Блок или составной оператор
С помощью фигурных скобок несколько операторов языка (возможно, перемежаемых объявлениями) можно объединить в единую синтаксическую конструкцию, называемую блоком или составным оператором: { оператор_1 ... оператор_N }
Синтаксически блок воспринимается как единичный оператор и может использоваться всюду в конструкциях, где синтаксис требует одного оператора. Тело цикла, ветви оператора if, как правило, представляются блоком. Приведу достаточно формальный и слегка запутанный пример, где тело процедуры представлено блоком, в котором есть встроенные блоки, задающие тело оператора цикла for и тела ветвей оператора if: /// <summary> /// демонстрация блоков (составных операторов) /// </summary> public void Block() { int limit = 100; int x = 120, y = 50; int sum1 =0, sum2=0; for (int i = 0; i< 11; i++) { int step = Math.Abs(limit -x)/10; if (x > limit) {x -= step; y += step;} else {x += step; y -= step;} sum1 += x; sum2 +=y; } //limit = step; //переменная step перестала существовать //limit = i; // переменная i перестала существовать Console.WriteLine("x= {0}, y= {1}, sum1 ={2}, sum2 = {3}", x,y,sum1,sum2); } Заметьте, здесь в тело основного блока вложен блок, задающий тело цикла, в котором объявлены две локальные переменные - i и step. В свою очередь, в тело цикла вложены блоки, связанные с ветвями then и else оператора if. Закомментированные операторы, стоящие сразу за окончанием цикла, напоминают, что соответствующие локальные переменные, определенные в блоке, перестают существовать по его завершении. Приведенная процедура Block является методом класса Testing, который входит в проект Statements, созданный для работы с примерами этой лекции. Вот описание полей и конструктора классаTesting: /// <summary> /// Класс Testing - тестирующий класс. Представляет набор /// скалярных переменных и методов, тестирующих работу /// с операторами, процедурами и функциями C#. /// </summary> public class Testing { public Testing(string name, int age) { this.age = age; this.name = name; } //поля класса public string name; public int age;
private int period; private string status; } Пустой оператор Пустой оператор - это "пусто", завершаемое точкой с запятой. Иногда полезно рассматривать отсутствие операторов как существующий пустой оператор. Синтаксически допустимо ставить лишние точки с запятой, полагая, что вставляются пустые операторы. Например, синтаксически допустима следующая конструкция: for (int j=1; j<5; j++) {;;;}; Она может рассматриваться как задержка по времени, работа на холостом ходе. Операторы выбора Как в С++ и других языках программирования, в языке C# для выбора одной из нескольких возможностей используются две конструкции - if и switch. Первую из них обычно называют альтернативным выбором, вторую - разбором случаев. Оператор if Начнем с синтаксиса оператора if: if(выражение_1) оператор_1 else if(выражение_2) оператор_2 ... else if(выражение_K) оператор_K else оператор_N
Какие особенности синтаксиса следует отметить? Выражения if должны заключаться в круглые скобки и быть булевого типа. Точнее, выражения должны давать значения true или false. Напомню, арифметический тип не имеет явных или неявных преобразований к булевому типу. По правилам синтаксиса языка С++, then -ветвь оператора следует сразу за круглой скобкой без ключевого слова then, типичного для большинства языков программирования. Каждый из операторов может быть блоком - в частности, if -оператором. Поэтому возможна и такая конструкция: if(выражение1) if(выражение2) if(выражение3) ...
Ветви else и if, позволяющие организовать выбор из многих возможностей, могут отсутствовать. Может быть опущена и заключительная else -ветвь. В этом случае краткая форма оператора if задает альтернативный выбор - делать или не делать - выполнять или не выполнять then -оператор. Семантика оператора if проста и понятна. Выражения if проверяются в порядке их написания. Как только получено значение true, проверка прекращается и выполняется оператор (это может быть блок ), который следует за выражением, получившим значение true. С завершением этого оператора завершается и оператор if. Ветвь else, если она есть, относится к ближайшему открытому if. Оператор switch Частным, но важным случаем выбора из нескольких вариантов является ситуация, при которой выбор варианта определяется значениями некоторого выражения. Соответствующий оператор C#, унаследованный от C++, но с небольшими изменениями в синтаксисе, называется оператором switch. Вот его синтаксис: switch(выражение) { case константное_выражение_1: [операторы_1 оператор_перехода_1] ... case константное_выражение_K: [операторы_K оператор_перехода_K] [default: операторы_N оператор_перехода_N] }
Ветвь default может отсутствовать. Заметьте, по синтаксису допустимо, чтобы после двоеточия следовала пустая последовательность операторов, а не последовательность, заканчивающаяся оператором перехода. Константные выражения в case должны иметь тот же тип, что и switch -выражение. Семантика оператора switch чуть запутана. Вначале вычисляется значение switch -выражения. Затем оно поочередно в порядке следования case сравнивается на совпадение с константными выражениями. Как только достигнуто совпадение, выполняется соответствующая последовательность операторов case -ветви. Поскольку последний оператор этой последовательности является оператором перехода (чаще всего это оператор break ), то обычно он завершает выполнение оператора switch. Использование операторов перехода - это плохая идея. Таким оператором может быть оператор goto, передающий управление другой case -ветви, которая, в свою очередь, может передать управление еще куда-нибудь, получая блюдо "спагетти" вместо хорошо структурированной последовательности операторов. Семантика осложняется еще и тем, что case -ветвь может быть пустой последовательностью операторов. Тогда в случае совпадения константного выражения этой ветви со значением switch -выражения будет выполняться первая непустая последовательность очередной case -ветви. Если значение switch -выражения не совпадает ни с одним константным выражением, то выполняется последовательность операторов ветви default, если же таковой ветви нет, то оператор switch эквивалентен пустому оператору.
Еще одна неудача в синтаксической конструкции switch связана с существенным ограничением, накладываемым на case -выражения, которые могут быть только константным выражением. Уж если изменять оператор, то гораздо лучше было бы использовать синтаксис и семантику Visual Basic, где в case -выражениях допускается список, каждое из выражений которого может задавать диапазон значений. Разбор случаев - это часто встречающаяся ситуация в самых разных задачах. Применяя оператор switch, помните о недостатках его синтаксиса, используйте его в правильном стиле. Заканчивайте каждую case-ветвь оператором break, но не применяйте goto. Когда разбор случаев предполагает проверку попадания в некоторый диапазон значений, приходится прибегать к оператору if для формирования специальной переменной. Этот прием демонстрируется в следующем примере, где идет работа над данными нашего класса Testing: /// <summary> /// Определяет период в зависимости от возраста - age /// Использование ветвящегося оператора if /// </summary> public void SetPeriod() { if ((age > 0)&& (age <7))period=1; else if ((age >= 7)&& (age <17))period=2; else if ((age >= 17)&& (age <22))period=3; else if ((age >= 22)&& (age <27))period=4; else if ((age >= 27)&& (age <37))period=5; else period =6; }
Этот пример демонстрирует применение ветвящегося оператора if. С содержательной точки зрения он интересен тем, что в поля класса пришлось ввести специальную переменную period, позволяющую в дальнейшем использовать разбор случаев в зависимости от периода жизни: /// <summary> /// Определяет статус в зависимости от периода - period /// Использование разбора случаев - оператора Switch /// </summary> public void SetStatus() { switch (period) { case 1: status = "child"; break; case 2: status = "schoolboy"; break; case 3: status = "student"; break; case 4: status = "junior researcher"; break; case 5: status = "senior researcher"; break; case 6: status = "professor"; break; default : status = "не определен"; break; } Console.WriteLine("Имя = {0}, Возраст = {1}, Статус = {2}", name, age, status); }//SetStatus
Этот пример демонстрирует корректный стиль использования оператора switch. В следующем примере показана роль пустых последовательностей операторов case - ветвей для организации списка выражений одного варианта: /// <summary> /// Разбор случаев с использованием списков выражений /// </summary> /// <param name="operation">операция над аргументами</param> /// <param name="arg1">первый аргумент бинарной операции</param> /// <param name="arg2">второй аргумент бинарной операции</param> /// <param name="result">результат бинарной операции</param> public void ExprResult(string operation,int arg1, int arg2, ref int result) { switch (operation) { case "+": case "Plus": case "Плюс": result = arg1 + arg2; break; case "-": case "Minus": case "Минус": result = arg1 - arg2; break; case "*": case "Mult": case "Умножить": result = arg1 * arg2; break; case "/": case "Divide": case "Div": case "разделить": case "Делить": result = arg1 / arg2; break; default: result = 0; Console.WriteLine("Операция не определена"); break; } Console.WriteLine ("{0} ({1}, {2}) = {3}", operation, arg1, arg2, result); }//ExprResult
Операторы перехода Операторов перехода, позволяющих прервать естественный порядок выполнения операторов блока, в языке C# имеется несколько. Оператор goto Оператор goto имеет простой синтаксис и семантику: goto [метка|case константное_выражение|default]; Все операторы языка C# могут иметь метку - уникальный идентификатор, предшествующий оператору и отделенный от него символом двоеточия. Передача управления помеченному оператору - это классическое использование оператора goto. Два других способа использования goto (передача управления в case или default - ветвь ) используются в операторе switch, о чем шла речь выше. "О вреде оператора goto " и о том, как можно обойтись без него, писал еще Эдгар Дейкстра при обосновании принципов структурного программирования.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (555)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |