Анатомическая номенклатура
ОНТОГЕНЕЗ - стадии развития человека Человек на стадиях своего развития повторяет в сжатом виде всю историю филогенеза (развития человеческого рода). В онтогенезе выделяют несколько периодов. Эмбриологияизучает пренатальный период: рост и развитие эмбриона человека до рождения. Возрастная анатомияисследует постнатальный период (после рождения). Геронтологияизучает закономерности старения организма. Анатомия изучает человека не только как биологический объект, учитывая влияние социальной среды, условий труда, быта. В анатомии организм человека рассматривают как единое целое, а не как простую совокупность клеток, тканей и органов. Анатомия - основа ряда изучающих человека дисциплин: физиологии, антропологии, эмбриологии, цитологии, гистологии, генетики, экологии, гигиены, психологии, социологии. Физиология- наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме человека. Как экспериментальная наука она появилась позже анатомии и вобрала в себя многое из накопленных знаний о строении и формах организма человека. Основные методы физиологии - наблюдение и эксперимент (острый и хронический) на подопытном животном. Изучая процессы жизнедеятельности и их регуляцию, физиология открывает перспективы научно обоснованного вмешательства в эти процессы при заболеваниях. Общая физиологияизучает сущность общих процессов жизнедеятельности, например метаболизм клеток, тканей, органов, систем органов; общие закономерности реакции организма и его частей на воздействие окружающей среды. Частная физиологияисследует особенности функций отдельных тканей и органов, закономерности их объединения в системы органов. Прикладная физиологияизучает закономерности функционирования организма человека в специальных условиях (физиология спорта, питания, труда). Патологическая физиологияизучает процессы жизнедеятельности организма человека при заболеваниях. Анатомия и физиология рассматривают структуры организма человека и осуществляемые ими функции во взаимодействии с точки зрения удовлетворения потребностей человека. Анатомическая номенклатура Анатомическая терминология- общемедицинская и обязательна для изучения студентами в процессе получения медицинского образования любого уровня. Это основа клинических терминов. Количественные физиологические показатели принято выражать в единицах СИ (Международной системы единиц). Для обозначения положения тела человека в пространстве и взаиморасположения его частей в физиологии и анатомии используют понятия о плоскостях и осях. Исходным считают вертикальное положение тела человека (стоя), ноги вместе, ладони обращены вперёд. В строении человеческого тела соблюдён принцип двусторонней симметрии. Различают следующие плоскости: сагиттальную, фронтальную и горизонтальную . Сагиттальнойназывают вертикальную срединную плоскость, делящую тело на правую и левую половины. Перпендикулярная ей фронтальнаяплоскость, соответствующая плоскости лба, делит тело на переднюю и заднюю части. Горизонтальнаяплоскость, перпендикулярная двум другим, разделяет нижнюю и верхнюю части тела. Все указанные плоскости можно провести через любую точку тела человека. Оси- направления, позволяющие ориентировать органы или части тела относительно его положения. Вертикальная осьнаправлена вдоль головы, тела, конечностей стоящего человека или вдоль органа. Она совпадает с продольной осью.Продольных осей может быть несколько. Фронтальная(поперечная) ось расположена горизонтально и направлена слева направо или справа налево. Сагиттальнаяось - горизонтальная, имеет переднезаднее направление. Для обозначения расположения органов, частей тела используют следующие анатомические термины: • медиальный - расположенный ближе к срединной плоскости; • латеральный, или боковой - расположенный дальше от срединной плоскости; • промежуточный - расположенный между двумя соседними образованиями; • внутренний - расположенный внутри; • наружный - расположенный снаружи; • глубокий - расположенный глубоко; • поверхностный - расположенный на поверхности; • вентральный, или передний - расположенный ближе к животу, к передней поверхности тела; • дорсальный, или задний - расположенный ближе к спине, к задней поверхности тела. При описании положения частей конечностей употребляют следующие анатомические термины: • проксимальный - расположенный ближе к туловищу; • дистальный - отдалённый от туловища; • ладонный - расположенный на передней поверхности верхней конечности (со стороны ладони); • подошвенный - расположенный в области подошвы; • лучевой - латеральный край предплечья и кисти (со стороны лучевой кости); • локтевой - медиальный край предплечья и кисти (со стороны локтевой кости); • малоберцовый - латеральный край голени (со стороны малоберцовой кости); • большеберцовый - медиальный край голени (со стороны большеберцовой кости).
Рис. 1.1. Для Для определения проекций границ внутренних органов (сердца, лёгких и других) по поверхности тела человека проводят условные продольные линии: • переднюю срединную - по центру грудины; • грудинную - по наружному краю грудины; • окологрудинную - на середине расстояния между грудинной и среднеключичной линиями; • среднеключичную - через середину ключицы (у мужчин эту линию проводят через сосок и называют сосковой); • среднюю подмышечную - от высшей точки подмышечной ямки вниз до пересечения с нижним краем грудной клетки. Иногда от передней и задней складок этой ямки проводят переднюю и заднюю подмышечные линии; • лопаточную - от нижнего угла лопатки вниз до пересечения с XII ребром; • околопозвоночную - на середине расстояния между лопаточной и позвоночной линиями; • позвоночную - по поперечным отросткам позвонков; • заднюю срединную - по остистым отросткам позвонков. 1.3.3. Основные физиологические термины Наиболее часто применяют термины: «функция», «процесс», «механизм», «регуляция», «раздражение», «раздражитель», «возбудимость», «возбуждение», «реакция», «рефлекс», «адаптация», «метаболизм», «работоспособность», «утомляемость», «мотивация». Функция- специфическая деятельность клеток, тканей, органов, выражающаяся как физиологический процесс (или совокупность этих процессов) и направленная на приспособление организма к условиям существования. Различают соматические и вегетативные функции. Соматические функции регулируют физиологические процессы, протекающие в двигательной сфере и органах чувств. Они осуществляются благодаря деятельности скелетных мышц, иннервируемых соматической нервной системой. Вегетативные функции связаны с обменом веществ и осуществляются благодаря деятельности внутренних органов, иннервируемых вегетативной нервной системой. Физиологический акт(пищеварения, дыхания и др.) - сложный процесс, в котором взаимодействуют различные физиологические системы организма, специализированные клетки, ткани, органы и системы органов. Раздражение- ответная реакция возбудимых тканей. Раздражитель- фактор, способный вызвать ответную реакцию возбудимых тканей. Возбудимость- способность живой специализированной ткани отвечать на действие раздражителя изменением физиологических свойств и возникновением процесса возбуждения. Возбуждение- активный физиологический процесс, возникающий в ткани под влиянием раздражителей и характеризуемый общими и специфическими признаками. Реакция- переход тканей и клеток под влиянием раздражителей из состояния относительного физиологического покоя в состояние возбуждения. Рефлекс- причинно обусловленная реакция организма на изменения внешней или внутренней среды, осуществляемая при участии ЦНС в ответ на раздражение рецепторов. Адаптация- приспособляемость организма к условиям существования. Метаболизм- обмен веществ. Работоспособность- свойство тканей организма длительное время сохранять состояние возбуждения без признаков утомления. Утомляемость- потеря тканями организма после периода длительного возбуждения способности возбуждаться и проводить возбуждение. Мотивация- побуждение.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (505)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |