Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Актамберды Жырау (1675–1768 гг.)




СРСП

На тему: Казахские бии, акыны и жырау.

Выполнила: Жарасбай Ж.Б.

группа 108 «А»

стоматологического факультета

Проверила: Бекишева Ж.

 

Казахские бии, акыны и жырау.

 

План:

1. Казтуган Суюншиулы.

2. Доспамбет Жырау.

3. Умбетей Жырау

3. Актамберды Жырау.

4. Жамбыл Жабаев.

5. Казыбек Би.

6. Литература.

 

Казтуган Суюншиулы

Поэт, был предводителем кочевавших вдоль Едиля (Волги) тюркских племен Актуба, Бозан и других.

Казтуган-жырау Суюнишулы родился в 30-х годах XV века на земле современной Астраханской области. Он принадлежал к военной аристократии, был предводителем кочевавших вдоль Едиля (Волги) тюркских племен Актуба, Бозан и других.

Осталось невыясненным, чем он занимался в период длительных политических волнений – «бұлғақ» в Великой степи Дешт-и-Кипчак. В то время шли бурные процессы формирования будущей казахской нации, начало которому положила откочевка султанов Жанибека и Гирея из-под власти Абулхаир-хана. Во второй половине XV века Казтуган-жырау покинул берега Волги, пытаясь «вырвать память о ней из сердца».

Он переехал в Казахскую орду со всеми родами и племенами, которые были в его подчинении Предположительно это 1460-1480 годы, когда казахи стали собираться в единое государство на территории современного Центрального и Западного Казахстана. Не случайно главной темой творчества поэтов того времени стало сохранение единства народа Дешт-и-Кипчак и защита его независимости.



Из литературного наследия Казтугана-жырау до нас дошла только малая его часть.

 

Доспамбет Жырау (1490–1523 гг.)


Родился в 1490 г. в городе Азау (Азов), умер в 1523 году в окрестностях Астрахани. Один из представителей старинной казахской литературы, воспеватель военных походов. Доспамбет жырау жил в эпоху формирования казахского народа как нации, участвовал во многих военных походах, битвах, происходивших между Крымским, Ногайским и Казанским ханствами.

Поэтическое наследие Доспамбета жырау безвозвратно утеряно. Сохранившиеся в устном народном творчестве, в отдельных рукописях некоторые его сочинения вошли в начале XIX века в различного рода литературные сборники. В советский период найденные сочинения Доспамбета жырау были полностью опубликованы М. Магауиным в антологии казахской поэзии «Алдаспан» в 1971 г. Туда, к примеру, вошли такие его произведения, как «Қалаға қабылан жаулар тиер ме», «Қоғалы келдер, құм, сулар — Қоныстар қонған өкінбес…», «Айнала бұлак, басы тең…» и др.

Из песен-сказаний Доспамбета жырау можно судить о мыслях, которыми жил поэт, о его жизненных целях и надеждах, духовном мире, моральных принципах и мировоззрении автора произведений. Несмотря на архаичность пафоса и устарелость художественных приемов, воинственные песенные произведения Доспамбета жырау глубоки по содержанию и, в то же время, их язык легко воспринимается читателем. Доспамбет жырау умеет очень точно найти изящные и богатые по содержанию слова для выражения своих мыслей. В творчестве Бухара жырау и Махамбета ярко проявилось влияние песенных произведений Доспамбета жырау.

В 1523 году во время Астраханского похода отряд разведчиков, возглавляемый Доспамбетом жырау, попал в засаду, в результате чего поэт-сказитель получил тяжелое ранение и погиб.

 

Актамберды Жырау (1675–1768 гг.)

Казахский батыр, певец походов, военачальник, жырау, общественный деятель.

Утверждают, что Актамберды Сарыулы родился в предгорьях Каратау в окрестностях Южного Казахстана в семье зажиточных людей, хотя сам он в своих стихах указывает, что происходит из рода Жагалбай (Младший жуз) и что он с детства рос одиноким и необеспеченным.

Он проявил свои поэтические способности очень рано в 10–12 лет. Судя по строкам из его стихов: «В двенадцать лет я сел на коня, взял в руки саблю», Актамберды рано включился в борьбу с врагами. В своих стихах он воспевает казахский быт, семью и отечество.

Актамберды, переживший вместе с народом все его невзгоды, с 17 лет участвовал в сражениях с калмыками, с правителями Средней Азии. В этих сражениях он отличился своей смелостью, а позже выделился и своими способностями как военачальник. Закаленный во многих войнах и прозванный батыром, Актамберды жырау был участником многих событий, вошедших в историю как «Годы великого бедствия». Он был одним из организаторов национально-освободительной борьбы против джунгарских завоевателей. В 1738–1752 годах он участвовал во всех сражениях с джунгарами. В 1742 году был представителем на собрании глав родов Среднего жуза в Оренбурге, где они присягнули на верность России. Актамберды батыр на протяжении 70 лет защищал родную землю от врага, был известным оратором, авторитетным бием, знаменитым поэтом-сказителем. Его стихи и сказания «Ржащий конь», «О, почтенный Богембай», «Не шути со мной, ханума», «Со знаменем понесся я на врага», «Время мое было трудное» и другие наполнены отвагой и патриотическими чувствами.

После разгрома Джунгарского государства и освобождения окрестностей Восточного Казахстана от врага, Актамберды жырау приложил много усилий, чтобы вернуть казахов на места, где проживали раньше их предки.

Он старался приучить казахские роды, бывшие в его подчинении, к оседлой жизни. Чтобы добиться этого он организовывал рытье арыков и создание водоемов, стараясь привить казахам земледелие.

Произведения Актамберды жырау в основном представляют собой изречения-наставления. Из них можно узнать о мечтах, интересах кочевых казахов. Отдельное место в его творчестве занимают размышления о месте и роли домашних животных, особенно лошади, в жизни кочевников. Называя лошадей «крыльями» мужчин, изображает их спутниками батыров, когда те идут на врага.

В своих стихотворениях Актамберды призывает народ к героизму, воодушевляeт его на борьбу с врагом. Он жаждет освободить казахские степи, оставшиеся под джунгарами, мечтает о возрождении и развитии казахского государства, о полной победе над джунгарскими захватчиками. Во многих произведениях поэт призывает народ бороться с врагом, не щадя своих сил. Стихотворения Актамберды жырау, появившиеся в ХVIII веке, в период ожесточенных войн и схваток, воодушевляли народ и поднимали его воинский дух.

Умер Актамберды Сарыулы в 1768 году в местечке Журекжота Абайского района, Семипалатинской области. Сказание в стихах «Заветы моим детям» стало его последним произведением. В нем Актамберды жырау призывает своих детей к единству и согласию, напоминает, что только сплоченность молодого поколения позволит достигнуть стране поставленных целей, а народ предостерегает от разлада.


Умбетей Жырау (1697–1786 гг.)

Умбетей Тилеуулы родился в 1697 году в горах Каратай, умер в 1786 году в Ерейментау, известен в народе как певец.

Умбетей находился в гуще борьбы казахского народа против джунгарского нашествия, воспевал исторические события. Он был близким спутником по военным походам Богенбай батыра.

Основным мотивом одной части произведений Умбетей жырау («Бәкеге», «Жауқашарға», «Бұқарға», «Бекболат биге» и др.) являются вопросы социальной справедливости, нравственности, другая часть описывает жизнь Богенбай батыра, полную героизма и отваги («Бөгенбай өліміне», «Бөгенбай өлімінАблай ханға естірту» и др.). Высокий художественный уровень произведений Умбетея хорошо прослеживается в стихе-причитании по усопшему Канжыгалы Богенбаю, а также в стихе-сообщении Абылай хану об этой трагедии. Если в первом произносится имя народного героя Богенбая, ярко проявившего себя в борьбе с джунгарами, то во втором он напоминает хану, что сила его только в единстве с батырами и народом.

В дастане Умбетея «Жантай батыр» и повествованиях об Абылай хане рассказывается о борьбе против калмыкских захватчиков.

Умбетей и Бухар жырау были близкими друзьями. Умбетей почитал и уважал Бухара. В стихах-толгау Умбетея, посвященных жизни Бухар жырау, есть исторические сведения. Основное содержание творчества Умбетей жырау — защита отечества, единство и сплоченность народа, необходимые для отпора врагу. Он отстаивал интересы народа. Был справедливым, честным и прямым человеком, разоблачал поступки и действия ханов, не отвечавших интересам народа.

Жамбыл Жабаев

Жамбыл Жабаев – акын-импровизатор, один из самых знаменитых поэтов Казахстана. Жамбыл родился 28 февраля 1846 года в семье бедного кочевника Жабая из рода Шапрашты (Старшего жуза). По семейному преданию, мать Жамбыла Улдан родила его в то время, когда аул Истыбая (деда Жамбыла) в очередной раз спасался от набегов. Это случилось возле горы Жамбыл (что по-китайски значит крепость), на северо-востоке от нынешней станции Отар, в верховьях реки Чу. Мальчика нарекли в честь горы именем Жамбыл.
Жамбыл рос независимым и озорным мальчиком, заводилой во многих ловких и смешных проделках. Ему нравились шумные и весёлые пиры, многолюдные сборища. Но больше всего он любил бывать у табунщиков, укротителей необъезженных скакунов, чабанов, которые знали множество песен, занимательных и веселых сказок. Заслушивался он и рассказами шежиреши (знатоков родословных преданий и легенд) о происхождении родов и племен, о выдающихся людях прошлого. Среди ближайших предков Жамбыла не было ни акынов, ни певцов. Но дядя его матери Улдан – Канадан был прославленным музыкантом и композитором. Наблюдая, как маленький сын играл на домбре, мать говорила: «Музыкальный дар моего дяди Канадана передался ему». Джамбул рано научился играть на добре. Его стали выделять среди акынов-сверстников. Отцу не нравилось увлечение сына, но Жамбыл не оставлял мечты стать акыном. Когда мальчику исполнилось четырнадцать лет, он решился на отважный поступок – пришёл к отцу с домброй и попросил его благословения. Жабай не благословил сына. Но Жамбыл все-таки стал учеником знаменитого акына Суюнбая.

Много лет сопровождал Джамбул своего учителя, слушал его выступления, перенимал опыт поэтического мастерства, прежде чем учитель смог сказать: «В добрый час, да сопутствует тебе удача, сын мой. Создавай стихи, которые народ будет с удовольствием запоминать, и которые не исчезнут из памяти народа, пусть внимают твоим стихам не отдельные лишь люди, а весь народ. Пусть льются твои стихи не из груди, а из сердца. Говоря о правде, воспевай справедливость, не иди по дороге, протоптанной другими, - найди свою тропу, подмечай и знай, что происходит вокруг. Пусть душа твоя будет богаче, чем ханская казна».

Жамбылу было двадцать лет, когда он самостоятельно стал разъезжать по аулам, демонстрируя поэтическое мастерство. В одном ауле он повстречал известную красавицу Бурым. Акын и девушка полюбили друг друга, но по обычаю она была обещана другому. Счастье молодых длилось недолго. Чтобы не разразилась вражда между аулами, Жамбылу пришлось вернуть любимую. Бурым выдали замуж за человека, которому её предназначили родители. Это была глубокая рана в сердце поэта.

В 1875 году на поминки по случаю годовщины со дня смерти одного из влиятельных людей казахского рода Шапрашты, Сарыбая, съехалось много народу. Прибыл и известный акын Майкот. Сарыбай был близким родственником акына Суюнбая, и согласно казахскому обычаю, Жамбыл вместе с младшим братом Сарыбая Саржаном встретил их. Как поэт, он должен был приветствовать гостей стихами-импровизациями.

Казыбек Би




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)