Результаты освоения курса «Истоки»
Пояснительная записка Программа «Истоки», авторами которой являются И.А. Кузьмин, А.В. Камкин представляет собой апробированную образовательно-воспитательную дидактическую систему и оригинальную педагогическую технологию. «Истоки» – базовый учебный предмет, при взаимодействии с программой «Воспитание на социокультурном опыте» формирующий социокультурную основу учебно-воспитательного процесса, позволяющий ответить на вопросы: «Как развить духовность индивидуума в разных звеньях образования?» и «Как научить детей с ранних лет чувствовать и развивать истоки русской земли?». Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников на основе примерной типовой программы по истокам для общеобразоватльных учреждений 1-4 класс под ред. А.В. Камкина, И. А. Кузьмина. Издательский дом « Истоки» 2009 г. в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования. Курс «ИСТОКИ» разработан на основе социокультурного системного подхода, что обеспечивает преподавателя: -знаниями по развитию управленческих и коммуникационных способностей,эффективными стратегиями образования; -социокультурным инструментарием; -активными формами обучения и воспитания; -действенными составляющими социокультурного присоединения и социокультурных связок; -технологиями эффективного обучения, позволяющими развивать целостное восприятие, мышление, чувствование ребенка, его мотивацию к самосовершенствованию; -действенными способами вознаграждения и показателями качества социокультурного образования; -знаниями по развитию первоначальных социокультурных ценностей. Шаг за шагом учащиеся, преподаватели и родители приближаются к развитию социокультурной основы личности, приобретают социокультурный опыт (духовный, управленческий, коммуникационный, экологический и опыт самоутверждения). Целеваяустановка предмета – приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично. Технологичность процесса – это гарантированность конечного результата образовательной деятельности. В основе методики лежат технологии эффективного обучения (истоковская педагогическая технология), являющиеся результатом взаимодействия социокультурных технологий и традиционных педагогических технологий, имеющегося педагогического опыта учителя. Основная идея истоковской педагогической технологии – идея полноценного использования всех психических процессов, функций и свойств личности, в целом ресурсов человека. Постепенно, шаг за шагом учитель присоединяется к психическим функциям восприятия, мышления, впечатления, развивает их. Важно, чтобы это присоединение было последовательным. В результате использования социокультурных технологий у детей появляется способность работать результативно, открываются неограниченные возможности учащихся в самоутверждении. Общие цели предмета: Дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками; Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной и духовной культуры; Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности, и через этот опыт ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде; Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков; Развитие единого контекста в группе и продолжение работы по формированию активно действующей четверки, в ресурсном круге. Задачи этого курса в 3 классе являются: – дать ребенку первый опыт относительно целостного и системного восприятия внутреннего мира человека; – посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке; – продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации. Место учебного предмета в учебном плане. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Режим занятий: занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут. Возраст детей: 9 - 10лет. Сроки реализации: 1год - третий год обучения (программа «Истоки» рассчитана на четыре года обучения). Формы работы можно разделить на: • теоретические (беседа, анализ ситуации, рассказов, стихов, былин, сказок); • практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Результаты освоения курса «Истоки» Личностными результатами изучения курса «Истоки» в 3-м классе является формирование следующих умений: Активное освоение духовно-нравственных ценностей нашего общества. • Целостное восприятие окружающей социальной жизни. • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения курса «Истоки» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: -формулировать и удерживать учебную задачу, -составлять план и последовательность действий, -выполнять учебные действия, -сравнивать способ действия и его результат с эталоном, - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, -выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, -устанавливать соответствие полученного результата и поставленной цели, -определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, -высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, -работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, тетрадь), Познавательные УУД: -делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи, -добывать новые знания: -извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), -наблюдать и делать самостоятельные выводы, -поиск и выделение необходимой информации, -перечитывать текст с целью оценки смысла всего текста, соотнесения его названия и содержания, поиска нужных частей текста, -ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений, - находить нужную дидактическую иллюстрацию, -работать с двумя источниками информации (учебной книгой, тетрадью), - сопоставлять условные обозначения учебника и тетради, Коммуникативные УУД: -видеть разницу между двумя заявленными точками зрения и присоединяться только к одной из них, - ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь, -договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, -формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию, -донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи, -слушать и понимать речь других, -учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса «Истоки» в 3-м классе является формирование базового социокультурного ряда: 1.Вера. Верность. Правда. Честь. 2. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. 3.Любовь. Милосердие. Доброта. Раскаяние. 4.София.Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Планируемые результаты освоения программы по курсу «Истоки»: Овладение знаниями, представлениями, образами, понятиями, связанными с социокультурными истоками, такими как Слово, Образ, Книга, Родной очаг. Родные просторы, Труд земной, Труд души. Приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни. В области личностной культуры: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»; укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести; формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленногопринятыми в обществе представлениями о добре и зле, формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; -принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности. Умение им противодействовать; свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями; укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями. В области общественных отношений: осознание себя гражданином России; развивать чувства патриотизма и гражданской солидарности; заботу о благосостоянии многонационального народа РФ;-осознание ценности семьи; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; бережное отношение к жизни человека;-законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок; осознание себя гражданином России В области формирования социальной культуры: формирование основ российской гражданской идентичности; пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; формирование патриотизма и гражданской солидарности; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; В области формирования семейной культуры: формирование отношения к семье как к основе российского общества; формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим. По итогам четвертого года обучения учащиеся: осваивают систему базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья; истолковывают их смысл и сознательно употребляют в своей речи, общении, оценках; используют при создании первой авторской Книги; опираются на них в организации и оценке своей деятельности и общения. Содержание курса Тематическое планирование курса «Истоки»
Базовое содержание курса «Истоки-3» Базовое содержание курса объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София». Как и в предыдущем курсе, текст книги предназначен не для заучивания, а для размышления о внутреннем мире и первом духовном опыте. Вера (9 часов) ВЕРА. Ступеньки веры – доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело – к вере. ВЕРНОСТЬ – преданность и надежность. Верность – знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву – веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей. ПРАВДА. Правда в деле, в слове, в образе. Что означает – жить по правде. Правда всегда с верой дружит. Правда – путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие. ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело не таится. Честь и хвала – награда за доблесть, похвала мудрости и поклон Преподобному. Надежда (8 часов) НАДЕЖДА – стремление к доброму исходу своего дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда не должна умирать. Тщетная надежда. Потеря надежды – отчаяние. СОГЛАСИЕ – единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие и разногласие. ТЕРПЕНИЕ – умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. ПОСЛУШАНИЕ– доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание. Любовь (9 часов) ЛЮБОВЬ – сердечная привязанность. Любовь – добро. Любовь – единство. Любовь – дружба. Святая любовь. Любовь – созидательный труд души и тела. МИЛОСЕРДИЕ – иметь милость в сердце. Милосердие словом и делом. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым ко злу. Где гнев – там и милость. Милость от любви исходит. ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало. ПОКАЯНИЕ – чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит. София (8 часов) УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает. РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума – беда. Где ума не хватит – спроси разума. ИСТИНА – неложность, подлинность, искренность. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ. ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание – плод учения, а истина – любви и правды. Мудрость и мудрецы. София – Премудрость. Почему Вера, Надежда и Любовь – родные сестры? По итогам третьего года обучения учащиеся: - культурно-исторической, -информационно-методологической, - социально-правовой, -экологической, культуры здоровья: Базовый социокультурный ряд 34 часа Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Справедливость. Правосудие. Право. Правило. Путеводный образ. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Искренность. Достоинство. Дружба. Дружба народов. Мир как состояние человека. КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
Учебно-методический комплекс: Для обучающихся: 1. Учебное пособие «Истоки» 3 класс А.В. Камкин 2.Рабочая тетрадь 3 класс (1,2 часть)Авторы: Н.В. Котельникова, Н.Ю. Твардовская Для учителя: 1. Истоковедение, том 1, 8. Издательский дом «Истоки», 2007 год 2. Методика преподавания предмета, О.А. Бандяк 3. «Программа для начальной школы», 2 класс составитель А.В. Камкин Электронные ресурсы: http://www.cofe.ru/read-ka - Детский сказочный журнал «Почитай-ка». http://potomy.ru/ http://www.planetashkol.ru/ Познавательный портал: http://clow.ru/ http://skazochki.narod.ru - Сайт «Детский мир». Детские песни, мультфильмы, сказки, загадки и др.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (804)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |