Цели урока:
Деятельностная: совершенствование умений выстраивать линии сравнения, выявлять взаимосвязи между понятиями, классифицировать, анализировать события, обобщать, осознанно и аргументированно давать оценку историческим событиям, работать в группе;
Содержательная: вспомнить причины распада СССР, определить геополитические последствия распада, выявить модель организации мирового сообщества и новых концепций построения международных отношений после распада СССР;
Воспитательная: способствовать воспитанию личности с активной гражданской позицией;
Образовательные технологии: Кейс-технология (кейс-метод)
информационно – коммуникационные технологии, проблемно – диалогическая технология;
Формы организации обучения: индивидуальна, групповая, фронтальная
Методы обучения:кейс метод (рассмотрение конкретных проблемных ситуаций и принятие по ним решения), проблемно – диалогические, дискуссия по принятым решениям, обобщающее выступление преподавателя, анализ ситуации.
Образовательные ресурсы:
История России , 1945 – 2008 гг.: кн. для учителя \ Филиппов А.В., Уткин А.И., Алексеев С.В., и др. – М.: Просвещение, 2008
Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. М., 2002 г.
Документы: Концепция национальной безопасности
презентация « Россия в 90-е гг.»
презентация « Глобализация»
песня О. Газманова « Я рожден в Советском Союзе»
видеоролик « В.В.Путин о причине распада СССР»
д\ф « Евромайдан для России»
http: www mir21vk.ru
Тип урока:
комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация ранее изученного, контроль и коррекция знаний и умений).
Ход урока:
Этапы урока
| Деятельность преподавателя
| Деятельность обучающихся
| Цели, приемы и методы обучения
|
1. Организационный Приветствие.
Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку.
|
Приветствие.
Отметка отсутствующих.
Организация внимания
|
- Обучающиеся приветствуют преподавателя.
| Цель: Включение в деятельность на личностно-значимом уровне.
|
2.Проверка домашнего задания
| - Исторический диктант по глоссарию предыдущего урока.
| - Работа по заданию преподавателя
| Цель
Выявление уровня подготовленности по выполнению домашнего задания.
Приемы и методы:
Индивидуальный и фронтальный опрос
|
3. Актуализация знаний
| Звучит песня О. Газманова « Я рожден в Советском Союзе».
- Я заявляю: «Мы живем в СССР. Советский Союз - ведущая мировая держава, лидер в производстве it – технологий, уровень жизни превосходит аналогичные показатели в странах Европы, США, Азии».
- Информация доске:
- 30.12.1922 г, 8.12. 1991 г.,25.12.1991 г.
- Ельцин, Шушкевич, Кравчук, Горбачев
- Беловежская пуща
- Знакомый сюжет? Знакомые даты? О чем речь?
|
- Вступая в диалог преподавателем (выполняя задания) выявляют не соответствие – проговаривают и осознают его.
- Даты образования и распада СССР
- Лидеры государств, подписавшие договор о выходе из СССР, первый и последний Президент СССР.
- Место подписания договора
| Цель
Повторение изученного на 1 курсе материала, необходимого для «открытия нового знания», мотивация
Приемы и методы Преподаватель предваряет сообщение готовой темы интригующим материалом (прием «яркое пятно»).
Прием «подводящий к теме диалог» представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока обучающимися.
|
4. Сообщение темы и целей урока
| - Как вы думаете, о чем пойдет речь?
- Тема
- Озвучить цели и задачи урока
| - Формулируют и записывают в тетрадь
- Предлагают варианты ответов
| Цель
Формулирование темы урока. Постановка проблемной задачи совместно с обучающимися.
Приемы и методы
«Мозговой штурм»
|
5 . Постановка познавательной задачи
| - Поставьте перед собой задачи: что каждому предстоит узнать, чему научиться?
| - Формулируют задачи
| Цель
Включение в деятельность на личностно-значимом уровне.
|
6. «Открытие» обучающимися новых знаний
6.1. Рассмотрение конкретных проблемных ситуаций.
6.2. Анализ и обсуждение путей решения проблемных ситуаций.
6.3. Выводы и обобщение.
| - Предлагаю вашему вниманию видеоролик « В.В.Путин о причине распада СССР» и
проблемную ситуацию №1: каковы, на Ваш взгляд причины, повлекшие распад СССР и геополитические последствия этого
- Лекция и работа с презентацией « Россия в 90-е гг. »
- Предлагаю вашему вниманию проблемную ситуацию №2: поиск модели организации мирового сообщества и новых концепций построения международных отношений после распада СССР
( см. презентацию « Глобализация»
- Лекция
- Предлагаю вашему вниманию проблемную ситуацию №3: положительные и отрицательные стороны каждой концепции. Как они могут влиять на мировую политику.
- Далеко не очевидный факт, что сегодняшний мир многополярен.
Проблемная ситуация № 4: многополярен ли современный мир
| - Делятся на 3-4 группы и в процессе «мозгового штурма» находят варианты решения проблемы в теч. 2- 3 минут,
- предлагают свои версии
- Обсуждают
- Записывают в тетрадь
| Цель
Познакомить обучающихся с новым материалом в процессе работы группы на едином проблемном поле, развитие навыков работы в команде, развитие навыков обобщений, повторение и применение имеющихся знаний ( 1 курс)
Приемы и методы:
Интерактивные технологии, проблемно – диалогические, ИКТ, «Мозговой штурм», групповая работа
|
7. Первичное закрепление
| - Назовите центры нового мирового порядка. Назовите события последних 5 – 3 лет, оцените влияние нового мирового порядка на подоплеку этих событий.
- См. д\ф « Евромайдан для России»
| - Цветные революции, локальные вооруженные конфликты, однополярность мировой политики.
| Цель
Закрепление материала на конкретных исторических примерах, развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы, оперировать, имеющимися данными, привлекать собственный опыт
Приемы и методы:
« мозговой штурм, критическое мышление, проблемно – диалогические приемы
|
8. Практическая работа
| - Концепция национальной безопасности
Что это такое? Зачем она нужна? В чем ее суть?
Работа с документами: Концепция нац. безопасности 2000 – 2016
- Есть изменения? Почему?
| - Делятся на группы, каждая группа рассматривает свой документ.
Обсуждение.
| Цель
Развитие умения работать с источником, работать в группе, анализировать и обобщать, осуществление практической деятельности
Приемы и методы:
проблемно – диалогические приемы, групповая работа
|
9. Рефлексия
| - В начале урока Вы ставили перед собой задачи узнать что – либо новое. Достигли ли Вы этих целей.
С каким настроением вы работали на уроке?
- Было интересно
- Не очень интересно
| - Анализируют и оценивают свою работу на уроке
| Цель
Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы
|
10. Подведение итогов занятия
| - Оценивание деятельности обучающихся на уроке
|
| Цель
Анализ успешности усвоения материала и деятельности обучающихся
Приемы и методы:
Похвала, оценка, ситуация успеха
|
11. Дз
| - материал урока
- опережающее задание по теме:
« Постсоветское пространство»- справки по бывшим советским республикам, новостные ролики, документальные и художественные фильмы, иллюстрирующие взаимоотношения на постсоветском пространстве.
( индивидуально)
- опережающее задание по теме: «Россия – США - Западная Европа – партнерство или новая « холодная война» - подготовка к дискуссии
- Комментарии
| - Записывают Д\з
| Цель
Самостоятельный поиск источников информации, обор и анализ информации.
|