Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. Типы рыночных структур



2016-09-17 381 Обсуждений (0)
Тема 5. Типы рыночных структур 0.00 из 5.00 0 оценок




Рыночная структура предполагает учет, количества, и возможности продавцов (покупателей) в цене и объеме продаж (покупок).

Экономическая наука выделяет следующие типы рыночных структур:

1. Совершенная конкуренция.

2. Монополия.

3. Монополистическая конкуренция.

4. Олигополия.

5. Монопсония.

6. Олигопсония.

 

Совершенная конкуренция.

 

Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует несколько достаточно мелких покупателей и продавцов одинакового товара и поэтому не один из них не в состоянии влиять на цену товаров, продукции, услуги. Здесь цена определяется путем взаимодействия спроса и предложения, согласно рыночным законам.

Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что не один их них не имеет большей информацией о рынке, чем остальные.

 

Характерные черты типов рыночных структур:

1) количество фирм.

2) тип продукта.

3) контроль над ценой.

4) вступление в отрасль.

5) неценовая конкуренция.

6) доступность информации.

 

Характерные черты совершенной конкуренции:

1) в совершенной конкуренции множество мелких фирм, предлагающих однородный продукт.

2) однородный продукт (товар, услуга).

3) отсутствие контроля над ценой.

4) очень легкие условия, препятствия отсутствуют.

5) отсутствует неценовая конкуренция.

6) нет ограничений.

Производитель осуществляет постоянную борьбу за покупателя на рынке, т. е. предлагая более высокое качество товара (конкурентоспособный товар) формируя рыночные цены.

Результатом такой борьбы является политика стимулирования сбыта.

Конкуренция создает у производителя постоянное разнообразие товаров, продукции, услуг для завоевания рынка.

 

Монополия.

Монополия - является полной противоположностью совершенной конкуренции, здесь существует только один продавец (производитель) причем он производит товар, не имеющий близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем товара что позволяет ему выбирать любую цену из возможных, в соответствии с желанием покупателя.

 

Характерные черты монополии:

1) одна фирма является единственным производителем товара, продукции, услуг.

2) продукт уникальный, нет близких заменителей.

3) полный контроль.

4) входа почти нет, непреодолимые барьеры.

5) связь фирмы с общественными организациями.

6) доступ отсутствует.

К монополии приближает подтип естественной монополии. К ним относятся предприятия общественного пользования и предприятия эксплуатирующие природные ресурсы. Они находятся в собственности государства или действуют под его контролем.

 

Монополистическая конкуренция.

 

Монополистическая конкуренция - это небольшое количество производителей, которые предлагают похожую, но не идентичную продукцию.

В отличие от совершенной конкуренции монополистическая конкуренция предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, благодаря чему у потребителя складываются неценовые предпочтения. На рынке монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована.

 

Характерные черты монополистической конкуренции:

1) множество мелких фирм, предлагающих разнородную продукцию.

2) дифференцирование товара (в чем-то универсального).

3) некоторый контроль, но довольно в узких рамках.

4) сравнительно легкие условия.

5) дифференциация.

6) нет ограничений.

Монополистическая конкуренция характеризует отрасли сферы обслуживания (банковские услуги, гостиницы, рестораны, кинотеатры). В производственных отраслях производство одежды, обуви.

 

Олигополия.

Олигополия - является преобладающей формой современной рыночной структуры. На олигополистическом рынке конкурируют несколько крупных производителей (продавцов).

 

Характерные черты олигополии:

1) несколько крупных фирм, производящих как однородную, так и дифференцированную продукцию.

2) однородная, дифференцированная продукция.

3) вход ограничен взаимной зависимостью.

4) наличие существенных препятствий.

5) неценовая конкуренция.

6) доступ довольно затруднен.

Характерная особенность олигополии зависимость поведения каждого производителя от реакции поведения конкурентов.

Производители договариваются о сотрудничестве и заключают соглашения о дележе рынка (картельное соглашение).

Картельное соглашение - сговор нескольких фирм, устанавливающих для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена, долю участника в общем объеме производства и сбыта.

Такое сотрудничество может проявиться через особую политику олиполистических фирм. Также существует динамика количества фирм.

1) дуополия - 2 фирмы.

2) жесткая олигополия от 2 до 5-7 фирм.

3) монополистическая конкуренция от 12 до 22 фирм.

4) совершенная конкуренция от 22 и выше фирм.

Антимонопольная политика государства -государство контролирует монополизацию рынка, т. е. стимулирует конкуренцию во всех типах рыночной структуры.

Тема 6. Деньги. Издержки.

Деньги.

Деньги - это экономический способ выражения общественной ценности блага.

Деньги выполняют 3 функции:

1. Средства обращения товаров и услуг:

а) приемлемость системы денежных знаков в качестве средства платежа;

б) при нарушении этой функции выступает товарообмен;

в) невозможность использования денег, которое вызывается инфляцией.

2. Мера стоимости (средства измерения ценовой реализации благ):

Измерение ценности благ - измеряется через его цену, т. е. количество денежных знаков, выражающих экономическую ценность блага. Мера стоимости делится на номинальную цену, то количество денег, которое требуется для данного блага, по сложившимся на данный момент рыночным ценам. Реальная цена - это количество денег, которое потребовалось при оплате данного блага.

3. Средства накопления:

Необходимая для рыночной экономики функция, т.к. сбережения всегда превращаются в инвестиции. Деньги должны сохранять исходный уровень покупательной способности в течение длительного периода.

Покупательская способность - это количество товаров и услуг, которое можно приобрести на денежную единицу в данный момент времени.

Денежные агрегаты.

Общество всегда интересует проблема ликвидности, которая непосредственно связана с макроэкономическими условиями.

Ликвидность - способность любого реального актива выступать в роли средства платежа.

Ликвидность характеризует 3 свойства:

1) реальная возможность данного актива в качестве средства платежа.

2) скорость превращения надежного актива в средства оплаты.

3) способность актива сохранять первоначальную номинальную стоимость

В пользу наличности склоняются 4 мотива:

1. предпочтение ликвидности - спрос на наличные деньги за их абсолютной ликвидностью.

2. транзакционный мотив - предпочтение в пользу наличности из-за удобства использования в качестве платежа.

3. мотив предосторожности- хранение наличных денег, которое рассматривается как резерв покупательской способности на случай неожиданной ситуации.

4. спекулятивный мотив - субъект не рискует вкладывать наличные деньги в сомнительные операции из-за неопределенных действий.

Денежные агрегаты выглядят как:

М1= наличные деньги + банковские счета до востребования


М2=М1 +крупные, срочные, средние сертификаты

 
 


М3=М2 + крупные депозиты

 

М4=М3 + ценные бумаги с длительным сроком погашения (были 18 месяцев)

 
 


Убывающая степень ликвидности

 



2016-09-17 381 Обсуждений (0)
Тема 5. Типы рыночных структур 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. Типы рыночных структур

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (381)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)