Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Деформация правосознания



2016-09-17 332 Обсуждений (0)
Деформация правосознания 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 16. Правосознание и правовая культура

Правосознание: понятие, структура, виды, функции.

Деформация правосознания.

3. Правовое воспитание.

4. Правовая культура: понятие, структура, функции.

Правосознание: понятие, структура, виды, функции.

Правовое сознание представляет собой одну из форм общественного сознания.

Правосознание – это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Правосознание – это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов.

По своей структуре правосознание можно условно подразделить:

- на правовую психологию. Это переживания, которые люди испытывают в результате отношения к праву. Это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные эмоциональные оценки правосубъектами;

- правовую идеологию. То есть понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву. Это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующих более рациональный уровень правовых оценок. Правовая идеология главный элемент в структуре правосознания;

Некоторые правоведы выделяют правовую мораль (этику). Это нравственная оценка права с позиций моральных принципов.

Видыправосознания:

По субъективному составу (в зависимости от субъектов)можно выделить:

- индивидуальное – это правовые представления и чувства индивидуума;

- коллективное (групповое) – это правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев;

- общественное –отражает характер отношения к праву в обществе, правовые воззрения наций и народностей и общества в целом;

По содержанию (в зависимости от уровня) правосознание подразделяют на:

- Обыденное. Это массовое представление людей, настроение по поводу права, возникающее под влиянием жизненного опыта, уровня правовой культуры, конкретных условий жизни людей и т.д.

- Профессиональное. Это чувства, убеждения, традиции, складывающиеся у юристов на основе юридической практики. Оно характеризуется глубоким знанием правовых норм и умением их применять.

- Научное. Это идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое основание права. Характерно для ученых, государственных деятелей.

По направленности:

- ретроспективное – формируются в процессе создания истории права;

- адекватное – обращены к действующему праву;

- перспективное – отражают отношение субъекта к желаемому праву.

По степени осознанности правовых явлений: правосознание с преобладанием сознательного, рационального мышления и правосознание с преобладанием бессознательного (преобладание чувственного).

Правосознание выполняет важные социальные функции:

- познавательно-оценочная – связана с отражением в сознании человека правовой действительности. В результате мыслительной деятельности индивиды познают и анализируют реальную правовую действительность, и на основе приобретенных знаний оценивают действующее право;

- регулятивная – осуществляется по средствам правовых установок и ценностных ориентаций, включающих в себя иные источники правовой активности. Результатом регулятивной функции является поведенческая реакция субъекта в виде правомерного или противоправного поведения;

- прогностическая – формирует определенные модели (правила) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально необходимые. Данная функция отражает представления людей о должном и желаемом праве, поэтому она играет значительную роль в правотворческом процессе.

Деформация правосознания

Деформация правосознанияэто искажение правосознания, разрушение позитивных идей, убеждений, чувств, установок.

Деформация правового сознания – это социальное явление, характеризующееся изменением его состояния, при котором у носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, которые искаженно отражают юридическую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, законности и правопорядку.

Деформации подвержены все без исключения сферы правового осознания действительности гражданами.

Существует множество видов деформаций правосознания, среди которых наиболее распространены:

Правовой нигилизм– это отрицание социальной ценности права, осознанное игнорирование требований закона, резкая критика к требованиям уважения и соблюдения права. Правовой нигилизм основан на негативном, отрицательном отношении к праву, несет в себе деструктивное, отрицательное начало. Это патология правового сознания, обусловленная состоянием общества.

Основные формы выражения правового нигилизма:

- прямое умышленное нарушение действующих правовых предписаний. Издание противоречивых нормативно-правовых актов, подмена законности политической или практической целесообразностью;

- несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях;

- нарушение прав человека, особенно права на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество.

Правовой идеализм – отношение к праву, построенное на преувеличении ценности права и его возможностей в сфере регулирования общественных отношений. Когда издание закона рассматривается как единственное средство избавления общества от негативных явлений.

3. Правовое воспитание.

Правовое воспитание – это организационно-просветительное воздействие на граждан с целью формирования высокого уровня правосознания общества и каждого индивида в отдельности.

Субъектами правового воспитания выступают органы государства, должностные лица, учебные заведения, общество в целом.

Задача правового воспитания – овладение необходимыми правовыми знаниями, выработка навыков правомерного поведения и самостоятельной правовой оценки реальности, высокая правовая активность и нетерпимость к правонарушениям.

Целью правового воспитания является формирование у граждан в обществе правового сознания и правовой культуры.

Общепризнанные принципы правового воспитания:

- комплексность (воздействие различных форм правового воспитания);

- дифференцированность (учет особенностей восприятия правовой реальности различными группами населения).

Механизм, формы и пути правового воспитания разнообразны. Среди форм правового воспитания выделяют:

- правовую пропаганду (лекционное и средства массовой информации) и образование. Осуществляется правовая пропаганда органами государства, их должностными лицами через общество «Знание» (республиканское, городское, вузовское и др.) Распространяются правовые знания также через Интернет;

- индивидуально-воспитательную работу;

- воспитательное воздействие произведений культуры и искусства на правовые темы;

- формирование правосознания и правовой культуры в семье, обучение основам права и правовой культуры в школе, профессиональная правовая подготовка в юридических вузах и др.

Правовая информация в Республике Беларусь отражена в средствах массовой информации.

Содержание правового воспитания включает в себя:

- Знание законодательства Республики, знание и понимание сущности правовых учений, концепций и др.

Основными средствами правового воспитания являются: убеждение, поощрение, предупреждение (профилактика правонарушений), принуждение, наказание.

4. Правовая культура: понятие, структура, функции.

Правовая культура – элемент цивилизации, это сложный социальный феномен, складывающийся постепенно, вбирая историко-правовой опыт предшествующих поколений, как своей страны, так и других стран мира.

Под правовой культурой в широком смысле слова понимают «все, что создано человечеством в правовой сфере: право, правовая наука, правосознание, юридическая практика». Правовая культура при таком подходе характеризуется состоянием юридической науки, правосознания, уровнем разработки текстов законов, состоянием законности и правопорядка, уровнем профессиональной деятельности органов юрисдикции, юристов-профессионалов (прокуроров, следователей, адвокатов, нотариусов).

Под правовой культурой в узком смысле слова понимают уровень знания права членами общества и уважительное отношение к праву, высокий престиж права в обществе.

Правовая культура – это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.

Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется следующими признаками:

- реальной потребности в праве;

- состоянием законности и правопорядка в стране;

-степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования.

Правовая культура подразделяется на следующие виды:

- правовая культура общества в целом;

- правовая культура индивида;

-правовая культура социальных общностей (классов, наций, народов) и цивилизаций.

По степени познания правовая культура и ее использование в юридической практике выделяют следующие виды:

- обыденная правовая культура;

- правовая культура юристов-профессионалов;

- научная, теоретическая правовая культура.

Понятие «правовая культура» неразрывно связано с понятием «правовая система». Они соотносятся между собой как форма и содержание. Правовая система – это содержание, это то, что должно быть, что должно реализоваться как целостное качество, а правовая культура – то, что придает ей движение, механизм её реализации, способы претворения в жизнь права, его ценностей.

Правовая культура личности – это знание и понимание права, а так же действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием и опирается на него, но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Не всякого индивида, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знание юридических правил сочетается с потребностью соблюдения их предписаний, кто в своей деятельности им следует.

Различные авторы неоднозначно определяют структуру правовой культуры.

В наиболее общих чертах к структурным элементам правовой культуры относятся:

- прогрессивное правосознание;

- правовые принципы;

- правовое законодательство;

- юридические формы (источники) права;

- правовые процедуры;

- законодательную технику;

- систематизацию законодательства;

- правовую законность;

- правовое воспитание;

- правовой порядок.

Выделяют следующие функцииправовой культуры:

1. Познавательная функция,которая выражается в формировании у населения представлений о государстве, праве, гражданском обществе, о предпосылках возникновения конкретных правоотношений, о процедурах разрешения возникающих споров и т.д.

2. Регулятивная функциянаправлена на обеспечение нормального устойчивого функционирования общества путем предписания субъектам общественных отношений стандартов общественно-полезного поведения, согласования и подчинения социальных устремлений и идеалов различных групп общепризнанным в обществе.

3. Функция правовой социализациивыражается в способности правовой культуры обеспечить передачу новым поколениям накопленного опыта для того, чтобы они могли эффективно использовать свои субъективные права и осуществлять юридические обязанности.

4. Оценочная функциязаключается в выработке отношения всех участников общественных отношений к правовым явлениям на основе сформированных представлений, идеалов, принципов. Это отношение проявляется в поступках, поведении, в оценке права, законности, правопорядка и т.п.

5. Прогностическая функциявыражается в способности предвидеть возможные направления развития правовой системы для достижения поставленных целей.

 

 



2016-09-17 332 Обсуждений (0)
Деформация правосознания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Деформация правосознания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (332)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)