Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Работа над словами с непроверяемым написанием в классе с ЗПР



2016-09-17 344 Обсуждений (0)
Работа над словами с непроверяемым написанием в классе с ЗПР 0.00 из 5.00 0 оценок




В программе по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов с непроверяемым написанием, традиционно называемых «словарными». Простое заучивание не дает положительных результатов, не помогает ребенку стать более грамотным. Отсюда перед учителем встает вопрос, как пробудить интерес ученика к слову, как создать условия для прочного запоминания непроверяемой буквы, как развить ряд важнейших, интеллектуальных качеств ребенка. Этим объясняется актуальность статьи.

У детей с ЗПР наблюдается бедность словарного запаса, своеобразие лексики. Для них характерны нарушения познавательной деятельности, обусловленные недостаточностью памяти, внимания, инертностью психических процессов, их медлительностью и пониженной переключаемостью. Эти особенности побуждают учителя на поиск более эффективных приемов, способов работы над словами с непроверяемым написанием.

Цель статьи: вскрыть наиболее эффективные приемы работы над словами с непроверяемым написанием.

Прежде всего выделяем этапность работы над словарными словами: два этапа: введение нового слова и первичное его закрепление.

I этап. Введение нового слова.

Предъявление нового слова в виде загадки:


Уродилась я на славу

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи. (капуста)


- описания предмета, который лежит в «волшебном мешке»: круглое, большое, румяное, красное, сладкое, сочное (яблоко)

- узнай предмет по описанию: крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко (корова), рассматривание предмета на картинке.

Дети сами называют слово, которое будут изучать.

Работа над проговариванием, развитием слуховой, зрительной,

образной памяти строится следующим образом:

- дети составляют слово из букв:

п у е х т

 

- составляют слово из слогов: ши на ма

дерéвня
- находят в карточке и орфографически проговаривают:

- вывешиваю карточку с изученным словом:

 

дети читают это слово орфографически нормальным голосом, шепотом, громко; обозначают ударение; находят буквы, которые требуют проверки.

- Можно проверить данную гласную? (Нельзя.)

И тут нам на помощь приходят шуточные стихи-загадки, рассказы-помощники, которые создают ассоциативную связь, и у словарного слова появляются «приемные родственники». Например, предлагаются такие стихи.


Трудные учить слова

Помогает нам игра.

Петуха назвали «Петя» -

Петь он любит на рассвете.

Лиса – лисица,

посмотри

Очень любит букву … (и)


В процессе работы над словом используется этимология слова:

Лопата – название свое получило на основании сходства предметов, по внешнему виду. Раньше было слово «лопа» – то же, что рука, ладонь. От него и образовалось слово: лопата – лопа – лопать.

С большим интересом дети относятся к рисункам, схемам, которые помогают запоминать трудное слово.

Детям дается задание: нарисовать ассоциативную картинку по изученному слову; составить маленький рассказ (3-4- предложения) с изученным словом;

- сделав обоснование о букве, которую нужно запомнить, дети еще раз читают слово орфографически, произносят слово плотно сжав губы, закрыв глаза, пишут носом в воздухе, порадуйтесь слову (произносят с восклицанием), спросите слово (произносят вопросительно), читают орфографически.

Неоднократное орфографическое чтение дает возможность детям с ЗПР запомнить слово лучше. В чтении принимает участие «речедвигательный аппарат», включен зрительный и слуховой анализатор.

- слово записывается в тетрадь с обозначением ударения, орфограммы.

I этап. IЭтап первичного закрепления слова.

- подбирают однокоренные слова,

- составляют и записывают с комментированием предложение,

- из небольшого текста на карточке дети находят новое словарное слово, подчеркивают его и выписывают предложение с этим словом.

Такая работа проводится при знакомстве с новым словарным словом.

Упражнения, на закрепление ранее изученных словарных слов подбираются во взаимосвязи фонетики, орфографии, словообразования, морфологии, лексики и синтаксиса.

Упражнения для формирования фонетических понятий.

На закрепление предлагается 7 – 10 слов, с пропущенной буквой. Дети вставляют

нужную букву, прочитывают все слова орфографически.

Задания к словам:

- запишите слова в алфавитном порядке,

- выпишите слова, в которых ударение падает на 1 слоге; или на 2 слоге; или на 3

слоге,

- выпишите слова, в которых есть мягкие согласные; твердые согласные,

- выпишите слова в 2 столбика: с глухими согласными на конце, со звонкими

согласными на конце слова,

- доска закрывается, слова записываются по памяти или с комментированием по

цепочке.

- игра «Угадай слово» (на карточке написан первый слог слова, учащиеся

записывают слово полностью). И наоборот, дается окончание слова, а учащиеся

добавляют начало;

- игра «Найди слова» (записано 3 – 4 слова буквами разной величины, дети должны

эти слова найти): м к м а е ш д л и в а н е с а д с ь

- игра «Расшифруй слово» (очень нравится детям). Замените цифры буквами и

запишите слово: 17,6,15,1,13 (пенал)

- игра «Найди ошибку».

- при закреплении используются различные ребусы:

Упражнения для формирования словообразования.

- подоберите родственные слова, укажите при помощи чего они образовались;

- подберите слова к схемам: ;

- от слов железо, осина образуйте новые слова с суффиксом –к-.

Морфологические упражнения.

- выпишите слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия

предмета,

- выпишите слова 1-го склонения, 2-го склонения и 3-го склонения,

- выпишите слова женского рода, мужского рода, среднего рода,

- составьте словосочетания сущ + прил.: воробей, молоко, медведь…

Синтаксические упражнения.

- составьте предложения с данными словами (ветер, капуста, заяц, огород),

- составьте предложения с данными словосочетаниями (детский рисунок, вкусная

ягода, трусливый заяц),

- замените предложение одним словарным словом (Комната для занятий в школе. –

класс),

- вставьте в предложение нужное по смыслу слово (По лесу шел … и громко ревел. –

медведь),

- работа с деформированным тестом, в котором есть словарные слова,

- смоделируйте предложение по схеме: Кто? что делают? в какие? во что?

Лексические упражнения.

- выпишите слова из словаря на заданную тему: «Овощи», «Школа»,

- сгруппируйте слова по темам,

- найдите лишнее слово (капуста, помидор, яблоко, огурец),

- подберите к словам синонимы, антонимы,

- ведется работа над многозначностью слова, над переносным значением, над

сравнением.

Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами способствует

прочному и успешному их запоминанию. Проверка словарных слов проводится 1 раз

в 2 недели и ведется учет ошибок (см. карту)

  береза воробей ворона город девочка декабрь деревня завод капуста квартира класс комната коньки лопата мороз Москва октябрь пенал работа русский язык
16.09 ошибки . . . . . . . . .                        
30.09 ошибки .     .   . .   . . . .                  

 

Анализ ошибок показывает, что применяемые приемы работы дают положительные

результаты, следовательно являются эффективными.

                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                         
                         
                         
                                                   

Литература:

1. Агафонов В. Неправильные правила (как запоминать словарные слова) – М., 1997.

2. Золотых Н.А. Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка // Начальная школа 2001 № 3

3. Пасынок Ю.Ю. Словарная работа во 2 классе // Библиотека «Первое сентября» - М., 2005



2016-09-17 344 Обсуждений (0)
Работа над словами с непроверяемым написанием в классе с ЗПР 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Работа над словами с непроверяемым написанием в классе с ЗПР

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (344)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)