Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 11.Управленческая культура руководителя школы



2016-09-17 1097 Обсуждений (0)
Лекция 11.Управленческая культура руководителя школы 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль

Управленческая функция– это отношение субъекта к объекту управления, требующее от субъекта определённых квалифицированных действий. В управлении школой выделяется шесть основных функций:педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация исполнения, контроль, регулирование.

Педагогический анализ – процесс, направленный на изучение педагогической действительности. Он начинает и заканчивает любой управленческий цикл, включающий все остальные функции управления. Анализ способствует познанию сущности педагогического процесса, позволяет сознательно воздействовать на его развитие. Благодаря анализу в каждой конкретной ситуации могут своевременно и эффективно решаться те или иные задачи. Без педагогического анализа невозможен успех в целеполагании, планировании, осуществлении и регулировании воспитательного процесса: чем глубже анализ, тем правильней осуществляются остальные функции внутришкольного управления.

Целеполагание включает постановку целей, определение путей их достижения и формулирование задач, проектирование желаемого результата. Целеполагание неразрывно связано с мотивацией, поскольку достижение желаемого результата является мотивом всей дальнейшей деятельности.

Чтобы целеполагание было успешным, необходимо придерживаться ряда принципиальных требований:

 


  • диагностичность: цели должны выдвигаться и корректироваться на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, взрослых и детей;

  • реальность: учёт в процессе целеполагания возможностей конкретной ситуации;

  • преемственность: каждые следующие цели и задачи должны вытекать из предыдущих;

  • согласованность: цели и задачи не должны противоречить друг другу, цели отдельных участников педагогического процесса не должны противоречить общим целям;

  • направленность на результат: возможность определить, измерить, насколько удалось достигнуть поставленной цели.


Планирование включает прогностическое осмысление и конструирование предстоящей деятельности, направленной на достижение целей; результатом планирования является составление плана работы.

Организация как функция внутришкольного управления предполагает придание деятельности всех участников педагогического процесса упорядоченности в целях и мотивации, в содержании, в средствах и способах осуществления, в отношениях, в пространстве и времени. Организатор решает такие вопросы, как предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности включения в коллективное дело. Важным показателем организаторской культуры руководителя является его умение рационально распределять своё время и время своих подчинённых. В целях рационального использования времени в школах заранее планируется и включается в годовой план работы школы проведение собраний и заседаний.

^ Основными организационными формами управленческой деятельности в школе являются заседания педагогического совета, совещания при директоре и его заместителях, оперативные совещания.

Контроль и диагностика предполагают сбор и предварительную обработку (систематизацию) информации о состоянии управляемой системы, о происходящих в ней изменениях, о ходе управляемого процесса.

Для того чтобы контрольно-диагностическая деятельность была эффективна, при её организации и проведении необходимо выполнять общие требования, к которым относятся:

 


  • систематичность: регулярное проведение контроля, осуществление в школе системы контроля, позволяющей получать разнообразную достоверную информацию;

  • объективность: оценка выявленного состояния объекта контроля на основе определённых критериев (например, критериями обученности школьников являются знания, умения и навыки, зафиксированные в нормах оценок);

  • действенность: результаты контроля должны привести к позитивным изменениям (к устранению выявленных недостатков, к поддержанию отмеченных успехов);

  • компетентность проверяющего: знание предмета контроля, владение методикой контроля, умение видеть достоинства и недостатки и прогнозировать результаты контроля.

Регулирование педагогического процесса тесно связано с функцией контроля. Необходимость регулирования обусловлена тем, что целостный педагогический процесс основан на противоречиях: с одной стороны он стремится к организации (организованность ему придаёт целенаправленная деятельность педагогов и учащихся), а с другой – к дезорганизации, обусловленной влиянием различных внешних и внутренних факторов, учесть которые заранее оказывается невозможно. Причинами дезорганизации педагогического процесса могут быть, например, привнесение в его структуру новых форм, методов и содержания, смещение пространственно-временных рамок той или иной деятельности, изменения в контингенте педагогических работников и учащихся.

Регулирование может сопутствовать любой функции, осуществляться при анализе, целеполагании, планировании, организации и контроле. Эффективность (своевременность и оптимальность) регулирования во внутришкольном управлении основана на анализе конкретной ситуации. В свою очередь анализ ситуации основывается на данных, полученных в результате контроля. Таким образом, регулирование педагогического процесса должно осуществляться как завершающее звено в цепочке «контроль → анализ результатов контроля → регулирование».

2. Специфика функций управленческой деятельности в учреждениях образования

Сравнительный анализ функций управления позволил выявить особенности их состава применительно к образовательным системам[8;10]. Ими стали : системный подход, процессный подход, информационная основа, коммуникационное взаимодействие, координация, мотивация. Для них характерны следующие функции управления образовательными системами: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная.

Мотивационно-целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства воздействия для исполнения принятых решений, служит нормой для контроля и оценки на диагностической основе, позволяет регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность всех его участников. Поэтому мотивационно-целевая функция направлена на формирование целей участников педагогического процесса на основе мотива их деятельности, возникшего из потребности в данном виде деятельности.
Информационно-аналитическая деятельность есть основной инструмент управления, так как одной из главных характеристик любой системы, определяющей в итоге эффективность ее функционирования, является коммуникативность, определение циркулирующих в ней информационных потоков( содержание информации, степень ее централизации, источники получения, вывод на уровень принятия решения). Аналитическая деятельность направлена на изучение фактического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу систему в новое качественное состояние.

Планово-прогностическая функция- организационная основа управления и важнейшая стадия управленческого цикла. Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность по оптимальному выбору идеальных и реальных целей и разработке программ их достижения.

Качество функционирования и развития объекта зависит от организационно-исполнительской функции. Организация характеризуется как деятельность субъекта управления по формированию и регулированию определенной структуры организованных взаимодействий посредством совокупности способов и средств, необходимых для эффективного достижения целей.
Контрольно-диагностическая функция предназначена для стимулирования деятельности преподавателя и учащегося.
Регулятивно-коррекционная функция определяется как вид деятельности по внесению корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.

Результативность управления можно повысить в том случае, когда каждая функция в системе управленческого цикла начнет взаимодействовать с остальными видами управленческой деятельности.

3. Организационные принципы управления

Принцип всеобщности (сквозного) контроля — один из принципов контроля в организации управления служебной деятельностью. Означает: контроль не должен быть прерогативой исключительно начальника; каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если ему никто специально этого не поручал; все уровни, звенья и сферы служебной деятельности должны быть подконтрольны и реально доступны для осуществления контроля субъектами управления, наделенными для этого соответствующими обязанностями и правами. Каждый сотрудник обязан осуществлять самоконтроль

Принцип всесторонности и полноты:

1. Принцип оценки обстановки, который предопределяет необходимость создания информационной базы для исследования всех аспектов оцениваемого явления, события, факта, обстановки в целом или ее элементов; является одним из условий ее объективности.
2. Принцип оценки деятельности подчиненных, который включает:
а) требование исследования всех (при комплексной оценке) или отдельных направлений деятельности подчиненного (при специальной оценке) как целостной системы в совокупности всех ее основных элементов;
б) требование комплексного использования методов сбора исходной информации, необходимой для оценки, ее анализа и обобщения.
3. Принцип доведения решения до исполнителей, предполагающий обеспечение их объемом информации, достаточным для того, чтобы каждый четко представлял не только свою собственную задачу — что, когда, как, где и к какому сроку надо сделать, но и свое место в реализации общего замысла руководителя.

Принцип гибкости

1. Принцип обеспечения эффективного функционирования системы управления служебной деятельностью органа (подразделения) управления, означающий способность субъекта управления трезво оценивать изменения обстановки, складывающейся ситуации и приноровляться к ним. Обязывает руководителя (или другое должностное лицо, принимающее решение) предусматривать возможность маневра, использования тех средств, форм и методов управления, которые в наибольшей мере отвечают специфике изменившейся ситуации, чтобы обеспечить последовательное продвижение к намеченной цели даже при возникновении неблагоприятной ситуации, непредвиденных препятствий и осложнений.
2. Принцип выработки и принятия решения, означающий, что принимаемое решение должно предоставлять исполнителю возможность для проявления инициативы и творческого поиска оптимальных способов его выполнения в случае изменения ситуации («поле свободы действий»), а самому субъекту управления (особенно руководителю) — возможность маневра, при необходимости — и отступления, внесения корректив в принятое решение или перехода на запасной вариант его исполнения («Сделав шаг вперед, подумай, сможешь ли ты отступить. Тогда избежишь, участи бодливого барана, чьи рога застряли в стене». Хун-Цзычен, китайский философ, XVII век).
3. Принцип планирования служебной деятельности, допускающий корректировку плана с изменением обстановки без существенного ущерба его основному замыслу, качеству проведения намеченных мероприятий, а также маневрирование наличными силами и средствами.

Принцип гласности:

1. Принцип демократизации общественной жизни, утверждения самоуправленческих начал в обществе, развития творческой активности масс. Гласность в этом смысле предполагает свободную циркуляцию социальной информации в обществе, возможность получения точной, полной, достоверной информации, ее публичной оценки, выражения своего мнения по обсуждаемой проблеме. Эффективным инструментом обеспечения П.г. в социальном управлении выступают средства массовой информации. Реализация П.г. дает гражданину страны возможность влиять на выработку управленческих решений, проверять их выполнение, получать необходимые сведения о деятельности аппарата управления, отдельных должностных лиц. Благодаря этому социальное управление обеспечивается объективно необходимой постоянной «обратной связью», получает надежные оценки социальных последствий осуществляемых решений, информацию об изменениях в условиях жизни, социальном положении различных общественных групп, о состоянии и динамике мнения людей по вопросам труда, быта, досуга и т. п. Пределы реализации П.г. зависят от существующих в обществе правовых гарантий — независимости от органов власти, объективности, свободы слова.
2. Как принцип организации управления деятельностью любой организации предполагает информирование при необходимости сотрудников по общим вопросам руководства и действительном положении дел в организации; выявление, изучение и учет общественного мнения. Реализация П.г. является важным средством формирования здорового морально-психологического климата в коллективе, развития демократизации управления, повышения эффективности функционирования каналов обратной связи. Но это не означает информационного произвола, и П.г. должен использоваться с учетом требований конфиденциальности, обеспечения сохранности государственной тайны, необходимости сочетания гласных и негласных начал, методов и средств управленческой деятельности. Вместе с тем, гласность является необходимым условием обеспечения связи организации, органов управления с общественностью

 



2016-09-17 1097 Обсуждений (0)
Лекция 11.Управленческая культура руководителя школы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 11.Управленческая культура руководителя школы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1097)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)