Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Абсолютистские режимы в Европе 18 века. Мировая политика в 18 веке: общеевропейские тенденции внутри-политического развития



2016-09-17 1347 Обсуждений (0)
Абсолютистские режимы в Европе 18 века. Мировая политика в 18 веке: общеевропейские тенденции внутри-политического развития 0.00 из 5.00 0 оценок




Мировая политика в 18 веке: общеевропейские тенденции внутри-политического развития, международные конфликты в период с начала 18 века и до начала Великой Французской Революции

 

Следует признать тот факт, что структура и политическое устройство

европейского общества к тому времени уже давно были достаточно

сложными.

 

За исключением Британии, в которой революция произошла в ΧνΠ в. и в 18 веке оформлялась система буржуазного права, где королевская власть деградировала в политическом смысле этот слова, за исключением некоторых небольших государств на континенте, абсолютные монархи были у власти во всех европейских государствах, там же где они не правили, наступали анархия, разброд, и такие государства

поглощались своими соседями, как, например, Польша.

В Польше, которая была в то время более чем когда-либо аристократической

республикой, господствовали невероятно богатые дворянские

фамилии, избиравшие практически беспомощного короля. Для сохранения

своей ≪золотой свободы≫ они выработали практику ≪liberum

veto≫ в абсолютно аристократическом по составу польском сейме, каждый

делегат которого мог наложить вето не только на любое предложение,

но и на все законы, уже принятые на данной сессии, и тем самым

распустить последнюю. В результате Польша стала практически неуправляемой страной; ее политика зависела от интриг и взяток соседних

государств, а ее земли стали полем битвы иностранных армий.

 

В Италии свое независимое республиканское устройство все еще сохраняла

Венеция; того же устройства придерживались швейцарские

кантоны, объединенные в сложную Гельветическую конфедерацию.

Швеция колебалась между парламентской и абсолютной монархией,

а в Соединенных Провинциях квазимонархия дома Нассау была

сильно ограничена Генеральными штатами и особенно Штатами богатой и урбанизированной провинции Голландия.

 

Абсолютная монархия, какой бы передовой и склонной к новациям она ни была, считала невозможным и действительно выражала мало желания порывать связи с иерархией

знатных землевладельцев, к которым в конце концов она принадлежала, чье значение она символизировала и выражала и от чьей поддержки главным образом зависела. Абсолютная монархия, как бы теоретически она ни вольна была поступать

самовластно, на практике принадлежала миру, который. Просвещение

окрестило ≪феодализмом≫, «Старым порядком». ≪Старый режим≫ представлял собой общество, в котором почти каждый класс и группа населения, от высшей знати и духовенства до ремесленника гильдии, обладал специфическими правами и привилегиями. Старый режим окончательно смела ВФР.

 

 

Монархия в Европе была готова использовать все возможности для укрепления

своего авторитета и увеличения доходов от налогообложения

внутри государства. А это так или иначе заставляло ее

поощрять все, что помогало окрепнуть растущему обществу. Она

была готова усилить свою политическую власть путем натравливания

одного сословия, класса или области на другую.

 

Но основная дилемма абсолютной монархии:

король не мог в открытую предпринять что-либо против существенно

ограничивавших его власть прав и привилегий своих подданных, так

чтобы не разрушить саму структуру общества. Сами инструменты,

при помощи которых абсолютный монарх мог проводить свою политику,

в условиях ≪старого режима≫ были испорчены тем, что повсюду

статус государственного чиновника смешивался с привилегиями и частными интересами.

 

 

Подробнее на семинарских занятиях мы остановимся только на двух примерах абсолютных монархий, которые при всем несходстве своего развития стали моделями для остальной Европы — Франции и Бранденбург-

Пруссии.

Абсолютистские режимы в Европе 18 века.

1. Французский абсолютизм.

2. Абсолютизм в германских землях

Черты абсолютных монархий:

1. Общегосударственная бюрократическая машина.

2. Единая государственная экономическая политика

3. Формирование единой налоговой системы

4. Формирование постоянной армии

5. Унификация законодательства.

 

В результате развития абсолютизма и концентрации государственной власти в руках монархов в основном завершился процесс своеобразного ≪огосударствления≫ древних королевских династий, их ≪сращивания≫ с современным единым и централизованным государством, их приобщения к многообразию стоявших перед ним задач и целей.

 

Это выражалось в понимании монархами своей ответственности за благополучие и процветание собственного государства. Такой перемене в отношении монархов к го-

сударству во многом способствовало Просвещение, благодаря которому в европейской культуре утвердились новые ценности экономического прогресса,

общественного блага, науки и образования.

Под влиянием Просвещения правительства Пруссии, монархии Габсбургов, России, Франции, Испании и других стран проводили политику просвещенного абсолютизма, находившую выражение в политических, социальных и экономических реформах

 

Мертвый груз традиций и предрассудков все еще оставался в европейском обществе даже в начале XVIII в. Просвященный абсолютизм позволил справиться с этим грузом.

Реформы просвященных монархов. Фридриха 2 в Пруссии и Иосифа 2 в Австрии.

 

В силу разного рода причин «просвещенный абсолютизм» наиболее полное свое выражение получил в германских государствах – в Пруссии, Бадене, Баварии, Австрии. В Пруссии преобразования в направлении «просвещенного абсолютизма» приобрели двойное воплощение: и в гocyдapcтвeнныx реформах и в изменении политического режима правления. Последнее было для XVIII в. не менее значимым,чемконкретные правовые преобразования, однако этот режим был связан только с личностными качествами прусского короля Фридриха II.

Просвещенный абсолютизм в Пруссии и территориальные расширения Пруссии – звнья одной цепи.

В правление Фридриха II1740-1786 завершилась централизация высшего управления. Сформировались полновесные ведомства высшей администрации, которые охватили новые сферы центрального государственного регулирования. Высшим административным органом номинально сохранялся Генерал-директорат (финансовых, военных и домениальных дел), учрежденный еще в 1722 г. В нем наряду с четырьмя территориальными департаментами (по историческим областям королевства) возникли несколько специализированных: торговли и ремесел (1740), военного управления (1746), акцизов и таможен (1766), горного дела и металлургии (1768), лесной (1771). Управление было полностью освобождено от остатков сословно-провинциального управления, с тем чтобы в нем единственным началом была централизованная законность. Было упорядочено верховное управление монарха. При короле сложился постоянный кабинет из нескольких секретарей (после 1763 г. – 6 секретарей), каждому из которых поручались дела собственного направления. Практика королевских кабинет-указов постепенно вводилась в правовые границы – с тем чтобы не нарушать обычной работы учреждений (если она не нарушала новых политических представлений о «справедливости» и «гражданской вольности»).

В социально-правовой сфере законодательство «просвещенного абсолютизма» стремилось упорядочить сословный строй, закрепив каждому сословию его собственные полезные для государства и общества занятия, а вместе с тем права и привилегии. За дворянством были сохранены привилегии на доступ к военной и гражданской государственной службе. Офицерами в армии могли быть только потомственные дворяне. За дворянством закреплялись исключительные вотчинные права, вместе с темим запрещались занятия торговлей и финансовыми спекуляциями. Как на особое почетное сословие на дворян была возложена повышенная ответственность за разного рода «позорные» преступления и моральные правонарушения. Запрещалось продавать родовые имения в руки недворян. Для поощрения дворянских занятий аграрным производством были организованы специальные банки, а также провинциальные кредитные общества, где давались займы исключительно под залог поместий. За городским сословием было признано исключительное право торговли и промышленных предприятий. Для поддержания отечественной промышленности законодательно были установлены повышенные таможенные и торговые пошлины на импорт. В экономической политике в целом возросло значение протекционизма. В 1763 – 1765 гг. по личной инициативе короля были предприняты попытки видоизменить формы крепостной зависимости, однако реализовать удалось только частичные ограничения на размеры крестьянских повинностей в пользу землевладельцев. В 1777 г. были закреплены законодательно права владения и наследования земель для крестьян королевского домена.

Одними из самых показательных стали реформы вобласти юстиции. Указом 3 июня 1740 г. были отменены судебные пытки (кроме наиболее важных обвинений); в 1755 г. отмена распространилась на все без исключения процессуальные случаи. Начиная с 1747 г. правительство под руководством видного правоведа канцлераС. Кокцеипровело судебную реформу. Начальный этап реформы был направлен только на введение новых, более простых процессуальных порядков. Специальная комиссия в течение нескольких месяцев рассмотрела основную массу «залежалых» дел. Введены были новые требования к образованию судей. На место устаревшего законодательства был разработан новый судопроизводственный устав, получивший наименование «Codex Fridericianus» (1749). Отменялись привилегии некоторых исторических судебных органов, в том числе права, предоставленные имперскими законами, о безапелляционном рассмотрении дел. На втором этапе реформы судебная система была централизована: на место ранее существовавших разрозненных инстанций (каждая для своей провинции государства) были созданы суды среднего звена (трибунал в Кенигсберге, судебная палата в Берлине, судебные управления в других частях страны), а также единый Высший трибунал для всего королевства. Судам предписывалось решать дела, основываясь на единых требованиях закона и справедливости, невзирая на сословные привилегии. Общеевропейскую известность в этом отношении получило дело мельника Арнольда (1780), несправедливо осужденного по земельному спору со своим землевладельцем, в итоге решенное лично королем. Дело Арнольда стало поводом к широкомасштабной реформе права (см. § 66).

Реформы в духе «просвещенного абсолютизма» коснулись и других сторон социально-политической жизни и культуры. В 1763 г. было введено обязательное начальное образование для всего населения, причем школы следовало содержать не только за государственный счет, но и на средства местных землевладельцев. Король покровительствовал научным и высшим учебным заведениям. Была ограничена цензура печати. В 1781 г. провозглашена в королевстве свобода вероисповедания христиан разных направлений.

 

Реформы в духе Просвященного абсолютизма полным ходом шли в Австрии, их начала мария-Терезия, продолжил ее сын Иосиф 2. Между 1750 и 1770 гг. открылся целый ряд учебных заведений. К наиболее значительным реформам принадлежат реформы в области юстиции. Были также отменены пытки. Иосиф 2 в 1781 г. отменил крепостное право. Подобная реформа явилась бы главным пунктом любой программы Просвещения, и фактически не было ни одного правителя от Мадрида до Санкт-Петербурга, от Неаполя до Стокгольма,

который бы в то или иное время, предшествовавшее французской

революции, не подписывал бы такой программы. Хотя

на практике освобождение крестьян состоялось в период до 1789 г. только в таких маленьких и своеобразных странах, как Дания и Савойя, и во владениях некоторых других государей.

Одно такое крупное освобождение и было предпринято Иосифом II

Австрийским в 1781 г., но оно провалилось перед лицом политического

сопротивления со стороны тех, кто был наделен земельными имущественными правами, что грозило надвигающейся гражданской войной, а потому так и осталось незаконченным.

 

Просвещенные Монархи, сделав выбор в пользу разума, гуманности и просвещенной власти, опасно ограничили основу своего авторитета. Конечно, мотивы монархов нельзя сводить к личным капризам. Их позиции и действия зависели как от развития властных институтов, так и от тенденций в просвещенном общественном мнении.

Со своей стороны, подданные теперь все больше и больше оценивали своих государей и правительства по чисто рациональным критериям. Привилегированные слои сетовали, что центральная власть покушается на их привилегии; менее привилегированные

массы были недовольны медлительностью и непоследовательностью реформ и видели в монархии защитника неразумной системы и косной церкви. Под давлением этих сил просвещенный абсолютизм XVIII в. должен был либо погибнуть, либо трансформироваться в конституционное государство. Но этот процесс растянулся

до середины XIX в., а к тому времени возникли уже очередные проблемы, которым предстояло изменить условия политической жизни европейских государств.


 

 



2016-09-17 1347 Обсуждений (0)
Абсолютистские режимы в Европе 18 века. Мировая политика в 18 веке: общеевропейские тенденции внутри-политического развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Абсолютистские режимы в Европе 18 века. Мировая политика в 18 веке: общеевропейские тенденции внутри-политического развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1347)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)