Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пример задачи с разбором по алгоритму



2016-09-15 642 Обсуждений (0)
Пример задачи с разбором по алгоритму 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические указания для студентов 3 курса

Специальности 060101 Лечебное дело

по самостоятельной внеаудиторной работе

по дисциплине «Патофизиология, клиническая патофизиология»

 

Составитель: ст. преподаватель Колодкина Е.В.

 

Тема:Патофизиология боли. Типовые формы нарушения функций вегетативной нервной системы и высшей нервной деятельности.

 

ЦЕЛЬ: сформировать знания об основных видах нарушений функций нервной системы.

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, значение и патогенетическую терапию нарушений чувствительной, трофической функций нервной системы, высшей нервной деятельности;

- обучить методам патофизиологического анализа состояний, связанных с нарушениями функции нервной системы;

- изучить роль нарушений функции нервной системы в формировании заболеваний человека.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: общую характеристику нервной системы, структуру, принципы и законы функционирования на нейронном, межнейронном и системном уровнях организации. Системы регуляции движениями: пирамидная, экстрапирамидная. Структуры, ответственные за регуляцию координации движений. Соматосенсорный анализатор, понятие антиноцицептивной системы.

После изучения темы: этиологию и патогенез основных нарушений чувствительной, трофической функции нервной системы, высшей нервной деятельности.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:на основе экспериментальных данных проводить анализ этиологии и патогенеза нарушений чувствительной и трофической функции нервной системы, высшей нервной деятельности, проводить патофизиологический разбор ситуаций, связанных с патологией нервной системы.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите механизмы формирования боли.

2. Объясните механизм развития болевого синдрома при отмене опиоидов.

3. Перечислите регуляторные центры, находящиеся в гипоталамусе.

4. Какие нарушения процессов возбуждения, торможения, переключения в нервной системе являются основой истерического невроза? неврастении? невроза навязчивых состояний?

 

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля.

1. Периферические нейропатии характеризуются:

1) утратой рефлекторных и произвольных движений *

2) повышением мышечного тонуса

3) гипертрофией мышц

4) появлением в мышцах спонтанной электрической активности *

 

2. Болезнь Альцгеймера характеризуют: а) появление внутри нейронов головного мозга фибриллярных клубков; б) накопление амилоида вокруг мозговых сосудов; в) снижение содержания в коре полушарий и в гиппокампе ацетилхолина; г) снижение содержания в головном мозге глутаминовой кислоты. Укажите правильную комбинацию ответов:


1) а, в

2) а, б, в

3) б, г

4) г

5) а, б, в, г


 

3. К свойствам, соответствующимпатологической боли, относятся:

1) адекватна силе и характеру воздействия

2) обеспечивает мобилизацию защитно-приспособительных реакций

3) чрезвычайно длительна

4) кратковременна

 

4. Мышечный тремор в покое, усиление мышечного тонуса (ригидность), затруднения при выполнении произвольных движений – эта триада симптомов характерна для:

1) болезни Паркинсона

2) болезни Альцгеймера

3) эпилепсии

4) повреждения мозжечка

5) повреждения двигательной коры головного мозга

 

5. Повреждения мозжечка могут сопровождаться:

1) гипометрией

2) ахолией

3) атаксией

4) дрожанием (тремор) мышц в покое

 

Ответы на тестовые задания

1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос

4) Решить ситуационные задачи, используя алгоритм разбора.

Алгоритм разбора ситуационных задач.

1. Назовите вид патологического процесса.

2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

3. В клинических задачах приведите патогенетически обоснованные методы терапии.

4. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

Пример задачи с разбором по алгоритму.

Задача № 1. Больной С., 43 лет, поступил в клинику в октябре 1995 г. с жалобами на слабость и утомляемость мышц ног и рук, мышц туловища, периодическое двоение в глазах, ощущение жжения в стопах, сухость во рту, приступообразную давящую боль в левой половине грудной клетки. Начало заболевания относит к 1990 г., когда впервые отметил появление слабости в ногах, затем в мышцах туловища и рук. Через 6 мес возникло двоение в глазах, появились сухость во рту и парестезии в конечностях. Неврологический статус: недоведение глазных яблок кнаружи, двусторонняя слабость мимической мускулатуры, снижение силы мышц в проксимальных отделах конечностей, в верхней пробе Барре удерживает руки в течение 20 с. Походка «утиная». Имеется поясничный лордоз. Встает со стула, опираясь на спинку. Мышечный тонус снижен. Сухожильные рефлексы резко ослаблены, коленные – отсутствуют. После инъекции прозерина заметное уменьшение двигательных расстройств, сухожильные рефлексы оживляются. При рентгенографическом исследовании обнаружена центральная карцинома левого междолевого бронха. При ЭМГ - исследовании методом стимуляционной электромиографии выявлено снижение амплитуды потенциала действия мышц. Ультраструктурным анализом нервно-мышечных синапсов в биоптатах мышц выявлены нервные терминали, переполненные синаптическими везикулами. Произведена левосторонняя пульмонэктомия по поводу бронхогенной карциномы бронхов. В послеоперационном периоде двигательные расстройства постепенно регрессировали. При ЭМГ - исследовании – четкое улучшение: повысилась амплитуда вызванных потенциалов действия.

Вопросы:

1).Как называются синдромы, которые прямо не связаны с опухолевым ростом?

2) Как называется нервно-мышечный синдром, сопровождающий бронхогенный рак легкого?

3) Назовите возможный механизм нарушения нервно-мышечной передачи при этом синдроме?

Ответы:

1) Паранеопластические синдромы.

2) Миастенический синдром Ламберта – Итона.

3) Вероятно, нарушается процесс поступления Са2+ из синаптической щели в пресинаптическое образование и снижается высвобождение ацетилхолина из терминали в результате действия биологически активных полипептидов, продуцируемых опухолью.

 

Задачи для самостоятельного разбора

Задача №2. Пациент С., 42 лет, вырос в семье, в которой главной задачей в жизни считали достижение личного успеха, положения в обществе, хотя учеба давалось ему с большим трудом. Из-за требований родителей он всячески стремился превзойти в учебе своих товарищей, затрачивал на это большие усилия. После школы (по желанию родителей) поступил в институт. Занятия в институте требовали еще больших усилий. Он много занимался, нередко в ночное время. По окончании института поступил работать на завод сменным мастером. Как только освободилась должность начальника цеха, начал ее активно добиваться несмотря на то, что профиль цеха не соответствовал полученной им в институте специальности. К тому же он не имел достаточного организаторского опыта. Став начальником цеха, столкнулся с большими трудностями. Руководимый им цех перестал выполнять производственные задания, что вызвало нарекания и критику со стороны администрации и коллектива цеха.

Именно в этот период у него появились головные боли, болезненные ощущения в области сердца, бессонница, раздражительность, быстрая утомляемость, резко снизилась работоспособность. Объективно: АД 170/190 мм рт.ст., пульс 90 в минуту. Очаговой неврологической симптоматики не установлено.

Провести разбор задачи по алгоритму.

Дополнительные вопросы:

1. Что явилось причиной появления болей в области сердца, тахикардии и артериальной гипертензии?

 

Темы рефератов:

1) ГПУВ, пат доминанта, пат системы – механизмы возникновения, механизмы действия.

2) Современные представления об этиологии и патогенезе эпилепсий.

3) Этиология и патогенез детского церебрального паралича.

4) Этиология, патогенез, стадии спинального шока.

5) Патология мозжечка – патогенез симптомов мозжечковой недостаточности.

6) Этиология и патогенез миастений.

7) Этиология и патогенез патологических болевых синдромов (каузалгия, невралгия, таламические боли).

8) Патогенез болевых синдромов при наркотической зависимости.

9) Этиология и патогенез неврозов: истерия, неврастения, невроз навязчивых состояний

 

Рекомендуемая литература:

Основная

1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

Дополнительная

1. Патофизиология. В 3 т.: учеб. для студ. высш. учеб. Заведений. - Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. - М.: издательский центр «Академия», 2007.

2. Патофизиология: учебник: в 2 т. - Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

 

Методические указания подготовлены: ст. преподаватель Колодкина Е.В. _______

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры № 2 от 14.09.2012 г.

Зав. кафедрой: ________________________ А.П. Спицин



2016-09-15 642 Обсуждений (0)
Пример задачи с разбором по алгоритму 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пример задачи с разбором по алгоритму

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (642)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)