Тема 1. Психологическое сопровождение сотрудников в экстремальных условиях
Психологическое сопровождение деятельности сотрудников в экстремальных условиях необходимо в связи с тем, что:
Основные задачи психологического сопровождения:
Организация непосредственной профессионально-психологической подготовки. После получения приказа на выполнение служебно-боевых задач в экстремальных условиях проводится целевая, непосредственная, профессионально-психологическая подготовка сотрудников с отработкой навыков конкретного вида деятельности. Она может проводиться либо по месту формирования группы, либо по прибытии в места с экстремальными условиями работы. Если подготовка проводится по месту формирования группы, то создаются условия, максимально приближенные к тем, которые ожидаются. Особое внимание уделяется при этом достижению взаимопонимания в группах, слаженности действий. Проводятся инструктажи, беседы, доводится необходимая информация. Первой заботой руководителей всех уровней и психологов является успешное начало действий в сложных экстремальных условиях в состоянии максимальной "включенности" сотрудников в ситуацию, при полной собранности сил и мобилизованности, с пониманием задач, обстановки и способов своих действий. Наличие психологической готовности - условие достижения успеха с первых шагов деятельности. Очень часто уже сам факт попадания в экстремальные условия приводит к возникновению негативных состояний: тревоге, страху, "предстартовой лихорадке", - когда человека трясет от возбуждения. Подготовленных к действиям в экстремальных условиях работников факт попадания в экстремальные условия -мобилизует. Для регуляции и закрепления состояния повышенной "включенности" в экстремальную ситуацию необходимо:
Исследования и практика показывают, что подлинно высокий уровень профессиональной готовности персонала может быть лишь при ориентировке на конкретные предстоящие действия и на четкий результат перед непосредственным процессом работы. Независимо от того, где первый раз проводилась непосредственная профессионально-психологическая подготовка сотрудников, впоследствии (если решение задач длится несколько дней) она проводится каждый раз при очередном поручении. Затраты времени на непосредственную профессионально-психологическую подготовку могут быть от 3-5 минут до 4-8 часов, в зависимости от подготовленности специалистов, опыта работы в экстремальных условиях, сложности предстоящих задач, ответственности и быстротечности предстоящих действий, резерва времени. Главное в непосредственной профессионально-психологической подготовке - добиться нужного состояния, оптимального уровня настроя на разрешение задачи непосредственно перед ее выполнением. Желательно, чтобы непосредственную профессионально-психологическую подготовку с сотрудниками проводил тот психолог, который проводил и предварительную профессионально-психологическую подготовку, но это - отнюдь не обязательное требование. Непосредственная профессионально-психологическая подготовка может совмещаться или пересекаться с инструктажем, который проводит руководитель работ перед их началом. От этого выигрывает как сама подготовка, которая конкретизируется под определенные первоочередные задачи, так и инструктаж, который преобразуется в незаформализованную, а личностно ориентированную постановку задач. Непосредственная профессионально-психологическая подготовка должна предусматривать как групповые, так и индивидуальные формы работы, направляться на дополнительное мотивирование и ориентирование специалистов в выполнении конкретных персональных задач в экстремальных условиях. Основные формы и методы, которые используются в непосредственной профессионально-психологической подготовке: пример, разъяснение, убеждение, внушение, показ, упражнение и тренаж. Средства воздействия на сотрудников подразделяются на: материальные, визуальные, слуховые, обонятельные, кинестетические. Непосредственная профессионально-психологическая подготовка сотрудников должна носить элементы предрабочей разминки. Совсем не случайно, например, спортсмены разминаются перед стартом, приводя свой организм в состояние, при котором можно показать наилучший результат. Доказано, что в начале любой работы происходит рост ее успешности, определяющий настрой всех моральных, психических и физиологических функций человека на работу, получивший в науке название "врабатывание". Наиболее заметно явление "врабатывания" в первые 10-15 минут работы, когда качественные показатели ее возрастают в среднем на 40%. Причем, чем больше разница (перепад) в степени активности человека до работы и после ее начала, - тем дольше это явление длится, тем хуже показатели в начале работы (т.е. если после долгого ожидания приступить к сложной работе, требующей большой интенсивности, то в первые минуты можно не проявить всех своих способностей и возможностей, - а это в экстремальных условиях часто недопустимо, так как может привести к гибели или травмам). Для преодоления этого явления необходимо наращивать активность нагрузки непосредственно перед началом действий, уменьшая перепад между состоянием перед и после начала действий и тем самым сделать период "врабатывания" минимальным и плавным. Эту задачу вместе с инструктажем должна решать непосредственная профессионально-психологическая подготовка. Еще одна психологическая закономерность - это адаптация органов чувств, особенно зрения. Так при переходе ночью из освещенного помещения в темноту повышение чувствительности зрения на 80% происходит в течение 15-20 минут и завершается через 60 минут. В связи с чем следует проводить непосредственную подготовку в специфических, в психологически характерных для работы условиях. В комплекс непосредственной профессионально-психологической подготовки чаще всего включают:
Использование медитативных методик требует продолжительной предварительной профессионально-психологической подготовки. Их применение в экстремальных условиях возможно специалистами, прошедшими специальный курс подготовки. Поэтому, на наш взгляд, целесообразней применять трансрегуляционные психотехники, основанные на базе медитативных методик.
Значительное влияние на психологическое состояние персонала в экстремальных условиях осуществляется грамотным, уверенным и надежным управлением действиями людей. Важно проводить предварительную и непосредственную профессионально-психологическую работу и с руководителями на предмет психологии управления персоналом, так как неразбериха, возникшая в экстремальных условиях, еще больше усугубит их. Необходимо научить руководителей сочетать смелость и решительность с осмотрительностью; овладевать инициативой в психологически сложных ситуациях. Непосредственное психологическое сопровождение персонала в процессе работы. Любое состояние человека - не постоянно. Даже в тиши кабинета его состояние меняется после 3-4 часов работы. Тем очевиднее оно может измениться в экстремальных условиях, когда человек тратит не только физические силы, помимо этого его сознание и психика испытывают огромное давление психогенных факторов. В связи с этим возрастает значение моделирования и актуализации нужных психических состояний самим человеком в экстремальных ситуациях. В психологической поддержке нуждаются все сотрудники, но не все это осознают. Психолог не в состоянии оказывать психологическую помощь всем сотрудникам, поэтому в экстремальных условиях должен делаться упор на установление доброжелательных взаимоотношений в коллективе, сплоченность в группе и поддержание климата взаимовыручки. В экстремальной ситуации проявляются результаты отбора персонала (на сколько удачно подобраны партнеры в группы по признакам психологической совместимости; симпатии людей и т.д.). Задачи непосредственного психологического сопровождения сотрудников в процессе службы:
В соответствии с поставленными задачами психолог обязан:
Как известно, запас сил человека связан с таким его качеством, как работоспособность. Уже через 2-3 часа очень напряженной работы может начаться спад работоспособности под влиянием вначале скрытого, а потом явно развивающегося утомления, которое, как правило, потом отражается и на качестве действий. Работник, овладевший методами регуляции состояний, может задержать момент наступления утомления. Однако, полностью его предотвратить невозможно. Поэтому очень важно, чтобы сотрудник сумел почувствовать момент наступления утомления и вовремя принять необходимые меры для его профилактики или обратился бы за помощью к психологу. Психолог должен помнить, что формы и методы решения психологических задач в экстремальных условиях должны соответствовать их возможностям, не мешать, а помогать работе персонала. В экстремальной ситуации важно контролировать себя и свои эмоции. Для этого рекомендуется научиться смотреть на себя со стороны; наблюдать за выражением своего лица, заставлять себя улыбаться, даже когда этого не хочется. Это приводит к расслаблению мышц. Целесообразно проговаривать формулу: "Спокойно; я улыбаюсь; лицо расслабленное". Затем целесообразно сделать 2-3 глубоких вдоха, перейти на успокаивающий вариант брюшного дыхания и глубокое связное дыхание и произнести формулу: "Дыхание глубокое, ровное, тело расслаблено". В ситуациях сильного психического напряжения рекомендуется:
Психологическое обеспечение восстановления работоспособности личного состава. Психологическая работа с сотрудниками в экстремальных условиях требует ответов на вопросы:
Ответить на эти вопросы в экстремальных ситуациях психологу помогут: сам наблюдаемый; врач; руководитель; товарищи по работе. Целесообразно в экстремальных условиях также применять не объемные психодиагностические методики, а более простые, но репрезентативные: методики определения оперативной оценки самочувствия, активности, настроения (САН), диагностики самооценки (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина); проективные методики (в частности, "несуществующего животного", "незаконченного предложения" Сакса и Леви; цветовой тест актуального эмоционального состояния Люшера). Восстановление рабочего состояния персонала следует осуществлять и в перерывах между действиями, и по окончании работы. Психолог обязан разумно, пристально и непрерывно наблюдать за сотрудниками, пытаться по внешним признакам и в общении оценить их настрой; выявлять тех, кто нуждается в помощи. Как известно, психические расстройства возникают в силу:
Большинство психических расстройств не связаны с невменяемостью, но связаны с острыми посттравматическими стрессовыми расстройствами. Их симптомы: раздражительность, слабость, апатия, повышенная агрессивность, вспыльчивость, плохой сон, усталость, разбитость. При более глубоких расстройствах (страхи) могут наблюдаться навязчивые состояния, тревожные сны. Большинство психических расстройств, возникающих у персонала в экстремальных условиях, - устранимы. Однако своевременное непринятие срочных мер по восстановлению работоспособности сотрудников может привести к посттравматическим стрессовым расстройствам (ПТСР) и психосоматическим заболеваниям. Нужно считаться и с ритмами работоспособности: суточный, недельный, сезонный. Снижение работоспособности происходит с 2 до 6 часов утра, в послеобеденный час, к концу смены, в вечерние часы, в недельном цикле: в субботу, воскресенье, понедельник. Принципы восстановительных мероприятий:
Иногда достаточно отвести пострадавшего от источника психической травматизации, создать более-менее комфортные условия (пища, отдых, душ, сухое белье), дать возможность высказаться, выплеснуть переживания, впечатления, выразить понимание; представить информацию, свидетельствующую о порядке и организованности, успешных действиях соседей и т.д. Для восстановления благоприятного психического состояния и работоспособности сотрудников необходимо:
Содержание трансрегуляционной психотехники: Первый этап состоит из:
На втором этапе применяется ситуативно-образная психорегулирующая тренировка. Она состоит из:
Третий этап состоит из:
Четвертый этап направлен на повышение эффективности специальных видов профессиональной деятельности. Он состоит из:
При этом предполагается, что в значимой ситуации, при удержании специалистами внимания за своими мыслительными процессами, происходит непроизвольная актуализация ранее сформированной образной установки. Психотехники повышения эффективности специальных видов деятельности (стрельба, виды единоборств и т.д.), целесообразно выполнять непосредственно перед этими видами деятельности. Они представляют собой приемы психологического настроя работников.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4289)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |