Деформация правосознания
Тема 16. Правосознание и правовая культура Правосознание: понятие, структура, виды, функции. Деформация правосознания. 3. Правовое воспитание. 4. Правовая культура: понятие, структура, функции. Правосознание: понятие, структура, виды, функции. Правовое сознание представляет собой одну из форм общественного сознания. Правосознание – это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Правосознание – это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов. По своей структуре правосознание можно условно подразделить: - на правовую психологию. Это переживания, которые люди испытывают в результате отношения к праву. Это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные эмоциональные оценки правосубъектами; - правовую идеологию. То есть понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву. Это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующих более рациональный уровень правовых оценок. Правовая идеология главный элемент в структуре правосознания; Некоторые правоведы выделяют правовую мораль (этику). Это нравственная оценка права с позиций моральных принципов. Видыправосознания: По субъективному составу (в зависимости от субъектов)можно выделить: - индивидуальное – это правовые представления и чувства индивидуума; - коллективное (групповое) – это правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев; - общественное –отражает характер отношения к праву в обществе, правовые воззрения наций и народностей и общества в целом; По содержанию (в зависимости от уровня) правосознание подразделяют на: - Обыденное. Это массовое представление людей, настроение по поводу права, возникающее под влиянием жизненного опыта, уровня правовой культуры, конкретных условий жизни людей и т.д. - Профессиональное. Это чувства, убеждения, традиции, складывающиеся у юристов на основе юридической практики. Оно характеризуется глубоким знанием правовых норм и умением их применять. - Научное. Это идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое основание права. Характерно для ученых, государственных деятелей. По направленности: - ретроспективное – формируются в процессе создания истории права; - адекватное – обращены к действующему праву; - перспективное – отражают отношение субъекта к желаемому праву. По степени осознанности правовых явлений: правосознание с преобладанием сознательного, рационального мышления и правосознание с преобладанием бессознательного (преобладание чувственного). Правосознание выполняет важные социальные функции: - познавательно-оценочная – связана с отражением в сознании человека правовой действительности. В результате мыслительной деятельности индивиды познают и анализируют реальную правовую действительность, и на основе приобретенных знаний оценивают действующее право; - регулятивная – осуществляется по средствам правовых установок и ценностных ориентаций, включающих в себя иные источники правовой активности. Результатом регулятивной функции является поведенческая реакция субъекта в виде правомерного или противоправного поведения; - прогностическая – формирует определенные модели (правила) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально необходимые. Данная функция отражает представления людей о должном и желаемом праве, поэтому она играет значительную роль в правотворческом процессе. Деформация правосознания Деформация правосознания – это искажение правосознания, разрушение позитивных идей, убеждений, чувств, установок. Деформация правового сознания – это социальное явление, характеризующееся изменением его состояния, при котором у носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, которые искаженно отражают юридическую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, законности и правопорядку. Деформации подвержены все без исключения сферы правового осознания действительности гражданами. Существует множество видов деформаций правосознания, среди которых наиболее распространены: Правовой нигилизм– это отрицание социальной ценности права, осознанное игнорирование требований закона, резкая критика к требованиям уважения и соблюдения права. Правовой нигилизм основан на негативном, отрицательном отношении к праву, несет в себе деструктивное, отрицательное начало. Это патология правового сознания, обусловленная состоянием общества. Основные формы выражения правового нигилизма: - прямое умышленное нарушение действующих правовых предписаний. Издание противоречивых нормативно-правовых актов, подмена законности политической или практической целесообразностью; - несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях; - нарушение прав человека, особенно права на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество. Правовой идеализм – отношение к праву, построенное на преувеличении ценности права и его возможностей в сфере регулирования общественных отношений. Когда издание закона рассматривается как единственное средство избавления общества от негативных явлений. 3. Правовое воспитание. Правовое воспитание – это организационно-просветительное воздействие на граждан с целью формирования высокого уровня правосознания общества и каждого индивида в отдельности. Субъектами правового воспитания выступают органы государства, должностные лица, учебные заведения, общество в целом. Задача правового воспитания – овладение необходимыми правовыми знаниями, выработка навыков правомерного поведения и самостоятельной правовой оценки реальности, высокая правовая активность и нетерпимость к правонарушениям. Целью правового воспитания является формирование у граждан в обществе правового сознания и правовой культуры. Общепризнанные принципы правового воспитания: - комплексность (воздействие различных форм правового воспитания); - дифференцированность (учет особенностей восприятия правовой реальности различными группами населения). Механизм, формы и пути правового воспитания разнообразны. Среди форм правового воспитания выделяют: - правовую пропаганду (лекционное и средства массовой информации) и образование. Осуществляется правовая пропаганда органами государства, их должностными лицами через общество «Знание» (республиканское, городское, вузовское и др.) Распространяются правовые знания также через Интернет; - индивидуально-воспитательную работу; - воспитательное воздействие произведений культуры и искусства на правовые темы; - формирование правосознания и правовой культуры в семье, обучение основам права и правовой культуры в школе, профессиональная правовая подготовка в юридических вузах и др. Правовая информация в Республике Беларусь отражена в средствах массовой информации. Содержание правового воспитания включает в себя: - Знание законодательства Республики, знание и понимание сущности правовых учений, концепций и др. Основными средствами правового воспитания являются: убеждение, поощрение, предупреждение (профилактика правонарушений), принуждение, наказание. 4. Правовая культура: понятие, структура, функции. Правовая культура – элемент цивилизации, это сложный социальный феномен, складывающийся постепенно, вбирая историко-правовой опыт предшествующих поколений, как своей страны, так и других стран мира. Под правовой культурой в широком смысле слова понимают «все, что создано человечеством в правовой сфере: право, правовая наука, правосознание, юридическая практика». Правовая культура при таком подходе характеризуется состоянием юридической науки, правосознания, уровнем разработки текстов законов, состоянием законности и правопорядка, уровнем профессиональной деятельности органов юрисдикции, юристов-профессионалов (прокуроров, следователей, адвокатов, нотариусов). Под правовой культурой в узком смысле слова понимают уровень знания права членами общества и уважительное отношение к праву, высокий престиж права в обществе. Правовая культура – это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности. Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется следующими признаками: - реальной потребности в праве; - состоянием законности и правопорядка в стране; -степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования. Правовая культура подразделяется на следующие виды: - правовая культура общества в целом; - правовая культура индивида; -правовая культура социальных общностей (классов, наций, народов) и цивилизаций. По степени познания правовая культура и ее использование в юридической практике выделяют следующие виды: - обыденная правовая культура; - правовая культура юристов-профессионалов; - научная, теоретическая правовая культура. Понятие «правовая культура» неразрывно связано с понятием «правовая система». Они соотносятся между собой как форма и содержание. Правовая система – это содержание, это то, что должно быть, что должно реализоваться как целостное качество, а правовая культура – то, что придает ей движение, механизм её реализации, способы претворения в жизнь права, его ценностей. Правовая культура личности – это знание и понимание права, а так же действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием и опирается на него, но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Не всякого индивида, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знание юридических правил сочетается с потребностью соблюдения их предписаний, кто в своей деятельности им следует. Различные авторы неоднозначно определяют структуру правовой культуры. В наиболее общих чертах к структурным элементам правовой культуры относятся: - прогрессивное правосознание; - правовые принципы; - правовое законодательство; - юридические формы (источники) права; - правовые процедуры; - законодательную технику; - систематизацию законодательства; - правовую законность; - правовое воспитание; - правовой порядок. Выделяют следующие функцииправовой культуры: 1. Познавательная функция,которая выражается в формировании у населения представлений о государстве, праве, гражданском обществе, о предпосылках возникновения конкретных правоотношений, о процедурах разрешения возникающих споров и т.д. 2. Регулятивная функциянаправлена на обеспечение нормального устойчивого функционирования общества путем предписания субъектам общественных отношений стандартов общественно-полезного поведения, согласования и подчинения социальных устремлений и идеалов различных групп общепризнанным в обществе. 3. Функция правовой социализациивыражается в способности правовой культуры обеспечить передачу новым поколениям накопленного опыта для того, чтобы они могли эффективно использовать свои субъективные права и осуществлять юридические обязанности. 4. Оценочная функциязаключается в выработке отношения всех участников общественных отношений к правовым явлениям на основе сформированных представлений, идеалов, принципов. Это отношение проявляется в поступках, поведении, в оценке права, законности, правопорядка и т.п. 5. Прогностическая функциявыражается в способности предвидеть возможные направления развития правовой системы для достижения поставленных целей.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (332)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |