Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Б. Малиновский как как представитель Британской школы функционализма



2016-09-17 473 Обсуждений (0)
Б. Малиновский как как представитель Британской школы функционализма 0.00 из 5.00 0 оценок




БрониславМалиновский (1884-1942) -один из основателей функционализма,известный британский антрополог польского происхождения . В его трудах разработаны оригинальная концепция культуры, понятия « институт» и «функция», методология функционального анализа

Центральное место в концепции Б.Малиновского занимает понятие «функция». Ученый подчеркивает важность определения культурных феноменов через их функцию.

Понятие функции рассматривалось им в качестве эвристического инструмента при изучении институциональных групп. Каждый элемент культуры считается им не как что-то случайное или ненужное, а как образование, выполняющее определенную функцию, как необходимое звено целостной системы культуры. Исследователь подходит к определению функции через понятие полезности и взаимосвязи, через удовлетворение определенной потребности человека. «…Под функцией всегда подразумевается удовлетворение потребности, идет ли речь о простейшем акте употребления пищи или о священнодействии, участие в котором связано со всей системой верований, предопределенной культурной потребностью слиться воедино с живым Богом»

Понятие функции он определяет как вклад, вносимый в упрочение социальной текстуры, в более широкое и организованное распределение благ и услуг, а также идей и верований.

Сторонники Малиновского отмечают большое значение его теории потребностей, видят в ней методологию проведения антропологических исследований. Противники критикуют за биологизаторство культуры (К. Леви-Строс), за тривиальность, многословие, описательность и упражнение в философском прагматизме (Э.Эванс-Причард), за откровенный антиисторизм (С.А.Токарев) . Но учение Б.Малиновского до сих пор привлекает внимание исследователей. Ни один серьезный культуролог или этнолог, говоря о культуре, не обходит вниманием его теорию . Российский этнолог А.А.Никишенков отмечает, что антропология в послевоенной Великобритании развивалась на теоретических основаниях, сформулированных Малиновским.

2) М. Вебер о преимуществах бюрократической организации индустриальной эпохи

 

Бюрократия — это социальный слой профессиональных управленцев, включенных в организационную структуру, характеризующуюся четкой иерархией, «вертикальными» информационными потоками, формализованными способами принятия решений, претензией на особый статус в обществе.

 

Появление термина «бюрократия» связывают с именем французского экономиста Винсента де Гурнэ, который ввел его в 1745 г. для обозначения исполнительной власти. В научный оборот этот термин вошел благодаря немецкому социологу, экономисту, историку Максу Веберу, автору наиболее полного и всестороннего социологического исследования феномена бюрократии.

 

Основные черты бюрократической организации социума, делающие её рациональной:

1)разделение труда среди членов организации;

2)строгая иерархичность структуры организации

3)четкая служебная компетенция, подкрепленная сводом правил и инструкций;

4)безличный характер деятельности, ориентация на формальные критерии;

5)наличие чиновничьего аппарата, состоящего из профессионалов, для которых служба – 6)основное занятие;

7)ориентация работников на личный карьерный рост;

8)подконтрольность всех работников, их подчинение жесткой дисциплине .

 

Обосновывая преимущества «бюрократической формы» организации, основанной на специализации функций, иерархии и карьере, Вебер подчеркивает, что она обеспечивает высокую эффективность, позволяя применять расчеты и вычисления.

Узкая профессиональная специализация работников при капитализме позволяет решать сложные задачи. Вебер рассматривает типичную для эпохи индустриализации бюрократическую, имеющую много уровней управления (пирамидальную) производственную организацию как воплощение человеческой рациональности. Эта организация функционирует по разумно продуманным и зафиксированным в документах правилам, регламентирующим действия каждого сотрудника.

 

Веберу принадлежит следующее сравнение: «Полностью развитый бюрократический механизм выглядит в сравнении с другими организациями точно так же, как машина в сравнении с немеханическими видами производства».

 

Вебер рассматривает бюрократическую организацию как модель всего индустриального общества. И индустриальное общество, и бюрократическая организация не только функционируют по формальным правилам, но и имеют развитую иерархию, которая открывает перед работником производства перспективы карьерного роста, тем самым побуждая добросовестно трудиться. Возможности повышения статуса стимулируют в обществе человеческую рациональность. Индустриальное общество отличается широким распространением достигаемых (дескриптивных) статусов.

 

Сегодня очевидно, что Вебер идеализировал бюрократическое устройство, что было свойственно теоретикам менеджмента начала ХХ-го века,
когда целый ряд условий создавал огромные преимущества на рынке именно крупным бюрократическим организациям. К тому же, бюрократическая организация – это всего лишь идеальный тип, не встречающийся в реальности в чистом виде.

Билет 15

1) «Психология народов» в творчестве В. Вунда, Х. Штейнталя и М. Лацаруса

Существенная черта эволюционизма - увлечение психологическим объяснением культур. Уже в середине XIX в. предпринимались попытки обоснования самостоятельного направления, центром исследований которого была бы психология народов. Основателями новой дисциплины были немецкие ученые М.Лацарус (1824-1903) и X.Штейнталь (1823-1899).

Основное содержание их концепции состоит в том, что благодаря единству происхождения и среды обитания "все индивиды одного народа носят отпечаток... особой природы народа на своем теле и душе", при этом "воздействие телесных влияний на душу вызывает известные склонности, тенденции предрасположения, свойства духа, одинаковые у всех индивидов, вследствие чего все они обладают одним и тем же народным духом".

Народный дух понимается как психическое сходство индивидов, принадлежащих к одному народу и одновременно как их самосознание (народ есть некая совокупность людей, которые смотрят на себя как на один народ, причисляют себя к одному народу).

Основными задачами "Психологии народов" является:

а) "психологически познать сущность народного духа и его действия;

б) открыть законы, по которым совершается внутренняя духовная или идеальная деятельность народа в жизни, в искусстве и в науке

в) открыть основания, причины и поводы возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа".

В "Психологии народов" можно выделить два аспекта.

Во-первых, анализируется дух народа вообще, его общие условия жизни и деятельности, устанавливаются общие элементы и отношения развития духа народа.

Во-вторых, более конкретно исследуются частные формы народного духа и их развитие.

Первый аспект получил название этноисторической психологии, второй - психологической этнологии.

 

Направление "Психология народов" не сводится только к анализу психического склада ума или культурно-обусловленному типу мышления. Ее предмет и задачи значительно шире, они не состоят только в личностно-психологических характеристиках (восприятие, память, темперамент, характер) людей, принадлежащих к различным культурам. Хотя Штейнталь и Лацарус не смогли выполнить своей грандиозной программы, но их идеи были подхвачены и развиты рядом психологов, антропологов и социологов. Впоследствии в XX в. их программу дополнили и успешно выполнили сторонники американской этнопсихологической школы (психологическая антропология).

 

Продолжил развивать психологическое направление В.Вундт (1832- 1920). Двадцать лет своей жизни он посвятил написанию десятитомной "Психологии народов". В ней он развивал положение о том, что высшие психические процессы людей, в первую очередь мышление, есть продукт историко-культурного развития сообществ людей. Он возражал против прямой аналогии вплоть до отождествления индивидуального сознания и сознания народа. По его мнению, народное сознание есть творческий синтез (интеграция) индивидуальных сознаний, результатом которого является новая реальность, обнаруживающаяся в продуктах сверхиндивидуальной или сверхличностной деятельности в языке, мифах, морали.

 

2)А. Тюрго и О. Конт о трех стадиях в развитии общества

 

Тюрго–философ-просветитель, государственный деятель, экономист (представитель школы физиократов)

Доказывая постоянство действия законов природы,Тюрго сформулировал один из первых вариантов рационалистической теории обществ, прогресса, предвосхитив концепцию Кондорсе. Он высказал мысль о трех стадиях культурного прогресса человечества: религиозной, спекулятивной и научной.; впоследствии эту идею развивал Конт.

 

Огю́ст Конт — французский философ. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Курс позитивной философии»и «Система позитивной политики»

Обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития;

Определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение;

Поставил вопрос о проведении эмпирических исследований;

Обосновал закономерный характер развития истории.

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять в связи с его «Законом трёх стадий». Согласно этому закону в развитии человечества Конт различал три стадии: теологическую, метафизическую, позитивную.

 

1)Первая стадия - теологическая. (древность и до XIII в.)Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.

 

2)Вторая стадия (XIV – XVIII вв)- метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

 

3)Третья стадия, по Конту, -позитивная,начавшаяся в XIX в.. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

На третьей стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.

Основное внимание Конт уделял третьей стадии. Согласно Конту, в новом позитивном обществе, которое наступит на третьем этапе, будут классы предпринимателей (управляющих) и рабочих. Внутри этого общества - строгая иерархия. Собственность находится в руках фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, для которых она есть долг, обязанность, а не право. На них ложится «необходимая социальная функция» по созданию и управлению капиталами, формированию рабочих мест.

Билет 16

1) Типология самоубийств и трактовка социальной аномии в творчестве Э. Дюркгейма

 

1.Дюркгейм провел сбор и анализ статистических данных, характеризующих динамику самоубийств в различных европейских странах. Он считал, что только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах в разные периоды. В качестве альтернативного объяснения Дюркгейм выдвинул предположение, что самоубийство — социальный факт — продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают в результате общения людей друг с другом.

Дюркгейм выделил следующие типы самоубийств, обусловленных различной силой влияния социальных норм на индивида:

1)Эгоистическое самоубийство — намеренный разрыв человеком своих социальных связей.

2)Альтруистическое самоубийство — возникает вследствие абсолютной интеграции индивида в

социальную среду. Например, капитан, который согласно кодексу чести, в случае

кораблекрушения должен утонуть вместе с кораблем.

3)Аномическое самоубийство — самоубийство, связанное с потерей ценностной системы в

обществе; когда в обществе старые социальные нормы уже не работают, а новые — ещё не

сформировались. Это состояние Дюркгейм назвал социальной аномией, которая, с его точки

зрения, характерна для трансформирующихся обществ (например, переживающих быструю

урбанизацию).

4)Фаталистическое самоубийство — возникает вследствие чрезмерного контроля общества над индивидом, «чрезмерной общественной регламентации», незначительно распространён.

1)Среди протестантов самоубийства случаются чаще, чем среди католиков; 2) неженатые и незамужние чаще кончают жизнь самоубийством, чем в браке;

3)среди военных самоубийств больше, чем среди гражданского населения;

4)в мирное время количество самоубийств больше, чем во время войн и революций;

5) в периоды экономического процветания и спада самоубийства происходят чаще, чем в периоды экономической стабильности;

6)самоубийств больше в городах, чем в сельской местности.

На основе полученных результатов Дюркгейм пришёл к выводу, что типичной причиной самоубийств в современном обществе служит ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция. Чем выше уровень интеграции (сплочённости, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств.

2)Аноми́я— понятие, введённое в научный оборот Эмилем Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия, разочарование, противоправное поведение). Дюркгейм-первый из европейских социологов, кто начал специально разрабатывать проблему аномии.


Согласно Дюркгейму, аномия — это состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок. Необходимое условие возникновения аномии в обществе — расхождение между потребностями и интересами части его членов с одной стороны и возможностями их удовлетворения - с другой.

Это происходит в эпохи промышленных, экономических и социально-политических кризисов. Занятая собой и собственными проблемами, государственная машина на время самоустраняется от решения насущных социокультурных, духовно-нравственных задач. В результате у индивидов исчезает чувство общности, а с ним и дух солидарности.

Аномия проявляется в виде следующих нарушений:

• расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и

ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения;

• низкая степень воздействия социальных норм на индивидов и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции поведения;

• частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая

 

В условиях аномии существенно расширяются возможности для свободных волеизъявлений, в том числе для тех из них, что выходят за пределы цивилизованной нормативности. Распространяются эгоистические умонастроения, пропадает должное уважение к моральным и правовым нормам, ухудшается состояние нравов, возрастает число самоубийств и преступлений.До тех пор пока разбушевавшиеся социальные стихии, предоставленные самим себе, не придут в состояние равновесия, любая регламентация оказывается несостоятельной. Тем более, что в такие периоды у большинства исчезает представление о различиях между справедливостью и несправедливостью, законностью и беззаконием, возможным и недопустимым

2) Дж. Локк как философ-просветитель и автор концепции либерализма.

 

Локк Джон - английский философ-просветитель, политический деятель, основоположник социально-политической доктрины либерализма. Важнейший философский труд Локка – «Опыт о человеческом разуме».

В своем основном труде Локк развил теорию познания, базирующуюся на принципах эмпиризма и сенсуализма, осложненных влиянием номинализма Гоббса и рационализмом Декарта. Исходный пункт учения Л. о познании и его концепции человека - отрицание теории врожденных идей, включая идею Бога. Он полагал, что познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью. Реальная сущность вещей, с его точки зрения, остается неизвестной, а ум имеет дело с номинальными сущностями.

Познание делится, по Л., на интуитивное (высшее), демонстративное и сенситивное, последнее при этом оценивается им как наименее достоверное (низшее).

В основе социальной философии Л. лежит учение, во многом предвосхищающее просветительские идеи о "естественном праве" и "общественном договоре", согласующееся с его теорией познания. Политическая теория, изложенная им в "Двух трактатах о государственном правлении", направлена против патриархального абсолютизма. В изначальном естественном состоянии люди взаимно доброжелательны, свободны и равны между собой и перед Богом.

Следование разумным естественным законам позволяет достичь согласия при сохранении индивидуальной свободы. Данная концепция подводит Л. к созданию теории разделения властей, где власть делится на: 1) законодательную, 2) исполнительную и 3) федеральную. Отсюда вытекает, что основной целью правительства является защита естественного права граждан на жизнь, свободу и собственность.

Этические и политические взгляды Локка во многом нашли отражение в политических декларациях французской и американской буржуазных революций.

 

Билет 17

1)Инстинктивизм У. Мак-Дугалла

Уильям Мак-Дугалл (1871—1938) — англо-американский психолог, один из основателей социально-психологических исследований, ввёл понятие «социальная психология», внёс большой вклад в развитие теории инстинктов и социальной психологии, был оппонентом бихевиоризма. Его главная работа — "Введение в социальную психологию".

Мак-Дугалл стремился создать такую психосоциальную систему общественных наук, в которой базисом была бы психология, а все остальные, включая социологию, историю, философию, экономику и другие, надстраивались над ней. При этом главной "надстроечной" наукой он считал социологию. "Смешивая" ее с психологией, он разрабатывал социально-психологическую теорию личности. В ней в качестве основной движущей силы повеления индивида он рассматривал неосознаваемые инстинкты, стремления, импульсы.

Понятие инстинкта для Мак-Дугалла было ключевым. Под ним он подразумевал "врожденное психофизическое предрасположение, которое заставляет индивида обращать внимание на определенные объекты и испытывать при этом эмоциональное возбуждение, действовать по отношению к этим объектам определенным образом или, по крайней мере, ощущать импульс к такому действию". Инстинкты характеризовались как первичные. С первичными (простыми и неразложимыми) инстинктами тесно связаны такие же эмоции. Например, родительский инстинкт проявляется в эмоциях нежности, инстинкт бегства — в эмоциях самосохранения. Всего Мак-Дугалл насчитывал 18 базовых инстинктов человека.

Наиважнейшее значение Мак-Дугалл придавал инстинкту стадности (ему соответствуют эмоции принадлежности), поскольку именно он удерживает людей в совместной жизни и деятельности и является основой многих социальных процессов (например, войн, развития производства) и институтов (семьи, торговли и др.).

По Мак-Дугаллу любое общественное явление, любой социальный процесс опирается на тот или иной инстинкт (группу либо комбинацию инстинктов). Войны, по мнению английского психолога и социолога, возникают вследствие предрасположенности людей (их диспозиции) к инстинкту драчливости. Развитие капиталистического производства и рост общественного богатства имеет место в процессе действия инстинктов скупости.

Инстинктивизм в развитии социологии сыграл свою роль. Он пробудил интерес к изучению психики и стимулировал внимание к не поднятым до того времени проблемам сознания. В теориях инстинктивизма делался акцент на важных сторонах человеческой психики как основы поведения людей.

 

2) Ж.А. Гобино и Х.С. Чемберлен как представители расово-антропологической школы.

 

Основателем школы является французский социолог Ж. Гобино. Основным трудом Гобино, в котором были заложены теоретические направления расово-антропологической школы, явилась книга «О неравенстве человеческих рас».

В этой работе Гобино сделал попытку обосновать необходимость существования господствующей в обществе элиты и выдвинул теорию, согласно которой неравенство, связанное с расовыми различиями, и вытекающая из него борьба рас являются главной движущей силой развития народов и общества.

По мнению Гобино, наиболее способной к культурному развитию является белая раса, и особенно ее германская ветвь, что и определяет ее ведущую роль по отношению к другим расам. Гобино отмечал, что, стремясь к расширению своего влияния, белая раса постепенно смешивается с представителями других рас, а это оказывает негативное влияние на ее способности и культуру. Гобино вошел в историю науки как ученый, выдвинувший первую расистскую концепцию.

Другим известным представителем расово-антропологической школы был Х.С. Чемберлен, который в своих работах призывал к возрождению «арийского духа» и явился одним из главных предшественников идеологии немецкого фашизма.

Основная работа Чемберлена, принесшая ему скандальную известность, — «Основы XIX века». Через всю книгу Чемберлена проходят красной нитью две основные темы: арийцы — как творцы и носители цивилизации, и евреи — как негативная расовая сила, разрушительный и вырождающийся фактор истории.

Чемберлен называет рождение Христа наиболее важной датой в истории человечества. Но для всех должно быть очевидным, писал он, что Христос не был евреем, в нем не было, ни капли еврейской крови, а называвшие его евреем были просто невежественными или лицемерными людьми.

«Основы» Чемберлена стали необычайно популярны в Германии после того, как император Вильгельм II назвал его работу монографией величайшей важности. Критики восхваляли книгу за блестящее высочайшее красноречие, огромную эрудицию и проницательность автора. В Англии же эта книга подверглась нападкам: ее либо высмеивали, либо поносили резкой бранью.

Билет 18

1)Влияние психоаналитических концепций З. Фрейда и К. Юнга на развитие социальной мысли

 

Зи́гмунд Фрейд - австрийский психолог, психиатр и невролог, наиболее известен как основатель психоанализа.

По его мнение, поведение человека во многом зависит от бессознательного, формирующегося на ранних этапах его жизни. При этом значительная часть опыта детства теряется в памяти индивида, однако сам этот опыт составляет ту основу, на которой формируется сознание и самосознание личности. Главная проблема психоаналитической ориентации в социологии - наличие противоречия, конфликта между личностью и обществом. Они имеет место потому, что существует социальный контроль, который ограничивает свободу личности. Сам он и его сторонники полагал, что современная цивилизация, ее моральные нормы, санкции, запреты, репрессивность, жесткий контроль подавляют влечения человека, в первую очередь сексуальные, и ведут к отчуждению, неудовлетворенности, деформации характеров, неврозам и тд. Но отрицать полностью необходимость такого контроля Фрейд не мог. Центральная идея психоанализа основана на гипотезе о доминирующей роли в человеческой жизни бессознательных импульсов, в основном сексуального характера.

Ученый выделял два инстинкта, движущие поведением человека: инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт (либидо).

Одна из значимых для социологии проблем творчества Фрейда - структура личности индивида. Он расчленял структуру личности на три элемента: Оно, Я, Сверх-Я (Ид, Это, Супер-Эго). В этой структуре нашла свое отражение противоречивая связь предсознательного, бессознательного и сознательного.

Карл Густав Юнг-швейцарский психоаналитик и социолог, во многом переосмыслил взгляды своего учителя, отказавшись от излишней сосредоточенности на проблемах формирования сексуальности.

По мнение ученого, в психике человека происходит искаженние бессознательных мотивов. Однако ученый НЕ отверг идею о решающей роли бессознательного в поведении человека. Более того, он усложнил структуру бессознательного, выделив в нем личное бессознательное и коллективное бессознательное. Особое значение Юнг придавали коллективному бессознательному, характеризует его как то, что транслируется от поколения к поколению и составляет определенные архетипы поведения человека (У индивида архетипы появляются в сновидениях и грезах). С помощью архетипов он объяснял не только мифы, религии, искусство, сновидения, но и целый ряд проблем философии, социологии, политики.

Что касается культуры, то ее развитие Юнг характеризовал как процесс подавления инстинктов людей. Именно на этой почве возникает конфликт между природой и культурой, приводящих к человеческим неврозам.

Юнг выделил два основных противоположных типа личности - экстравертированные и интровертированный. Основой такой типологии явилось отношение личности к социальной среде. Личность интровертированного типа обращает всю свою психическую энергию внутрь себя, тогда как Экстраверт - во внешнюю среду.

2) Т. Парсонс о сущности социальной структуры общества

Талкотт Парсонс (1902-1979) родился в США, в 1944 г был назначен деканом социологического факультета Гарвардского университета, главная книга "Структура социального действия" (1937).

Основные концепции, созданные Парсонсом это - теории социального действия, социальной системы, структурный функционализм.

По мнению Т. Парсонса, научная социология начинается с того момента, когда общество рассматривается как система. По его убеждению, основоположником такого подхода к обществу был К. Маркс. Парсонс строит следующую теоретическую модель социальной системы: широко развертывающиеся социальные взаимодействия порождают сеть социальных от ношений, организованную (гомеостазис) и интегрированную (равновесие) благодаря наличию общей ценностной ориентации (централизованной системы ценностей) таким образом, что она оказывается способной стандартизировать отдельные виды деятельности (роли) внутри себя самой и сохранять себя как таковую по отношению к условиям внешней среды (адаптация).

Любая система, в том числе и социальная, означает взаимозависимость, т.е. любое изменение в части системы сказывается во всей системе.

Общество как социальная система, по Парсонсу, характеризуется следующими пятью основными подсистемами: 1)организация политической власти; 2) социализация, воспитание каждого индивида начиная с детства, контроль за населением; 3) экономическая основа общества — организация общественного производства и распределения между слоями населения и индивидами, оптимизация использования ресурсов общества; 4) совокупность культурных норм; 5) система коммуникаций.

Анализ эволюции человечества приводит Парсонса к выводу о том, что в ходе развития от примитивных обществ к промежуточным и наконец от них к современным идет непрерывный процесс усложнения и роста адаптивной способности. Этот процесс сопровождается тенденцией к росту сознательного контроля за поведением индивидов, что в свою очередь позволяет решать главную проблему — интеграции общества (как тенденция).

Социальные системы у Парсонса предстают как открытые системы, находящиеся в ситуациях постоянного взаимообмена на входах и выходе в окружающую среду. Они изначально дифференцированы на различные подсистемы, которые также постоянно вовлечены в процессы взаимообмена.

Парсонс говорит о трех революции современного общества - промышленной, демократической и образовательной. Промышленная революция "отделяет" одну от другой, дифференцирует экономическую и политическую системы общества. Демократическая революция разделяет политическую и социальную системы. Образовательная революция преследует цель отделить системы воспроизводства культуры от социальной системы.

Еще при жизни Парсонса вся его социологическая концепция неоднократно подвергалась критике за консерватизм, стремление уйти от анализа противоречий и напряжений в обществе.

 

Билет 19

1)Договорная теория происхождения государства Т. Гоббса.

 

Томас Гоббс - один из основателей "договорной теории государства". Проблема зарождения государства рассмотрена им в работе "Левиафан". Он различал естественное и гражданское состояние общества. Под естесственным он понимал стремление людей удовлетворить свои потребности. Поэтому создается государство на основе договора между людьми, который опирается на естественные законы. Таким образом, это договор прекращает естественное догосударственное состояние "войны всех против всех", то есть люди сознательно жертвуют правами в обмен на гарантии безопасности. Защита жизни и собственности человека, но за счет части его свобод. Гоббс придерживался изначального равенства людей (физического, интеллектуального, правового). Он считал, что верховную власть можно достичь путем физической силы или добровольного соглашения. Первый вид государства основан на приобретении, второй - на установлении (политическое государство).

Договорную концепцию Гоббс, таким образом, использовал для обоснования абсолютистского государства, суверенная власть которого носит произвольный и бесконтрольный характер.

Обязанности государства: 1. Защита от внешних врагов. 2. Сохранение внутреннего мира. 3. Свобода граждан и их обогащение. Справедливость заключается в выполнении законов. Не делай того, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Не возжелай чужого добра.

Если государство выполняет договор, то и гражданин не имеет права нарушать договор с государством. 1. Принцип неделимости власти. 2. Монархия - наиболее оптимальная форма правления. 3. Идея отчуждения. В ходе развития государства целью его развития может стать само государство. Отчуждение государства от народа. 4. Приоритет государственной власти над церковной.

2)Теория циркуляции элит В.Парето

В. Парето главным объектом социологии объявлял общество как целостную саморегулирующуюся и самоуравновешивающуюся систему. С его точки зрения, развитие социальной системы и ее подсистем происходит циклически, посредством ритмического чередования сменяющих друг друга тенденций. Смена этих тенденций поддерживает равновесное состояние социальной системы.
В качестве первичных элементов социальной системы В. Парето считал социальные действия. С его точки зрения, единственными объектами исследования социолога должны стать действия людей, потому что их можно научно наблюдать.
В силу того, что человек - существо двойственное (имеет психическое и рациональное начала), то и действия его в общественной жизни могут быть либо инстинктивными, либо осознанными. Он считал, что инстинкты остаются всегда постоянными. Вследствие этого была сформулирована концепция "остатков" и "производных". "Остатки" выступают в качестве внутреннего побудительного источника нелогических действий человека. Рациональные же доводы, с помощью которых люди объясняют и оправдывают свои нелогические поступки, В. Парето назвал "производными". Если "остатки" неизменны, характерны для любого народа в различные исторические эпохи, то "производные" у разных народов могут быть отличными и исторически изменчивыми. Парето выделил шесть основных групп «остатков», которые все в различных комбинациях присутствуют в человеке. Наиболее важны для функционирования социальной системы"инстинкты комбинаций" и "инстинкты постоянства агрегатов". Наличие их у человека обеспечивает успешность его деятельности. Если человек руководствуется в своем поведении этими "остатками", то его место в высшей, элитной страте. (Главным критерием для отнесения человека к элитарной страте является не различие в видах деятельности, а достижения в ней наивысшего успеха.) Когда же эти инстинкты ослабевают, то человек переходит в низшую страту, а его место может занять тот из низшей страты, поведение которого будет определяться "инстинктами комбинаций" и "инстинктами постоянства агрегатов". Процесс обновления элиты В. Парето назвал "циркуляцией". Благодаря этой "циркуляции" происходит постоянная и непрерывная трансформация элиты и тем самым поддерживается социальное равновесие.

В элитной страте В. Парето выделил три вида правящей элиты, которые управляют обществом: политическую, экономическую и духовную.

Билет 20

1)Типология способов индивидуальной адаптации Р. Мертона и его трактовка социальной аномии

 

Роберт Мертон утверждал, что реальные общества не могут рассматриваться как слаженно функционирующие и полностью интегрированные социальные системы, и показал, что в современных социальных системах наряду с функциональными существуют дисфункциональные и нейтральные (по отношению к системе) институты. Тем самым он выступил против постулата о функциональности любого существующего социального института. Отсюда следовал вывод о необходимости в равной степени анализировать как функциональные, так и дисфункциональные последствия элементов культуры. Степень интеграции в различных обществах различна. Мертон считал, что отношения между системой ценностей и социальной структурой общества весьма сложны. В силу разнородности общества в нем присутствуют разные системы ценностей. Это и приводит общество к конфликтам, подрывающим устойчивость нормативной структуры общества. Отсюда в обществе как социальной системе возникает аномия (социальные ситуации, не соответствующие определяемым культурой целям). Аномия означает низкую социальную сплоченность как результат распада нормативного и ценностного согласия

Типология способов индивидуальной адаптации

Способы адаптации Одобряемые обществом цели Одобряемые обществом средства достижения
Конформизм + +
Инновация + -
Ритуализм - +
Ретритизм - -
Мятеж + - + -

Все пять типов выступают способами приспособления к целям и средствам их достижения, характерными для данного общества. Р. Мертон не противопоставлял их друг другу, точно так же как не считал девиацию исключительно негативным явлением.

Конформизм - полная солидарность личности и с общественными целями, и с социально одобряемыми средствами их достижения. Чем более широко представлен конформистский тип приспособления, тем более устойчивым и спокойным (надежным) является общественный порядок.

Инновационный способ адаптации - согласие с общественно одобряемыми целями и в то же время поиск новых средств их достижения. Р. Мертон трактовал его широко и многообразно, включая как позитивные, так и явно выраженные негатив



2016-09-17 473 Обсуждений (0)
Б. Малиновский как как представитель Британской школы функционализма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Б. Малиновский как как представитель Британской школы функционализма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (473)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.026 сек.)