Работа над словами с непроверяемым написанием в классе с ЗПР
В программе по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов с непроверяемым написанием, традиционно называемых «словарными». Простое заучивание не дает положительных результатов, не помогает ребенку стать более грамотным. Отсюда перед учителем встает вопрос, как пробудить интерес ученика к слову, как создать условия для прочного запоминания непроверяемой буквы, как развить ряд важнейших, интеллектуальных качеств ребенка. Этим объясняется актуальность статьи. У детей с ЗПР наблюдается бедность словарного запаса, своеобразие лексики. Для них характерны нарушения познавательной деятельности, обусловленные недостаточностью памяти, внимания, инертностью психических процессов, их медлительностью и пониженной переключаемостью. Эти особенности побуждают учителя на поиск более эффективных приемов, способов работы над словами с непроверяемым написанием. Цель статьи: вскрыть наиболее эффективные приемы работы над словами с непроверяемым написанием. Прежде всего выделяем этапность работы над словарными словами: два этапа: введение нового слова и первичное его закрепление. I этап. Введение нового слова. Предъявление нового слова в виде загадки: Уродилась я на славу Голова бела, кудрява. Кто любит щи – Меня в них ищи. (капуста) - описания предмета, который лежит в «волшебном мешке»: круглое, большое, румяное, красное, сладкое, сочное (яблоко) - узнай предмет по описанию: крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко (корова), рассматривание предмета на картинке. Дети сами называют слово, которое будут изучать. Работа над проговариванием, развитием слуховой, зрительной, образной памяти строится следующим образом: - дети составляют слово из букв: п у е х т
- составляют слово из слогов: ши на ма
- вывешиваю карточку с изученным словом:
дети читают это слово орфографически нормальным голосом, шепотом, громко; обозначают ударение; находят буквы, которые требуют проверки. - Можно проверить данную гласную? (Нельзя.) И тут нам на помощь приходят шуточные стихи-загадки, рассказы-помощники, которые создают ассоциативную связь, и у словарного слова появляются «приемные родственники». Например, предлагаются такие стихи. Трудные учить слова Помогает нам игра. Петуха назвали «Петя» - Петь он любит на рассвете. Лиса – лисица, посмотри Очень любит букву … (и) В процессе работы над словом используется этимология слова: Лопата – название свое получило на основании сходства предметов, по внешнему виду. Раньше было слово «лопа» – то же, что рука, ладонь. От него и образовалось слово: лопата – лопа – лопать. С большим интересом дети относятся к рисункам, схемам, которые помогают запоминать трудное слово. Детям дается задание: нарисовать ассоциативную картинку по изученному слову; составить маленький рассказ (3-4- предложения) с изученным словом; - сделав обоснование о букве, которую нужно запомнить, дети еще раз читают слово орфографически, произносят слово плотно сжав губы, закрыв глаза, пишут носом в воздухе, порадуйтесь слову (произносят с восклицанием), спросите слово (произносят вопросительно), читают орфографически. Неоднократное орфографическое чтение дает возможность детям с ЗПР запомнить слово лучше. В чтении принимает участие «речедвигательный аппарат», включен зрительный и слуховой анализатор. - слово записывается в тетрадь с обозначением ударения, орфограммы. I этап. IЭтап первичного закрепления слова. - подбирают однокоренные слова, - составляют и записывают с комментированием предложение, - из небольшого текста на карточке дети находят новое словарное слово, подчеркивают его и выписывают предложение с этим словом. Такая работа проводится при знакомстве с новым словарным словом. Упражнения, на закрепление ранее изученных словарных слов подбираются во взаимосвязи фонетики, орфографии, словообразования, морфологии, лексики и синтаксиса. Упражнения для формирования фонетических понятий. На закрепление предлагается 7 – 10 слов, с пропущенной буквой. Дети вставляют нужную букву, прочитывают все слова орфографически. Задания к словам: - запишите слова в алфавитном порядке, - выпишите слова, в которых ударение падает на 1 слоге; или на 2 слоге; или на 3 слоге, - выпишите слова, в которых есть мягкие согласные; твердые согласные, - выпишите слова в 2 столбика: с глухими согласными на конце, со звонкими согласными на конце слова, - доска закрывается, слова записываются по памяти или с комментированием по цепочке. - игра «Угадай слово» (на карточке написан первый слог слова, учащиеся записывают слово полностью). И наоборот, дается окончание слова, а учащиеся добавляют начало; - игра «Найди слова» (записано 3 – 4 слова буквами разной величины, дети должны эти слова найти): м к м а е ш д л и в а н е с а д с ь - игра «Расшифруй слово» (очень нравится детям). Замените цифры буквами и запишите слово: 17,6,15,1,13 (пенал) - игра «Найди ошибку». - при закреплении используются различные ребусы:
Упражнения для формирования словообразования. - подоберите родственные слова, укажите при помощи чего они образовались; - подберите слова к схемам: ; - от слов железо, осина образуйте новые слова с суффиксом –к-. Морфологические упражнения. - выпишите слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предмета, - выпишите слова 1-го склонения, 2-го склонения и 3-го склонения, - выпишите слова женского рода, мужского рода, среднего рода, - составьте словосочетания сущ + прил.: воробей, молоко, медведь… Синтаксические упражнения. - составьте предложения с данными словами (ветер, капуста, заяц, огород), - составьте предложения с данными словосочетаниями (детский рисунок, вкусная ягода, трусливый заяц), - замените предложение одним словарным словом (Комната для занятий в школе. – класс), - вставьте в предложение нужное по смыслу слово (По лесу шел … и громко ревел. – медведь), - работа с деформированным тестом, в котором есть словарные слова, - смоделируйте предложение по схеме: Кто? что делают? в какие? во что? Лексические упражнения. - выпишите слова из словаря на заданную тему: «Овощи», «Школа», - сгруппируйте слова по темам, - найдите лишнее слово (капуста, помидор, яблоко, огурец), - подберите к словам синонимы, антонимы, - ведется работа над многозначностью слова, над переносным значением, над сравнением. Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами способствует прочному и успешному их запоминанию. Проверка словарных слов проводится 1 раз в 2 недели и ведется учет ошибок (см. карту)
Анализ ошибок показывает, что применяемые приемы работы дают положительные результаты, следовательно являются эффективными. Литература: 1. Агафонов В. Неправильные правила (как запоминать словарные слова) – М., 1997. 2. Золотых Н.А. Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка // Начальная школа 2001 № 3 3. Пасынок Ю.Ю. Словарная работа во 2 классе // Библиотека «Первое сентября» - М., 2005
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (344)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |