Автору “Истории государства Российского” в 12 томах,
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ на тему 1.1: История как наука Раздел 1. История как наука.
Дисциплина: История Специальность: 38.05.02 «Таможенное дело»
Автор: В.Э.Попова, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин.
Ростов-на-Дону Тема 1.1 История как наука
Цель лекции
План лекции
1. Методология и теория исторической науки 2. Некоторые варианты периодизации отечественной истории.
Введение Важную роль в современном мире играет интеллектуальный потенциал общества. А это в большой степени зависит от высшей школы, от места и значения в ней гуманитарных наук в целом, в частности – Истории.
Основа исторической науки - собирание, систематизация и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности. Являясь социальной памятью человечества, копилкой его социального опыта, история передает его от одного поколения к другому. А осмысление этого опыта делает его достоянием современности. В.О. Ключевский писал: "Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться; …". Предмет изучения исторической науки - закономерности процесса развития человеческого общества в целом и особенности отдельных наций и государств от древности до современности. Содержанием истории, как науки, является исторический процесс. Он раскрывается в явлениях человеческой жизни, которые касаются жизни народов и государств, деятельности отдельных лиц, международных отношений. Но чтобы раскрыть процесс исторического развития, осмыслить особенности каждого из его периодов, необходимо иметь определенную научную методику. Носителем информации о прошлом является исторический источник. О видах источников подробно мы будем говорить на практическом занятии, а сейчас хотела бы обратить Ваше внимание на то, что именно на основе источников происходит воссоздание прошлого, его своеобразное моделирование. Причем роль инструментария для моделирования выполняют современное мировоззрение, общественные потребности. С изменением общества, его мировоззрения меняется и история. Следовательно, процесс исторического познания, в определенном смысле, БЕСКОНЕЧЕН. Принципами исторической науки,познания и исследования признаются следующие: - принцип истины -высшей целью и ценностью исторического познания признается истина; - принцип конкретности - любой предмет исторического исследования должен изучаться в его конкретности, с учетом неповторимости его содержания, определенности места и времени развития; - принцип историзма - всякий предмет должен рассматриваться в развитии; - принцип объективности - историк - исследователь в процессе исследования должен стремиться к объективности субъективных ошибок и влияния интересов, не связанных с достижением научной истины; - принцип всесторонности - историческое познание должно стремиться всесторонне познать предмет своего исследования; - принцип системности - всякий предмет должен рассматриваться во взаимосвязи всех его элементов и в его внешних связях; - принцип историографической традиции - изучение всякого предмета должно осуществляться с учетом результатов его предшествующего научного изучения. Таким образом, история - это наука о прошлом, о процессе развития социума во времени и пространстве. 2. Некоторые варианты периодизации отечественной истории. (по Н.М. Карамзину 1766-1826, автору “Истории государства Российского” в 12 томах, Н.М. Карамзин дает свою трактовку периодизации истории России. Сделал он это довольно своеобразно, обратившись к периодизации русской истории, сконструированной А.Л. Шлецером, к которому он относится с большим пиететом. Он предпочитает периодизацию по правлениям князей, и первый том охватывает время от Рюрика до конца правления Владимира. Последний, 12-й, том истории Карамзина был доведен до 1611 г. «История государства Российского» Карамзина имела уже при жизни автора огромный резонанс, но уже тогда у нее появились критики в лице A.C. Пушкина, декабриста Н.М. Муравьева.)
(по С. М. Соловьеву (1820-1879),
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (344)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |