегда помним о том, что сами сначала были детьми, как отмечал в сказке «Ма­ленький принц» А. Сент-Экзюпери.

Направленность музыкального воспитания на личность школь­ника адекватна национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». В данном документе отмечено, что в условиях модернизации отечественного образования важнейшим стратегическим направлением является формирование таких качеств Личности, как инициативность, способность творчески мыслить II находить нестандартные решения, готовность обучаться в те­чение всей жизни. «Главные задачи современной школы — рас­крытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высоко­технологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей»1.

Аналогичная направленность музыкального образования на личностное развитие определяет модель музыкального образования других стран:

— Австралии, что проявляется в направленности содей­ствия уверенности самовыражения ребенка в музыке. При этом ценность творчества, согласно мнению Г.Макферстона и П. Данбалл-Холл, заключается не в конечном результате, а самом процессе;

— Германии, рассматривающей практическое общение с му­зыкой как реализацию глубинной человеческой потребности в самовыражении, основу для самостоятельного взгляда на жизнь (X.Гембрис);

— Италии, провозглашающей главной целью развитие уче­ника как музыкальной личности, способной наслаждаться музыкой и выражать себя с ее помощью (Дж.Тафури).

Отечественное музыкальное воспитание, ориентированное на развитие личности, предполагает:

— субъект-субъектные отношения в становлении «я-концепции» учащихся, сущностной характеристикой которой, по мнению Г. М. Цыпина, является «развитое самосознание че­ловека, определившегося в основном в своих мотивационно-смысловых приоритетах, аксиологических ориентирах, в своем отношении к «ближнему» и «дальнему» окружению, к миру и самому себе»2;

— отказ от парадигмы, ориентирующей на способности среднего учащегося;

— необходимость психолого-педагогической диагностики музыкальности каждого учащегося как условие индивидуа­лизации процессов обучения, воспитания, развития с целью

____________

1Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» — http:// mon.gov.ru/dok/akt/6591/.

2 Цыпин Г.М. Личность, индивидуальность. Художественно-творческая дея­тельность / Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. — М., 2003. - С. 8.

 

раскрытия индивидуальности каждого ребенка в собственном! творчестве и в отношении к искусству;

— дифференцированный подход к учащимся с различной степенью мотивации учебной деятельности, интересами, общими и музыкальными способностями в освоении учебного материала (поддержка одаренных детей и детей с ограничен­ными возможностями);

— обеспечение вариативности образовательного процесса в выборе меры глубины содержания и технологии усвоения учебного материала;

— активизация готовности к саморазвитию музыкальной культуры.

Музыкальное воспитание наряду с принципами, методологической основой которых являются общая педагогика, опирается на принципы, определяемые спецификой музыкального искус­ства.

Принципы, обусловленные спецификой музыкального искусства

К принципам музыкального воспитания, детерминированным особенностями музыкального искусства, относят:

— единство эмоционального и сознательного (исследователи в области музыкальной психологии и психологии музыкального образования отмечают, что музыкальное творчество представляет синтез эмоциональной отзывчивости и музыкального мышления, интуиции и логики, творческого воображения и знания средств воплощения творческого замысла);

— единство художественного и технического (педагогами-музыкантами было выявлено, что достижение технического совер­шенства исполнения должно быть непрестанной и каждодневной заботой учителя в каждом из видов музыкально-исполнительской деятельности. Однако не менее значимым является создание ис­полнительской трактовки произведения. В этом смысле интересна позиция Ф. Бузони, по мнению которого, та часть вдохновения, которую композитор поневоле утрачивает в знаках, должна быть восстановлена исполнителем при посредничестве его собствен­ного вдохновения);

— единство тождества и контраста (педагогическая практика свидетельствует, что целенаправленные сопоставления музыкаль­ных произведений по сходству и различию развивают у учащихся способность определять на слух стиль композитора, осознавать способы формообразования, средства музыкальной выразитель­ности, законы музыкальной драматургии и т.д.);

- опора на интонационный, жанровый, стилевой подходы в изучении музыки (музыкальное воспитание направлено на Интонационно-образное восприятие учащимися музыкального Произведения в единстве его содержания и формы, осознание средств выразительности в создании и развитии музыкальных Образов в произведениях различных жанров и стилей).

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Прокомментируйте компоненты схемы 1.

 

 

2. Одним из принципов музыкального воспитания является синтез художественного и технического. Однако Л. В. Горюнова считала: «Важно, чтобы в творческом музицировании ребенок "выплескивал" свое состоя­ние, субъективно "проживал" свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя»1. Разделяете ли вы данную позицию?

3. С позиции возрастной психологии и психологии музыкального образования прокомментируйте нижеследующий фрагмент научной статьи Г. С. Тарасова «Психологические особенности музыкального обу­чения младших школьников»:

«В начальной школе учащиеся встречаются с произведениями композиторов-классиков. Важно, в каком качестве, в какой последова­тельности и в каком контексте знакомятся с их искусством дети. Твор­чество Чайковского открывается младшим школьникам не с больших симфонических полотен, «взрослых» по своему тонусу и драматизму сочинений, а с мелодий песен, танцев, маршей, в которых композитор максимально приближен к детям. Марш из «Щелкунчика», вальс из «Спящей красавицы», танцы из «Лебединого озера», русская народная песня «Во поле береза стояла», звучащая в финале Четвертой симфо­нии, — вот первые шаги знакомства младших школьников с музыкой великого композитора. И это знакомство с подлинным Чайковским, а не с искусственно упрощенным, — с его поэтической красотой, возвышен­ной одухотворенностью и вместе с тем русской песенностью.

Подобным образом и первая страница, открывающая школьникам творчество Бетховена — «Сурок» — музыка, близкая нравственным цен­ностям детской жизни, трогающая детей грустной простотой, сострада­нием. Разве не самое главное всей бетховенской музыки заключено в ней:

___________

1 Горюнова Л. В. Пение как состояние души // Искусство в школе. № 2. - С. 31.

 

социальная чуткость, протест против несправедливости, глубокая этич­ность?! «Веселая. Грустная», «Марш», мелодия из третьей части симфо­нии, раскрывая разные грани мужественного облика Бетховена, под­черкивают эту сторону его творчества»1.

4. Младшие школьники, как отмечают учителя-практики, считают интересное чудесным, а чудеса, как известно, живут в сказках. Сэтой позиции проанализируйте позитивность использования в уроке сказки Г. Цыферова «Бом, бом».

«Жил на свете ослик. Он был смешной и красивый. Хвост его торчал трубой, но зато уши! Они напоминали листья бананов.

А еще этот ослик любил мечтать и, конечно, слушать музыку.

Ах, стоило закрыть глаза, и тотчас... Где-то танцевали цветы. Шли маршем оловянные солдатики, и сказочный горшочек пел прекрасную песню о цветах.

Да и любая музыка трогала сердце ослика. И все-таки больше всего он волновался, когда старинные часы били: бом, бом... (см. пример 1). Тут всегда хотелось плакать. Казалось, что-то разбилось. А однажды ослик спросил:

— Простите... А где вы научились так звенеть? Ваша музыка трогает сердце.

И старые часы ответили:

— Друг мой, мы собирали звоны. Звон первой капели и звон послед него листка. Чтобы так звенеть, надо много слушать.

И трогательный ослик решил собирать звоны.

 

 

 

 

Рекомендуется исполнять с ударными музыкальными инструментами.

__________________

1 Тарасов Г. С. Психологические особенности музыкального обучения младших школьников // Музыка в школе. — 1983. — № 2. — С. 15.

 

В лугах он слушал, как звенят цветы. В лесах — листья. В полях — рожь. Он даже слышал, как тихонько звякнуло солнышко, уходя за косогор.

Но сам ослик никак не звенел.

И хотя он собрал много звона, не звякнуло ни одно банановое ушко. К вечеру он заплакал:

— Нет, никогда я не смогу звенеть старинными часами. Он опустил ушки. Грустно махнул хвостиком. И, чудо... Первый старинный звон поплыл в воздухе. Бом... Бом..

Вечером на траву пал иней. Теперь трава стала серебряной и зазвенела под ногой.

Да, конечно, то была трава. Но трогательный ослик совсем не знал про это. Он просто глупо трогательно сказал:

— Вы слышите, бьют старинные часы. У меня в сердце цветут колокольчики.

Вот и все. Только я думаю: если долго слушать музыку, и в твоем сердце зацветут колокольчики, запоют чудесные звоны»1. Учитель играет мелодию на металлофоне (см. пример 2).

Пример 2 Не спеша

 

 

5. Модернизация отечественного образования предполагает наряду с другими направлениями расширение индивидуализации2 учебно-воспитательного процесса. Каковы пути решения данной проблемы? Обдумывая ответ, познакомьтесь с фрагментом рассказа Т. Тэсс «Добрые зерна» и прокомментируйте его с позиции индивидуального подхода к учащимся в музыкальном воспитании.

«...Однажды в школе учительница показала ребятам простую круглую чашку и предложила нарисовать ее. Через некоторое мгновение один мальчик неожиданно спросил:

— Можно, я нарисую не чашку, а то, чего я никогда не видел?

— Что же ты хочешь нарисовать? — удивилась учительница.

— Дерево эвкалипт, — задумчиво скакал мальчик.

— Нарисуй, — согласилась учительница.

Мальчик некоторое время молчал и смотрел перед собой. Потом опять поднял руку:

Пионерский музыкальный клуб.

м 1974. _ Вып. 13. - С. 89-90.

Индивидуальность — то, что отличает данного конкретного человека от других людей. Это совокупность единичных, неповторимых признаков, проявляющихся: в особенностях темперамента; в специфике перцептивных процессов; в структуре и степени выраженности различных способностей; в характерологических качествах и свойствах, присущих — подобно дактилоскопическому узору — тому или иному человеку (индивиду) и никому другому / Цыпин Г. М. Личность, индивидуальность. Художественно-творческая деятельность / Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. — М., 2003. — С. 6 — 7.

— Можно, я нарисую то, что видели только некоторые? — спросил

он.

— Объясни, пожалуйста, что это такое, — сказала учительница с интересом.

— Синяя птица, — сказал мальчик очень серьезно.

— Пожалуйста, рисуй синюю птицу, если тебе так хочется.

Весь класс старательно скрипел карандашами. Но мальчик, спустя какой-то срок, снова поднял руку.

— Я хотел бы нарисовать то, чего никто никогда не видел, — сказал он тихо. Можно?

— Например?

— Мамонта, когда он просыпается.

— Мамонта?

— Мамонта, — вздохнул мальчик.

— Ну что же, — сказала учительница. — В конце концов, можно и мамонта.

Урок закончился, весь класс отдал учительнице тетради, где была старательно нарисована круглая чашка с ручкой «бубликом». Только перед мальчиком лежал чистый лист бумаги. Он хотел нарисовать эвкалипт, синюю птицу, просыпающегося мамонта — и не нарисовал ничего. Но весь урок он видел их, видел огромное красное дерево с голубой тенью, стаи попугайчиков, которые клевали его цветы, видел волшебную птицу счастья, видел мамонта, медленно выходящего на луг, поросший 1 гигантскими цветущими травами... Он видел их, восхищался ими, стремился их нарисовать, но маленькие пальцы его были слабей, чем его 1 воображение, его мечта: лист бумаги остался чистым.

Мальчик не выполнил задания. Учительница была вправе, очевидно, поставить двойку. Но она не сделала этого. Она угадала в мальчике поэта...»

 

МИКРОПРАКТИКУМ

 

1. Распределите роли в ролевой игре «Педсовет»:

— директор;

— учитель музыки;

— члены педагогического коллектива.

Ход игры. «Учитель музыки» выступает с сообщением на тему «Музыкальное искусство как средство снятия стрессовых состояний детей» (регламент 7—10 минут). Далее идут небольшие выступления в прениях (2 минуты). «Члены педагогического коллектива» задают вопросы «учителю музыки». «Директор» подводит итог рассмотренной на педсовете проблемы. Для подготовки к игре:

— для выступления с докладом проанализируйте «Проект-исследование о влиянии музыки на состояние здоровья человека» (Музыка в школе. — 2008 г. - № 1. - С. 33-43);

для выступления в прениях рассмотрите возможности снятия нервно-психической перегрузки, восстановления положительного эмоционально-энергетического тонуса учащихся посредством фольклорной арт-терапии1. Как альтернативу рассмотрите выступление в прениях по проблеме использования в вокально-хоровой работе оздоровительной III цельной гимнастики А. Н.Стрельниковой2.

2. Продумайте и обоснуйте свое видение оформления кабинета музыки и в школе с учетом требований к охране психического и физического здоровья ребенка. Учтите, что эстетическое восприятие учащихся определяется гармонией форм, цвета, композиции. Определите место расположения музыкального инструмента, видео- и аудиоаппаратуры, компьютера, мультимедийного экрана. Спроектируйте расстановку парт, шкафов с учебными пособиями, музыкальным инструментарием. Предусмотрите функциональность обстановки, а также атмосферу уюта и комфорта и для детей, и для учителя.

3. Гуманистический подход в процессе музыкального воспитания предполагает смену модели взаимоотношений педагога-музыканта и ученика. Подчинение ученика учителю исключает становление «я-концепции», поэтому личностно-ориентированному образованию более адекватны субъект-субъектные отношения, в которых деятельность учи-и-пи и ученика определяются как равноправные. Подготовьтесь к участию «Круглом столе» по теме «Гуманистическая направленность музыкального воспитания». Для размышления рассмотрите предлагаемые ниже материалы:

Гуманность (лат. humanus — человечный) — любовь и внимание к человеку, уважение к людям3.

«Предмет «Музыка» обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий у детей формируются эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечивает формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе. В процессе музыкального воспитания формируются коммуникативные

________________

1 Учителями-практиками было отмечено, что, действительно, песенный фольклор не только содействует развитию музыкального слуха и памяти, но и развитию легких, голосового аппарата. Снятию нервного напряжения способствуют характерные движения народных танцев. Терапевтическое воздействие оказывает цветовая гамма народного костюма.

2 Несложные дыхательные упражнения гимнастики А.Н.Стрельниковой способствуют активизации певческого дыхания, позитивно воздействуют в целом на организм ребенка, предотвращают возникновение явлений физиологического стресса.

3 Словарь иностранных слов. — М., 2006.

 

универсальные учебные действия на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения!»1.

«Диалог предполагает, что каждый из партнеров является его субъектом и равен в правах. Это относится как к ребенку, так и педагогу и к родителю. Более того, профессиональная задача учителя понять ребенка, проникнуться его смыслами»2.

«Около 300 лет со времени Я. А. Коменского целью образования была передача ученику знаний, владея которыми он мог бы принять участие в общественном распределении труда. Образованный человек — человек знающий. Это в самом общем представлении основы классической или знаниевой образовательной парадигмы. За последние 70 — 50 лет цели образования существенно меняются. Работами классиков так называемой гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерса и представителей русской психолого-педагогической школы Л. Выготского, Д. Эльконина, В.Давыдова и их последователей теоретически обоснованы и внедрены в практику новые педагогические технологии. Знание дается не как конечная истина, которую нужно запомнить (вызубрить), а как проблема, в процессе решения которой сам ученик открывает для себя знание. Результат — интенсивное личностное, в том числе интеллектуальное и нравственное развитие ученика. Воспитание личности и приобретение ею знаний провозглашено целями образования в «Законе об образовании». Этим законодательно подтвержден факт исторической смены образовательной парадигмы на новую, которую определяют как гуманистическую. Сегодня образованный человек — человек не только знающий, но и обязательно воспитанный...

Есть выражение: в песне — душа народа. Какие песни поют дети школьного возраста и поют ли? Кто им поможет услышать в Моцарте Моцарта, а не только сигнал мобильника? В моих детских воспоминаниях ребенка военных лет из черного рупора репродуктора регулярно звучала классическая музыка «Богатырская» симфония Бородина, симфония Калинникова, пьесы Бетховена. Кто из читающих эти строки слышал за последние 5 лет на основных радио- и телеканалах — естественно, кроме «Культуры» и «Орфея» — симфонии Калинникова, Бородина, пьесы Бетховена? Какая музыка сегодня в «шаговой доступности»?

Мы живем в открытом обществе. На нас обрушиваются потоки ин- j формации, в том числе самые мутные. Ребенок открыт всем информационным «сквознякам», в том числе несущим идеи духовно-нравственного разложения...

Если же успешность — показатель знаниевый, технологический, то тем важнее помнить мысль русского философа Ивана Ильина: «Знания без соответствующего воспитания сердца и души представляют одно

________________

1 ФГОС начального общего образования.

2Гаврилин А. В. Гуманитарная парадигма педагогики / Современное образование: философско-педагогические и дидактические поиски: Коллективная монография//Селиверстова Е. Н., Шалыгина И. В. и др. Владимир: ВГПУ,

 

из наиболее опасных социальных явлений, вредно и для здорового правосознания»1.

В дискуссии придерживайтесь следующих общепринятых установок учитесь внимательно слушать своих сокурсников, чтобы понимать мнение собеседника;

- учитесь убеждать и отстаивать самостоятельно найденную точку

- учитесь принимать конструктивную критику;

- учитесь эффектно использовать в речи найденную вами информацию по рассматриваемому вопросу;

- учитесь быть интересными для собеседника.

4. Проведите в условиях семинара ролевую игру: научно-практическая конференция по теме «Преемственность как необходимое условие непрерывного музыкального воспитания детей». Для выступления в роли участников конференции подготовьте тезисы выступлений. Предвари-и ii.no проанализируйте содержание музыкального воспитания детей предшкольного возраста в программах «Истоки» (авт.-сост. Т. И.Алиева, I Н.Антонова, Е. П.Арнаутова и др.), «Радуга» (авт.-сост. Т. Н.Доронова, С. Г.Якобсон, Е. В.Соловьева и др.).

5. Определяя основные принципы музыкального воспитания, Д. Б. Кабалевский писал: «Проблема интереса, увлеченности — одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому школьному предмету. Но особое значение она приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь мало-мальски сносных результатов, сколько бы не отдавать этому сил и времени»2.

Аналогично мнение Б.Т.Лихачева, отмечавшего, что в случае интелектуального подхода к музыкальному искусству образ как художественное обобщение не усваивается, его сущность выхолащивается, происходит недопустимая трансформация художественного образа в примитивную иллюстрацию, не принимаемую ребенком эмоционально. Это, п свою очередь, приводит к потере интереса, а, следовательно, эстетическая и воспитательная сущность искусства не реализуются в преподавании. Между тем, «человек, любующийся лесом, — образно сравнивал Д. И. Говорун, — смотрит на него другими глазами, нежели лесозаготовитель, его интересует собственно жизнь леса, а не возможное количество дров на данной площади»3.

Учитывая данные установки, проведите в условиях практического занятия (семинара) ролевую игру «Идем в концертный зал». В роли ведущего концерта для настройки внимания «детей» (в игре данную роль

_____________

1 Мильтонян С. О. Гуманизация образования — другого пути нет. / Играем с начала // Da capo al Fine (газета) № 9 (69). — Сентябрь 2009. — С. 4 — 5.

2 Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1 —8 классы / Под руководством Д. Б. Кабалевского. — М., 2006. — С.6.

3 Говорун Д. И. Творческое воображение и эстетические чувства. — Киев, 1990. - С. 131.

 

будут исполнять ваши сокурсники) на слушание арфы обратитесь к образному слову «Легенда о первой струне» А. Кленова.

«В хижине старого мастера было полутемно, но старому мастеру эта не мешало. Он и вслепую мог бы сделать свою работу. Старик сидел, облаченный в новую шкуру, которую ему совсем недавно поднесли благодарные соплеменники — охотники и воины. Он знал их всех: тот высокорослый, но с коротковатыми руками, другой широкоплеч и силен,! но плохо видит, третий ловок и увертлив, но ростом мал, четвертый... пятый... Да, старик помнил каждого из тех, кому делал оружие... Вдруг за пологом хижины раздались легкие шаги. Знакомая походка. Старик, предчувствуя встречу, улыбнулся.

Полог отлетел в сторону, солнечный луч на миг осветил хижину, но через мгновенье его заслонила тонкая фигурка. В хижину заглянул двенадцатилетний мальчик... сын вождя. Почтительно поздоровавшись со ' стариком, он отошел и сел в сторонке. Помолчали.

— Отцу твоему подарок делаю, — первым нарушил тишину мастер, кивая на свою работу.

— Твоя работа всегда достойна лучших воинов, — взвешивая каждое слово, как взрослый, ответил мальчик. И добавил: — Мне еще рано ходить на охоту, но пустые забавы сверстников мне уже надоели... Я хочу ! быть мастером.

— Хотеть мало. Нужно уметь, — серьезно сказал старик. Снова помолчали.

— Глаза мои многому научились в твоей хижине, — произнес мальчик. — Я хочу научить руки.

Старый мастер с уважением глянул на него.

— Хорошо, когда у воина есть хорошее оружие, — сказал он. — Но еще лучше, когда у воина хороший сын...Ты знаешь, где я храню заготовки. Возьми.

...Мальчик пришел через несколько дней и протянул мастеру свою работу.

Это был странный лук. На древко были натянуты три тетивы. Старый мастер удивленно спросил:

— Ты хочешь, чтобы из твоего оружия можно было поразить сразу несколько целей?

— Да, — ответил мальчик, — я хочу поразить сразу многих. Но этот лук не требует стрел. Я сделал так не для того, чтобы убить.

Он провел пальцами по тетивам. Они мягко запели. И голоса их сливались, как сливаются голоса охотников во время их вечерней песни.

— Красиво, — сказал мастер. — Тридцать лет я трудился. Ты трудился несколько дней. Я делал свою работу руками. Ты свою сделал еще и сердцем. Она хороша. Но для чего она?

— А для чего поет птица? — горячо отозвался мальчик. Ему было обидно, что старый мастер не понял его...

...Дважды тонкий месяц, походивший на древко лука, наливался светом и дважды после этого таял. А когда он третий раз пошел в рост,

на далеком холме зажглись три костра. Это был недобрый знак. Воины чужого племени предлагали уйти с насиженных мест.

Когда костры угасли и угасли звезды, воины сошлись.

...И тогда вперед вышел мальчик. Никто не заметил, как и когда он и к млея среди взрослых.

...Вождь пришельцев нахмурился.

- Дети — не воины, чтобы участвовать в сражении. А воины — не ...... чтобы слушать речи слабых.

- Сын, — сказал отец мальчика, — в руках твоих игрушка, а мы уже выросли. Иди. Тебя ждут сверстники.

- Хорошо, отец, —отозвался мальчик. — Ты сам учил уважать противника. И я хочу подарить вождю пришельцев свой лук. Я — сын вождя. Он должен принять мой подарок.

- А что мне делать с этим луком без стрел? — насмешливо спросил вождь чужого племени.

- Если умеешь, вот это, — воскликнул мальчик и тихо тронул струмы.

Сразу наступила тишина. А мальчик согнул древко, затем разогнул, и струны словно вздохнули. Резко разогнул и снова согнул — струны крикнули.

...Вождь пришельцев молчал... Он опустил копье наконечником вниз и протянул его мальчику.

- Возьми мое оружие. Твое оказалось сильнее...

Много лет прошло с тех пор. Давно уже сломались те копья. Давно порастерялись те стрелы, которыми угрожали друг другу воины двух враждующих племен. Но по сей день поют тетивы, натянутые на изогнутое древко. Превратились они в певучие струны арфы. И когда поют ОНИ, слышится в их пении отзвук старой легенды о мальчике, который умел видеть прекрасное там, где его не умели разглядеть другие. А еще поют они о том, что прекрасное искусство могущественней, чем оружие, и бессмертно в веках»1.

В завершении легенды А. Кленова в качестве музыкальной иллюстрации используйте запись концертной симфонии для арфы с оркестром В. Кикты (Фонохрестоматия к учебнику-тетради «Музыка» для 1 класса I Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, кассета 1, сторона Б).

Сравните предлагаемый фрагмент рассказа А. Кленова с научным текстом описания арфы2 и прокомментируйте, каким образом легенда способствует реализации принципа поддержки эмоциональной увлеченности младших школьников в освоении музыкального искусства.

______________

1 Кленов А. С. Секрет Страдивари. — М., 1977. — С. 5 —9.

2 В качестве справочной литературы используйте «Музыкальную энциклопедию», «Музыкальный энциклопедический словарь» и др.

 

Глава 2



2016-09-17 1601 Обсуждений (0)
Принцип направленности музыкального воспитания на развитие личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принцип направленности музыкального воспитания на развитие личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1601)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)