Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормы международного права: понятие и виды, теория согласования воль государств, нормы jus cogens



2016-09-17 4200 Обсуждений (0)
Нормы международного права: понятие и виды, теория согласования воль государств, нормы jus cogens 5.00 из 5.00 5 оценок




Занятие 1. Тема 1. Понятие, предмет, система и источники международного права – 2 часа 12.09

План:

1. Понятие международного права.
2. Предмет и особенности международного права. Международное и международное частное право.
3. Система международного права: отрасли и институты.
4. Нормы международного права: понятие и виды, теория согласования воль государств, нормы jus cogens.
5. Источники международного права: международный договор, международный обычай, решения международных организаций, вспомогательные средства для определения правовых норм. Кодификация в международном праве.

1. Понятие международного права.

Междунаро́дное публи́чное пра́во — особая правовая система, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения.

Мп- это система юр норм, создаваемых гос-вом и др субъектами мп на основании воль гос и регулирующих межгосударственные и иные междувластовые отношения

Отношения регулируемые мп это отношения между северенными, независимыми, равноправными, неподчиненными, властными образованиями- государствами, нациями, борющимися за свою независимость, международные организации, государственно подобными образованиями.

Предмет и особенности международного права. Международное и международное частное право.

Особый предмет – межгосударственные отношения, то есть отношения, выходящие за пределы компетенции одного государства.

Предметом регулирования международного права являются политические, экономические и другие отношения между государствами, которые различны по своей природе, характеру, внутреннему устройству, территории и населению и между другими субъектами международного права.

Таким образом, международное право регулирует общественные отношения, выходящие за пределы, как внутренней компетенции каждого конкретного государства, так и его территориальных границ.

Система международного права: отрасли и институты.

В науке международного права сложилось, по меньшей мере, три подхода в определении системы международного права.

Первый поход характеризуется построением системы международного права по примеру российской правовой системы - система права складывается из норм права, институтов права (институт международно-правовой ответственности, институт территорий в международном праве, институт мирных средств разрешения международных споров и др. - общесистемные институты; отраслевые институты - институт территориального моря в международном морском праве, институт защиты прав беженцев в международном гуманитарном праве и др.), подотраслей права (подотрасль «право войны», подотрасль «право мира» в международном гуманитарном праве и др.), отраслей права (право международных договоров, право международных организаций, право международной безопасности, дипломатическое и консульское право, международное гуманитарное право, международное морское право, международное воздушное право, международное космическое право, международное экологическое право, международное экономическое право, международное атомное право, международное уголовное право и процесс).

Второй подход характеризуется построением системы по видам источников права. Нормы права являются основой системы, включающей международное договорное право и международное обычное право.

Третий подход является наиболее предпочтительным и характеризуется наличием следующих элементов: нормы права как основы системы, основополагающих принципов международного права (их 10 - семь из них закреплены в Уставе ООН (1945 г.) и три в Заключительном акте ОБСЕ (1975 г.)» которые развиваются в отраслях международного права.

Под системой международного права понимается нормативное образование, складывающееся из элементов, образующих международное право как целостное, непротиворечивое, интегративное нормативное образование.

Д.Б. Левин выделял следующие отрасли современного международного права: 1) правовое положение государств как субъектов международного права; 2) взаимоотношения государств по вопросам населения; 3) взаимоотношения государств по поводу государственной территории и пространств, не находящихся под суверенитетом государств; 4) международное морское право; 5) международное воздушное право; 6) международное космическое право; 7) право международных договоров; 8) дипломатическое и консульское право; 9) право международных организаций; 10) право международного сотрудничества по специальным вопросам; 11) право мирного разрешения споров; 12) право международной безопасности; 13) право вооруженного конфликта; 14) право международной ответственности

Международное право

• право международной правосубъектности (регламентирует правовое положение государств, наций и народов, борющихся за независимость, международных организаций и государствоподобных формирований как субъектов международного права и включает в себя также институты признания и правопреемства);

• право международных договоров;

• право международных организаций;

• право международных конференций и совещаний;

• право внешних сношений;

• право международной безопасности;

• международное гуманитарное право;

• международное право в период международных конфликтов;

• право международного сотрудничества в борьбе с преступностью;

• международное морское право;

• международное воздушное право;

• международное космическое право;

• международное атомное право;

• право охраны окружающей среды;

• международное экономическое право.

Нормы международного права: понятие и виды, теория согласования воль государств, нормы jus cogens.

Норма международного права – правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве общеобязательного. Нормы международного права следует отличать от так называемых обыкновений, или норм международной вежливости (международной морали), которые соблюдаются субъектами международного права во взаимных отношениях. Если международно-правовые нормы – это юридически обязательные правила поведения, то обыкновения (или нормы) международной вежливости лишены качества юридически обязательных. Нарушение норм международного права дает основание для международно-правовой ответственности, а нарушение обыкновений такой ответственности не влечет. К нормам международной вежливости относится большинство правил дипломатического этикета.

Содержание норм международного права составляют права и обязанности, которыми наделяются государства и другие субъекты международного права. Вступая в отношения между собой, субъекты международного права реализуют свои права и соблюдают обязанности, устанавливаемые международно-правовыми нормами.

Исходя из содержания международно-правовой нормы субъект международного права может судить как о своем возможном и должном поведении, так и о возможном и должном поведении других субъектов международного права. Международно-правовая норма упорядочивает поведение участников международных отношений, т. е. выполняет регулирующую роль во взаимоотношениях субъектов международного права.

Нормы международного права классифицируются по различным основаниям:

1) по действию в отношении круга участников международно-правовых отношений:

а) универсальные – регулируют отношения всех субъектов международного права и составляют общее международное право;

б) партикулярные (действующие среди ограниченного круга участников) – локальные (или региональные) нормы, хотя они могут регулировать отношения двух или нескольких государств, не только расположенных по соседству либо в одном регионе, но и находящихся в различных частях мира.

2) по способу(методу) правового регулирования: а)диспозитивные – норма, в рамках которой субъекты международного права могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязанности в конкретных правоотношениях в зависимости от обстоятельств; б)императивные – нормы, которые устанавливают четкие, конкретные пределы определенного поведения. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению изменять объем и содержание прав и обязанностей, предусмотренных императивными нормами. Международная практика ХХ столетия характеризуется тем, что среди императивных норм стали выделяться нормы jus cogens. В соответствии со ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров под нормой jus cogens (императивной нормой) понимается норма общего международного права, принимаемая и признаваемая международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо; она может быть изменена только последующей нормой такого же характера.

По характеру содержащихся в нормах предписанийможно выде­лять нормы-принципы, нормы-определения, нормы-правомочия, нормы-обязанности, нормы-запреты.

Нормы-принципы устанавливают основы международного пра­вопорядка, международного мира и сотрудничества. Так, в соответ­ствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств все государства обязаны добросовестно выполнять обя­зательства, вытекающие из договоров, международных обычаев, дру­гих источников международного права. Как уже говорилось, помимо норм-принципов, для всей международно-правовой системы сущест­вуют отраслевые нормы-принципы.

Нормы-определения раскрывают содержание тех или иных поня­тий, используемых в международном праве. Например, согласно ст. 1 международной Конвенции о взаимном административном содейст­вии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977 г., «таможенное законодательство» (для целей Конвенции) означает все установленные законом или подзаконными актами положения о ввозе, вывозе или транзите товаров, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами.

Нормы-правомочия предоставляют их адресатам определенные субъективные права. Так, по Факультативному протоколу к Между­народному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. каж­дый, чьи права, перечисленные в данном Пакте, нарушены, имеет право обратиться с петицией в Комитет по правам человека.

Нормы-обязанности устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений. На основании ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. государства обязались гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или со­циального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Нормы-запреты фиксируют запрет указанного в них поведения:

«никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» (ст. 8 Пакта о гражданских и полити­ческих правах 1966 г.).

По своей роли в механизме международно-правового регулирова­нияразличают регулятивные и охранительные нормы.

Регулятивные нормы предоставляют субъектам право на совер­шение предусмотренных в них положительных действий.

Охранительные нормы выполняют функцию защиты междуна­родного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответст­венности и санкции по отношению к нарушителям.

По содержанию правил поведениямеждународные нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы фиксируют права и обязанности субъек­тов, их правовой статус и т.д. Так, ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г. устанавливает, что назначение пенсий гражда­нам государств — участников Соглашения производится по месту жительства.

Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации ма­териальных норм. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 4) определяет, что получившее уведомление государство представляет в течение шести месяцев Комитету по правам человека соответствующие письменные объяснения.

По сфере действияразличают универсальные, региональные и локальные нормы международного права.

Универсальные нормы охватывает своим участием большинство государств мира. Таковы, например, Устав ООН, нормы о нерас­пространении ядерного оружия и др. Региональные нормы дейст­вуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза, соглашения в рамках СНГ). Локальные нормы регулируют взаимо­отношения двух или нескольких субъектов международного права (например, договор между РФ и КНР о выдаче преступников 1995 г.).

Нормы международного права классифицируются по различным основаниям:

- По характеру правила поведения - нормы правила, нормы принципы, нормы дефиниции.

- По методу регулирования отношений - нормы регулятивные и охранительные.

- По характеру регулирования отношений - нормы материальные, процессуальные и процедурные.

- По сфере действия - нормы универсальные, региональные, партикулярные.

- По субъекту, принявшему нормы - международные «мягкие» и международные «твердые» нормы.

- По источнику - договорные и обычные нормы

ЮС КОГЕНС

(лат. jus cogens - неоспоримое право)

согласно положениям Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. правило поведения, имеющее императивный характер, т.е. юридическая норма общего между-народного права, которая принимается и признается международным сообществом в целом в качестве нормы, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей юридической нормой такого же характера. Несоответствие любого международного договора норме Ю.к. является основанием для безусловного признания такового недействительным независимо от того, существовала ли такая норма в момент заключения договора или она возникла позднее, уже в процессе его действия. Примером юридических норм такого рода могут служить основные принципы международного права - суверенного равенства государств, неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения международных споров, нерушимости границ, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела другого государств и др. Если международный договор является недействительным вследствие его противоречия норме Ю.к., то его участники обязаны, насколько это возможно, устранить последствия любого действия, совершенного на основе положения, которое не соответствует указанной норме, и привести свои взаимоотношения в соответствие с нею; когда подобная норма возникает после заключения международного договора, его участники освобождаются от взаимных обязательств, вытекающих из него, но это не влияет на права, обязательства или юридическое положение, возникшее в результате выполнения этого договора до его прекращения.

Источники международного права: международный договор, международный обычай, решения международных организаций, вспомогательные средства для определения правовых норм. Кодификация в международном праве.

В теории права под источником права понимается форма, в которой выражается юридически обязательное правило поведения и которая придает этому правилу качество правовой нормы (например, конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, подзаконные акты, к которым относятся указ, постановление или распоряжение компетентного органа государства, и т.д.).

Таким образом, источниками международного права будут считаться те формы, в которых выражены правила поведения субъектов международных отношений и которые сообщают этим правилам качество международно-правовой нормы.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. определяет договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое между­народным правом, независимо от того, содержится ли такое согла­шение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наиме­нования.

В настоящее время нормы международных договоров занимают основное место в международном праве в силу определенных причин, среди которых можно назвать следующие

1) создание обычных норм является длительным процессом. Иногда возникают затруднения в установлении точного содержания обычной нормы. Процесс создания договорной нормы не такой длительный, а воли субъектов международного права имеют более выраженный характер;

2) процедура заключения и исполнения договоров детально разработана и определена (Конвенции о праве международных договоров 1969 г. и 1986 г.);

3) договорная форма предоставляет больше возможностей для согласования воль субъектов, нежели какая-либо другая. Эти и другие причины обусловливают все более широкое исполь­зование договорного процесса создания международно-правовых норм.

Субъекты международного права учитывают важнейшую роль договоров в международных отношениях и признают возрастающее значение договоров как источника международного права и средства развития мирного сотрудничества между государствами.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБЫЧАЙ

Международный обычай – то правило поведения, которое в результате неоднократного повторения в течение длительного времени приобрело молчаливое признание субъектов международного права.

Международный обычай в ст. 38 Статута Международного суда ООН определен как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». Венская конвенция 1969 г. подтверждает, что нормы международного обычного права по-прежнему регулируют важнейшие вопросы международных отношений. В преамбуле Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» подчеркивается, что Российская Федерация, выступая за неукоснительное соблюдение как договорных, так и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

На протяжении длительного времени обычай играл весьма важную роль в развитии международного права и был его главным источником.

Итак, обычная норма международного права представляет собой общеобязательное правило поведения, выражающееся в однородных действиях, за которыми субъекты международного права признают юридическую обязательность международно-правовой нормы.

Обычай складывается в течение достаточно длительного времени из повторяющихся действий (актов) субъектов международных правоотношений. В качестве хрестоматийных примеров обычных норм обычно приводят: определение высотной границы государственного суверенитета и, соответственно, границ государственной территории на высоте 100 км от поверхности земли; право беспрепятственного пролета космических кораблей при взлете и посадке через воздушное пространство иностранного государства и др. Большое число обычных норм содержат институты признания и правопреемства государств и правительств, международное экономическое право, а гуманитарное право в период вооруженных конфликтов часто именуют "законами и обычаями войны".

Подобно договорным международно-правовым нормам, обычные нормы международного права образуются в два этапа:

1) согласование правила поведения и
2) придание согласованному правилу поведения юридической силы международно-правовой нормы.

От международно-правового обычая следует отличать обыкновение. Оно представляет собой правило поведения субъектов международных правоотношений, не обладающее качеством юридической обязательности. Иными словами, обыкновение не признается мировым сообществом в качестве нормы международного права. Поэтому нарушение обычая рассматривается субъектами международного права как правонарушение, нарушение же обыкновения рассматривается как недружественный акт, следовательно, санкцией за нарушение обыкновения может выступить реторсия.

 

ОБЩЕЕ ДОГОВРА И ОБЫЧАЯ РАЗЛИЧИЕ ДОГОВОРА И ОБЫЧАЯ
- договор и обычай образуются в результате взаимных действий государств или иных субъектов международного права и имеют общую юридическую основу – соглашение создающих их субъектов; - договор и обычай содержат правила поведения, носящие обязательный характер, то есть связывают воли создавших их субъектов. Это означает, что ни одно государство или иной субъект международного правоотношения не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя обязательств; - несоблюдение или нарушение как договора, так и обычая ведёт к одинаковым правовым последствиям: к прекращению их действия, возникновению каких-либо требований об удовлетворении претензий, вытекающих из невыполнения договора или обычая; - оба источника подчинены действию общих принципов права, на базе которых решается вопрос об их правомерности и, соответственно, праве на существование; - общность договора и обычая выражается в наличии в международном праве смешанных, обычно-договорных норм. Международной практике государств известны многочисленные случаи, когда одни и те же правила поведения для одних государств существуют в договорной форме, а для других – в форме международных обычаев.   - договор всегда возникает из активных действий государств (или иных субъектов), направленных на достижение именного такого результата, как писанная норма. Обычай же может возникнуть не только из активных, но и из «молчаливых» акций, при отсутствии действий, например отсутствия возражений против практики государства или ряда государств; - договор имеет чётко выраженный во времени процесс создания. Момент вступления договорной нормы в силу также определён во времени. В то же время, как правило, процесс становления обычая прослеживается с трудом, время его формирования может быть указано лишь приблизительно. Это обстоятельство, в свою очередь, весьма существенно затрудняет применение обычая при разрешении споров и разногласий, возникающих между субъектами международного права; - факт существования конкретного договора, то есть писанной нормы, может быть подтверждён ссылкой на текст документа. Доказательством же существования обычной нормы служит исключительно практика государств или, в крайнем случае, наличие каких-либо косвенных признаков, например, использование преимуществ, вытекающих из существования обычая; включение обычая во внутреннее законодательство какого-либо государства или ряда государств; определённые акции, свидетельствующие о том, что государство требует от других субъектов выполнения и соблюдения данного обычая, а также такая своеобразная форма доказательства, как отсутствие протеста против определённый действий государств, применяющих обычай; - договор всегда носит письменный характер, что обусловливает наличие согласованного текста, чётких логических связей, формулировок, определённой компактности, что даёт возможность его промульгации. Эти качества договоров обеспечивают быстрое их отыскание и применение, в отличие от обычая, не обладающего данными преимуществами; - писаная норма подлежит толкованию в случае возникновения неясностей или осложнений при её применении; в случае несогласия с какими-то отдельными положениями такой нормы государство имеет возможность выразить свою особую позицию путём заявления оговорки по поводу содержания всей нормы или какой-то её части; - обычай всегда идёт вслед за практикой, закрепляя сложившиеся нормы поведения, а писаная норма, напротив, в ряде случаев сама создаёт практику, устанавливая правила обязательного поведения государства в новых областях сотрудничества или внося изменения в предыдущие нормы; - только с писаной нормой связано развитие международного современного права как кодификация. В настоящее время работы по кодификации охватили практически все отрасли и институты международного права.  

 

Кодификация международного права

Одним из важнейших способов международного правотворчества является кодификация международного права. Кодификация представляет собой процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.

Кодификация международного права осуществляется следующими основными способами:

1) установлением точного содержания и четкого формулирования уже издавна существующих (обычных и договорно-правовых) принципов и норм международного права в той или иной сфере отношений между государствами;

2) изменением или пересмотром устаревших норм;

3) разработкой новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей международных отношений;

4) закреплением в согласованном виде всех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенциях, договорах, соглашениях) либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях, резолюциях конференций).

Кодификация может быть официальной и неофициальной. Официальная кодификация осуществляется в форме договоров. Она появилась во второй половине прошлого века и вначале целиком была посвящена законам и праву войны. Важную роль в кодификационном процессе сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.), Лига Наций. Однако реальные достижения на этом пути были получены только с созданием ООН, которая выработала механизм для кодификации международного права. Центральное место в нем занимает Комиссия международного права, состоящая из 34 членов, избираемых на 5-летний срок. На базе проектов КМА были приняты две конвенции по праву договоров, конвенции по дипломатическому и консульскому праву, четыре конвенции 1958 г. по морскому праву и т.д. Кодификационной работой занимаются также другие структурные подразделения ООН (например, Комиссия по правам человека).

Неофициальная кодификация осуществляется общественными организациями в соответствующих отраслях и учеными-правоведами в частном порядке. Примером первого типа неофициальной кодификации может служить подготовка проектов кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов Международным Красным Крестом, на основе которых были приняты четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два дополнительных Протокола к ним 1977 г. Доктринальная кодификация впервые была предпринята австрийским юристом А. Домин-Петрушевичем в 1861 г. Впоследствии кодификацией международного права активно занимались уже упомянутые выше Ассоциация международного права и Институт международного права.

Несмотря на распространенную практику придания в исключительных случаях обязательной юридической силы актам конференций и совещаний, равно как и резолюциям международных организаций, в теории существует явное нежелание считать вышеуказанные акты источниками международного права.

В целом теоретики международного права считают перечень источников (международные конвенции, международные обычаи, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, и, в качестве вспомогательных источников, судебные решения (прецеденты), а также доктринальные учения наиболее видных специалистов в области международного права), перечисленных в ст. 38 Статута Международного суда ООН, приблизительным и неисчерпывающим, но вполне пригодным для изучения и использования в международной практике.



2016-09-17 4200 Обсуждений (0)
Нормы международного права: понятие и виды, теория согласования воль государств, нормы jus cogens 5.00 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Нормы международного права: понятие и виды, теория согласования воль государств, нормы jus cogens

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)