Организационные и технологические аспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА семинарского занятия по теме «Экономическая преступность» Курс криминологии.
Тема занятия: Экономическая преступность. Цель занятия: закрепить и углубить знания студентов по теме. Форма проведения занятия: смешанная /вопросно-ответная и реферативно-докладная. Методы проведения: интерактивные. Учебное время: 2 часа.
Учебные вопросы. 1. Понятие экономической преступности. Ее состояние, динамика, прогнозирование. 2. Причины экономической преступности. 3. Личность преступника, осуществляющего свои уголовно наказуемые деяния в сфере хозяйственно-экономической деятельности. 4. Взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимообусловленность экономической, коррупционной и организованной преступности. 5. Предупреждение экономических преступлений.
Методические рекомендации При подготовке студентов к семинарскому занятию по теме рекомендуется. 1. При рассмотрении первого вопроса сориентировать студентов в понятийном аппарате уголовного права и криминологии в трактовке и изучении экономической преступности (преступлений в сфере экономической деятельности, преступлений экономической направленности). Рекомендовать им ознакомиться со статистикой экономических преступлений на сайте МВД РФ за последние годы. Принять во внимание, что методика учета преступлений экономической направленности в МВД РФ в 2012 г. изменилась в связи с выделением в самостоятельную систему учета преступлений коррупционной направленности. И это отразилось на статистике экономической преступности. Обратить внимание на высочайшую латентность экономических преступлений и дать примерную оценку реального состояния экономической преступности в России. При изучении состояния и прогнозировании экономической преступности рекомендуется исходить из ее динамики за последние 5 лет. И не только в целом, но и по основным видам преступлений экономической направленности. Учитывать при этом вектор уголовной политики в сторону гуманизации и либерализации уголовного законодательства (реформы УК РФ 2003 и 2009 г.г., реформы УПК РФ) и практику правоприменения на фоне фактической декриминализации значительной части уголовно наказуемых деяний в сфере хозяйственно-экономической деятельности. При рассмотрении структуры экономической преступности обратить внимание на ее постатейный состав при изменении методики учета. Выделять в структуре экономической преступности не только виды преступлений (по статьям УК РФ), но и сферы экономической деятельности, наиболее пораженные преступностью. При оценке характера экономической преступности исходить из удельного веса тяжких и особо тяжких преступлений в их динамике. Дать объяснение изменений в состоянии, структуре и характере экономической преступности, происшедших за последние 5 лет. 2. Характеризуя причинностный комплекс экономической преступности, студенты должны исходить из традиционной для отечественной криминологии классификации причин и условий преступности по их природе, уровню действия и содержанию. При этом им рекомендуется осуществить исторический экскурс в конец 80-х и 90-е годы прошлого столетия и оценить роль экономических реформ в криминализации экономических отношений. На современном этапе исторического развития рекомендуется дать оценку уголовной политике, уголовному и уголовно-процессуальному законодательству и практике правоприменения основными субъектами предупреждения преступлений экономической направленности. 3. Криминологическая характеристика личности преступника, осуществляющего свои уголовно наказуемые деяния в сфере хозяйственно-экономической деятельности, дается по традиционному для отечественной криминологии учению о структуре личности преступника с привлечением существующих в ней классификаций. 4. Устанавливая и отслеживая взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимообусловленность экономической, коррупционной и организованной преступности, необходимо вернуться в 80-е и 90-е годы ХХ века, к ворам и цеховикам, инфильтрации криминала в управленческие и властные структуры, оценить современное состояние теневой экономики и роль организованных преступных групп и сообществ в незаконном обороте товаров и незаконном предоставлении услуг, масштабы безнаказанного разворовывания бюджетных средств. 5. Предупреждение экономических преступлений следует рассматривать с точки зрения эффективности уголовной политики и уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также эффективности деятельности субъектов борьбы с экономическими преступлениями в части выявления, раскрытия и расследования преступлений экономической направленности. Организационные и технологические аспекты По первому, второму и пятому вопросу рекомендуется заслушивание заранее подготовленных докладчиков и содокладчиков с рецензированием и перекрестным оппонированием. В данной связи допустимо проведение управляемой дискуссии в рамках отведенного на рассмотрение вопросов учебного времени. Рассмотрение третьего вопроса рекомендуется провести в вопросно-ответной форме, четвертого вопроса – в форме обмена мнениями. При выступлении докладчиков (особенно по первому вопросу) рекомендуется использовать учебную или электронную доску или элементы презентации. При рассмотрении третьего вопроса – учебную доску. Перед рассмотрением учебных вопросов может быть проведено тестирование студентов по теме занятия. Рекомендованное количество включенных в тесты вопросов – не более десяти.
Примерный план проведения занятия
Методическая разработка обсуждена на заседании методической секции. Протокол № 6 от 7 марта 2013 г.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |