Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задание оценивает умение учеников произносить слова с нормированным ударением



2016-09-17 425 Обсуждений (0)
Задание оценивает умение учеников произносить слова с нормированным ударением 0.00 из 5.00 0 оценок




Задание № 4.Орфоэпические нормы.

Обратите внимание: Есть некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить ошибки, связанные с произношением слова.

- Следует запомнить слова с неподвижным ударением: бАнт, звонИть, квартАл, красИвый, повторИть, облегчИть, тОрт, шАрф и др.

1. В именах существительныхчасто ударение определяется конечным сочетанием гласных и согласных звуков.

-Ал (В иноязычных словах): квартАл , пенАл , финАл .

-Алтай: глашатАй , завсегдАтай, соглядАтай.

-лОг (Неодушевленные предметы):каталОг, монолОг, некролОг.

-провОд (в сложных словах): бензопровОд, мусоропровОд, водопровОд, НО электропрОвод.

2. У полных форм имен прилагательныхнеподвижное ударение возможно только на основе или на окончании.

Количество прилагательных с подвижным ударением в русском языке немного, но они часто используются в речи, и поэтому нормы ударения в них нуждаются в комментариях. Ударение нередко падает на основу в форме мужского, среднего и множественного числа и на окончание в форме женского рода: прАвый – прав – прАво – правА; сЕрый – серсЕро - сЕры- серА; стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА.

Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо с простейшими суффиксами (-к- , -н-). Однако так или иначе возникает необходимость обращения к орфоэпическому словарю, так как ряд слов не подчиняет норме. Можно, например, говорить: длИнны и длиннЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т.д.

Особое внимание нужно уделить произношению прилагательных в сравнительной степени: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе –ее: сильнА - сильнЕе , больнА – больнеЕ , живА – живЕе , стройнА – стройнЕе , правА – правеЕ; если же ударение в женском роде падает на основу, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва – красИвее, печАльна – печАльнее, протИвна – протИвнее. То же касается и формы превосходной степени.

3. Следует запомнить ударение в некоторых глаголах : баловАть – балУю – балУешь; блокИровать , исчЕрпать , костюмировАть , откУпорить, облегчИть, освЕдомить , принУдить , углубИть, ходАтайствовать.

Ударение в прошедшем времени обычно падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сидЕть – сидЕла , стонАть – стонАла , прЯтать – прЯтала, начинАть – начинАла. Вместе с тем группа употребительных глаголов подчиняется другому правилу: ударение в формах женского рода переходит на окончание , а в остальных формах остается на основе .Это глаголы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Рекомендуется говорить: жить – жил – жИло – жИли – жилА; ждать – ждал- ждАло- ждАли- ждалА; лить-лил-лИло - лИл и – лилА. Так же произносится и производные глаголы ( прожить, забрать, допить, пролить и т.п.)

Исключение составляют слова с приставкой вы-, которая принимает ударение на себя: вЫжить – вЫжила, вЫлить – вЫлила, вЫзвать- вЫзвала.

У глаголов класть, красть, сласть, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остается на основе: крАла, клАла, слАла, послАла, стлАла.

И еще одна закономерность: довольно часто в возвратных глаголах( в сравнении с невозвратными глаголами) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь;

принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

В пяти-, шестисложных глаголах на –ироватьударение обычно ставится на «и»: абонИровать, компостИровать, асфальтИровать; вчетырехсложныхглаголах – на последнем слоге на «а»: пломбировАть(запломбировАть), премировАть.

У глагола звонить в спрягаемой форме ударение падает на окончание: звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт.

4.Наиболее частые колебания ударения фиксируются при произношении кратких страдательных причастий. Если ударение в полной форме находится на суффиксе –ённ- то оно остается на нем только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание: проведенный- проведен, проведенА, проведенО, проведенЫ; завезенный- завезен, завезенА, завезенО, завезенЫ.

Обратите внимание на произношение причастий с суффиксом –т--.Если суффиксы неопределенной формы –о --,--ну—имеют на себе ударение, то в причастиях оно перейдет на один слог вперед: полОть- пОлотый, колОть- кОлотый, согнУть- сОгнутый, завернУть- завернутый.

Страдательые причастия от глаголов лишьи пить ( с суффиксом -т- ) отличаются нестабильным ударением. Можно говорить: прОлитый и пролИтый, прОлиты и пролИт; дОпитый и допИтый, дОпит и допИт, допитА и допИта, дОпиты и допИты.

5. Деепричастиячасто имеют ударения на том же слоге, что и в неопределенной форме соответствующего глагола:

вложИв, задАв, залИв, занЯв, запИв, исчЕрпав( НЕЛЬЗЯ: исчерпАв) начАв, поднЯв, пожИв,полИв, поЯв, предАв, предпринЯв, прибЫв, принЯв, продАв, проклЯв, пролИв, пронЯв, пропИв, создАв.

Ударение в наречиях в основном следует изучать путем запоминания и обращения к орфоэпическому словарю.

А агЕнт алфавИт арАхис афЕра аэропОрты (И.п. мн.ч.) Б балОванный (прич.) баловАть, избаловАть, но бАловень балУясь бАнты (И.п.мн.ч) бОроду (В.п.ед.ч.) бралА бралАсь бухгАлтеров (Р.п. мн.ч) В вЕрба вернА вероисповЕдание взялА взялАсь включЁн - включЁнный включИм - включИт включИшь влилАсь вОвремя ворвалАсь воспринялА воссоздалА вручИт Г гналА гналАсь граждАнство Д давнИшний дефИс диспансЕр добелА добралА - добралАсь довезЁнный дОверху договОр, договорЁнность дождалАсь дозвонИтся - дозвонЯтся дозИровать докраснА докумЕнт донЕльзя дОнизу досУг дОсуха доЯр Е еретИк Ж жалюзИ (ср.р., мн.ч.) фр.яз. ждалА жилОсь З завИдно зАгнутый зАгодя закУпорив - закУпорить зАнял – занялА - зАняло занятА - зАнятый заселЁн - заселенА запертА зАтемно звалА звонИм - звонИт - звонИшь знАчимость знАчимый зимОвщик зАсветло И избалОванный Иксы импЕрский инстИнкт исключИт Исстари исчЕрпать К каталОг квартАл киломЕтр кладовАя клАла клЕить кОмпас кОнусы,кОнусов кормЯщий корЫсть крАлась крАны красИвее - красИвейший кремЕнь кренИтся кровоточАщий - кровоточИть кУхонный Л лгалА лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч. лилА - лилАсь ловкА лыжнЯ М мЕстностей (род.п. мн.ч) мозаИчный молЯщий мусоропровОд Н навЕрх навралА наделИт надОлго надорвалАсь нажИвший, нАжитый нажитА - нажИлся назвалАсь накренИт, накренИтся налилА - налИвший налитА намЕрение нанЯвшийся нарвалА нарОст насорИт нАчал – началА - нАчали начАв - начАвший начАвшись - нАчатый начАть нЕдруг недУг некролОг нЕнависть ненадОлго низведЁн нОвости, новостЕй нОгтя (Р.п ед.ч.) О обеспЕчение обзвонИт облегчИт - облегчИть облилАсь обнялАсь обогналА ободралА ободрИть ободрЁнный - ободрЁн ободренА ободрИшься обострЁнный - обострИть одолжИт озлОбить оклЕить окружИт опломбировАть опОшлить - опОшлят определЁн оптОвый освЕдомиться, освЕдомишься отбылА отдалА - отдАв отключЁнный откУпорил отозвалА - отозвалАсь Отрочество П партЕр перезвонИт перелилА плодоносИть повторИт, повторЁнный поделЁнный поднЯв позвалА позвонИт, позвонИшь позЫв, но Отзыв полилА положИл - положИть понЯв - понЯвший пОнял, понялА портфЕль пОручни послАла премировАть прибЫв - прИбыл прибылА - прИбыло приговОр придАное призЫв прИнял - прИняли принУдить прИнятый приручЁнный прожИвший прозорлИва простынИ (Р.п.) процЕнт Р ракУшка рвалА С свЁкла сверлИт - сверлИшь сирОты скОльких, стОльких слИвовый снялА снятА сОгнутый создалА - созданА сорвАть – сорвалА сорИт срЕдства (И.п.мн.ч.) срЕдствами стАтуя столЯр - малЯр созЫв Т тамОжня тОрты - тОртов тОтчас тУфля (одна) - тУфлям У убралА убыстрИть углубИть Ф ФенОмен Ц цемЕнт цЕнтнер цепОчка Ч чЕрпать Ш шАрфы шофЁр - контролЁр Щ щавЕль щемИт щЁлкать Э экспЕрт(фр.яз)



2016-09-17 425 Обсуждений (0)
Задание оценивает умение учеников произносить слова с нормированным ударением 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задание оценивает умение учеников произносить слова с нормированным ударением

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (425)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)