Методика изучения морфологии
Морфология— раздел языкознания, изучающий систему частей речи в языке и грамматические признаки слов различных частей речи. По традиционной программе в начальной школе изучаются имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения. Учатся различать части речи на основе общего значения, вопросов, форм словоизменения (склонения, спряжения). Союзы изучаются в связи с предложением. Изучается склонение существительных с ударными окончаниями по падежам. Учатся различать падежи по вопросам. Знакомятся с терминами «глаголы 1 и 2 спряжения». Видовые различия изучаются практически (по вопросам), термин «вид» не сообщается. С возвратными глаголами знакомятся практически. С наречиями знакомятся практически, термин «наречие» не вводится. Правописание большинства наречий усваивается в словарной работе. Знакомятся с частицей НЕ.
В среднем звене морфология изучается в несколько этапов, начинается с изучения наиболее частотных частей речи: 5 кл. – существительное, прилагательное, глагол. 6 кл. – повторяется изученное, добавляется числительное, местоимение. 7 кл. – причастие, деепричастие, наречие, предлог, союз, частица, междометие. Каждая часть речи изучается в следующих аспектах: • грамматические категории • способы словообразования, • орфограммы, • стилистические особенности.
Связь с другими разделами школьного курса С орфографией: из 71 орфограммы 50 изучается на морфологии. Морфологические умения должны формироваться раньше орфографических и пунктуационных!!! С синтаксисом: квалификация слова как части речи требует учета синтаксических связей слова. Культура речи. Речь учащихся обогащается использованием отыменных предлогов, причастий, деепричастий, составных союзов. Учащиеся обучаются сознательно и правильно: • употреблять существительные на –мя, • согласовывать словоформы различных частей речи, • употреблять сложные прилагательные, • образовывать краткую форму и степень сравнения прилагательных; • расставлять ударения в полных и кратких страдательных причастиях (принесенный, принесена), • строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, • употреблять собирательные числительные, слова «оба, обе», • использовать в речи наречия-синонимы, союзы-синонимы, предлоги-синонимы, • выразительно читать предложения с модальными частицами и междометиями, • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в соответствии с изученным материалом (избегать неоправданного повтора, употреблять глаголы настоящего и будущего времени при сообщении о событиях прошлого, употреблять местоимение 3 лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения, верно использовать местоимения как средства связи предложений и частей текста; верно употреблять инфинитив в значении разных наклонений глагола).
Изучение морфологии на синтаксической основе. Типичные грамматические (морфологические) ошибки: а) ошибки в образовании словоформы: – множественного числа существительного (шофера, делов, чулков, носок – степени сравнения: красившее, более интереснее; – личных форм глагола и форм наклонения: жгет, ложит, хочут, ляжь, вылазь; – изменение неизменяемых слов: польты, кином, на пионине; – употребление словоформ с предлогами: согласно приказа, благодаря мамы; б) ошибки, связанные с употреблением форм в предложении: – несоблюдение правил сочетаемости видовых и временных форм глагола: Где ни появится Чапаев, всюду собиралось много народу. В конце романа видим Ниловну, которая на вокзале распространила листовки. – злоупотребление многочленными словосочетаниями (нанизывание падежей): для решения задачи успешной уборки урожая хлеба; – смешение форм повелительного наклонения с формой 2 л. Мн. Ч настоящего и будущего времени изъявительного наклонения: выберите себе книгу / когда выберете товар, пройдете к кассе. – неверное употребление деепричастных оборотов.
Содержание Класс Базовые морфологические понятия 5 Часть речи: грамматическое значение; знаменательная / служебная часть речи, изменяемые/неизменяемые части речи, морфологический разбор. Имя существительное: собственное/нарицательное, одушевленное/неодушевленное, склонение, род, число, падеж. Имя прилагательное: качественные/относительные/притяжательные, степени сравнения, склонение, род, число, падеж. Местоимения личные, притяжательные, относительные, вопросительные, неопределенные. Числительные простые/составные, количественные/порядковые, падеж. Глагол: вид, спряжение, неопределенная форма, наклонение, время, лицо, число. Причастия действительные и страдательные, краткая и полная форма, род, число, падеж. 6 Наречие, степени сравнения. Слова категории состояния. 7 Служебные части речи. Простые и составные союзы и предлоги, вопросительные и отрицательные частицы, модальные слова, междометие. Порядок изучения конкретных частей речи может быть различным в действующих программах.
Цель и практическое значение - выработать представление о морфологии родного языка как об организованной системе, в которой слова объединены в грамматические классы, функционирующие по определенным законам в синтаксических конструкциях, – научить пользоваться составом частей речи, обогатить речь школьников формами, не свойственными детской речи; – способствовать формированию правописания. Обучающие задачи 1. Дать понятие о: • морфологии как разделе лингвистики; • частях речи и принципах объединения слов в части речи и семантико-грамматические группы внутри частей речи; • морфологической системе РЯ (о частях речи и синтаксических отношениях, в которые вступают словоформы РЯ). 2. Сформировать основные морфологические понятия. 3. Научить: • задавать к слову частеречный вопрос; • соотносить слово с частью речи, определять его лексико-грамматическое значение, формальные признаки и функцию в предложении; • разграничивать формы одного слова и разные слова с одинаковым корнем; • приводить все формы данного слова; • разграничивать грамматическое и лексическое значение слова; • определять грамматическое значение слова и средства его выражения; • указывать все грамматические признаки слова с их разделением на постоянные и непостоянные; • употреблять части речи в соответствии с их системой словоизменения (склонять, спрягать, образовывать необходимые в речи словоформы); • стилистически правильно использовать грамматические единицы в речи с учетом цели и ситуации общения; • видеть явления переходности; • пользоваться толковым и грамматическим словарями. 4. Обеспечить усвоение морфологической нормы. 5. Выработать орфографические умения, которые требуют знаний по морфологии.
Развивающие задачи: 1. Развивать абстрактное и логическое мышление через: – формирование теоретических понятий, – организацию наблюдения, построение классификаций, использование операций анализа, синтеза, сравнения, – использование грамматического материала для группировки, обобщений и выводов. 2. Развивать контроль и самоконтроль за речью (чтобы устранить из речи морфологические ошибки и речевые недочеты).
Принципы изучения^ Лексико-грамматический принцип предполагает: – с одной стороны, последовательное разграничение грамматической и лексической семантики, – с другой стороны, семантизацию грамматического разбора: объектом морфологического анализа является слово в его конкретном значении, т.е. его лексико-грамматический вариант. Беготня: ЛЗ – «быстрое перемещение на ногах», ГЗ – «опредмеченное действие».
Парадигматический – противопоставление косвенных форм исходной. Морфолого-синтаксический – соотнесение части речи и члена предложения. Текстовый: – любое морфологическое явление должно рассматриваться в тексте; – средствами выражения морфологических признаков могут быть как флексии, так и согласуемые со словом лексемы; – одно и то же слово в разных значениях обладает различными морфологическими признаками (существительное гений в значении «свойство ума» неодушевленное, а в значении «человек, носитель признака» - одушевленное; прилагательное живой как антоним к слову мертвый изменяется по полноте-краткости, но не изменяется по степеням сравнения, живой же в значении «подвижный», наоборот, не имеет краткой формы, но изменяется по степеням сравнения. Анализ нового морфологического явления следует начинать с опорного повторения известных признаков, в т.ч. с опорой на языковое чутье.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (869)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |