Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Требования безопасности во время работы



2016-09-16 357 Обсуждений (0)
Требования безопасности во время работы 0.00 из 5.00 0 оценок




ПОМНИТЕ!   Электрический ток величиной 0,1 А и напряжением свыше 42 В опасен для жизни человека.

3.1. Лабораторные работы студенты проводят только в присутствии преподавателя или ответственного за лабораторию.

3.2. Включение приборов, вакуумных установок и работу на них следует производить строго по инструкции к данной лабораторной работе.

3.3. Включение питающего напряжения должно производиться одной рукой. В это время второй рукой нельзя касаться заземленных частей близстоящего оборудования, отопительных батарей, водопроводной сети.

3.4. Использовать оборудование, приборы, материалы и т.д. только по прямому назначению.

3.5. Быть готовым оказать доврачебную помощь товарищу, пострадавшему во время работы, в аварийной ситуации.

3.6. Необходимо соблюдать осторожность в обращении с нагревательными частями установок (испарители, паромасляный насос, нагреватели).

3.7. Работа с химреактивами производится только в специально отведенных местах с использованием резиновых перчаток и местной вентиляции.

3.8. При составлении растворов необходимо наливать кислоту в воду, а не наоборот во избежание разбрызгивания раствора.

3.9. Не касаться голыми руками химреактивов, пользоваться пинцетом во избежание химических ожогов.

3.10. Не пользоваться химреактивами в испорченной таре или реактивами, которые не имеют этикеток с названиями содержимого.

 

Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При обнаружении неисправности в работе вакуумного оборудования или электроизмерительных приборов, находящихся под напряжением (повышенном их нагревании, появлении искрения и т.д.) немедленно отключить источник электропитания, вывесить табличку о неисправности оборудования и сообщить об этом преподавателю или зав. лабораторией.

4.2. При коротком замыкании в вакуумном оборудовании или электро-измерительных приборах и их загорании, немедленно отключить их от электросети, сообщить о пожаре в пожарную часть по телефону 01 и приступить к тушению очага возгорания углекислотным (порошковым) огнетушителем или песком.

4.3. При получении травмы сообщить преподавателю или зав. лабораторией, который окажет первую помощь пострадавшему, а при необходимости отправит его в ближайшее лечебное учреждение и сообщит об этом администрации ПГТУ.

4.4. При поражении электрическим током немедленно отключить приборы от сети питания, освободить пострадавшего от соприкосновения с токоведущими частями. Если пострадавший находится в бес-сознательном состоянии, необходимо срочно вызвать скорую помощь и приступить к искусственному дыханию до прихода врача.

4.5. При попадании химреактивов на незащищенные участки тела необходимо немедленно промыть их в проточной воде. После чего при попадании кислоты протереть место поражения 3% раствором гидрокарбоната натрия из аптечки, а при попадании щелочи – 2% раствором борной кислоты.

Требования безопасности по окончании работы

5.1. Отключить вакуумные установки и электроизмерительные приборы от электросети в строгом соответствии с порядком их отключения.

5.2. Нейтрализовать и утилизовать все использованные растворы, плотно укупорить емкости с используемыми кислотами и щелочами, выключить вентиляцию.

5.3. Привести в порядок рабочее место.

5.4. Заявить преподавателю или ответственному за лабораторию об окончании работы и получить разрешение на уход из лаборатории.

Указания по технике безопасности разработаны согласно:

· ГОСТ ССБТ 12.4.113-82 «Работы учебные, лабораторные»;

· Охрана труда в образовательных учреждениях. Часть II. Сборник инструкций по охране труда, 2001 г.


Масс-спектрометрия

 

Целью лабораторной работы является:

– изучение принципов работы масспектрометров;

– приобретение первичных навыков работы с квадроупольным масспектрометром;

– изучение состава остаточных газов в вакуумной камере и кинетики их откачки.

 

Теоретическая часть

 

Масс-спектрометрия (масс-спектроскопия, масс-спектрография, масс-спектральный анализ, масс-спектрометрический анализ) — метод исследования вещества, основанный на определении отношения массы к заряду ионов, образующихся при ионизации представляющих интерес компонентов пробы. Один из мощнейших способов качественной идентификации веществ, допускающий также и количественное определение. Можно сказать, что масс-спектрометрия — это «взвешивание» молекул, находящихся в пробе. Прежде чем проанализировать вещество по массам необходимо его ионизировать, то есть разделить составляющие вещество атомы на электроны и ионы.


Способы ионизации

 

Наиболее широко применяемый в современной масс-спектрометрии метод ионизации - электронный удар (рис.1). Для того, чтобы ионизировать вещество необходимо сначала из конденсированной фазы (жидкость, твердое тело) перевести в газовую фазу, например, нагреть. Затем, вещество в газообразном состоянии нужно ввести в источник ионов, где оно подвергается бомбардировке пучком электронов катода. Можно поместить вещество в конденсированной фазе в источник ионов и там его испарить.

 

 

Рис. 1.1 Ионизация электронным ударом

Электроны - легкие по сравнению с молекулами отрицательно заряженные частицы - сталкиваясь с молекулами вырывают из электронных оболочек электроны и превращают молекулы в ионы. При этом молекулы распадаются на заряженные фрагменты по определенному для каждого соединения механизму.

Именно в результате этого процесса в конечном итоге получится масс-спектр.

Другой способ ионизации - это ионизация в ионно-молекулярных реакциях, называемая химической ионизацией. При этом способе источник ионов заполняется каким-либо газом при повышенном давлении (типично используется метан или изобутан, редко аммиак и другие газы), который ионизуется электронным ударом, а в результате большой популяции молекул в источнике, начинают происходить ионно-молекулярные реакции, ведущие к образованию ионов-реагентов, которые, в свою очередь взаимодействуют с молекулами вещества, ведя к их ионизации.

При этом происходит протонирование, т.е. образование положительно заряженных ионов. Вводимые в источник ионов соединения также могут реагировать с "медленными" ("термическими") электронами, которые образуются в плазме источника работающего в режиме химической ионизации. При этом взаимодействии происходит диссоциативный резонансный захват электронов, ведущий к тому, что образуется ион с "лишним" электроном, т.е. отрицательно заряженный.

Этот метод дает меньше информации о том, как устроена структура молекулы, зато с его помощью легче определить ее молекулярную массу. Это касается, в основном, положительно заряженных ионов.

Для ряда применений очень удобным может оказаться метод PPNICI (Импульсная попеременная регистрация положительных ионов и отрицательных ионов при химической ионизации). В этом методе от одной съемки образца получаются две хроматограммы (и соответственно, две совокупности масс-спектров): одна по положительно заряженным ионам, другая - по отрицательно. Тандемная масс-спектрометрия (или многостадийная, или многомерная), весьма полезна для того, чтобы использовать информационно значимые ионы, образовавшиеся при химической ионизации, и подвергнуть дополнительной фрагментации, позволяющей выявить структуры фрагментов молекулы.

К сожалению, очень многие органические вещества невозможно испарить без разложения, то есть перевести в газовую фазу. А это значит, что их нельзя ионизовать электронным ударом. Но среди таких веществ почти все, что составляет живую ткань (белки, ДНК и т.д.), физиологически активные вещества, полимеры используются, в основном, методы ионизации при атмосферном давлении - ионизация в электроспрее (ESI) (рис. 1.2) или - химическая ионизация при атмосферном давлении - APCI (и ее подвид с дополнительной фотоионизацией - APPI), а также ионизация лазерной десорбцией при содействии матрицы или матрично-активированная лазерная десорбция/ионизация (MALDI, Matrix Assisted Laser Desorbtion/Ionization).

 

Рис.1.2 Ионизация в электроспрее

В первом случае жидкость (исследуемое вещество разведенное в растворителе) вырывается под давлением вместе с коаксиально подаваемым разогретым газом (азотом) из узкого капилляра (иглы, которая находится под повышенным потенциалом – 5 – 10 кВ) с высокой скоростью и прямо в этой струе мелкодисперсного тумана с оболочек молекул срываются электроны, превращая их в ионы. Большая часть растворителя при движении этой струи переходит в газовую фазу и не попадает в отверстие входного конуса источника ионов API.

В режиме химической ионизации при атмосферном давлении потенциал прикладывается не к игле, через которую поступает жидкость, а к электроду в области распыления, что приводит к образованию коронного разряда. В этом случае фрагментация значительно меньше, чем в предыдущем - электроспрее (ESI).

В методе MALDI лазерный луч вырывает ионы с поверхности мишени, на которую нанесен образец со специально подобранной матрицей.

 

Рис. 1.3 Ионизация лазерной десорбцией

Эти методы применяются для ионизации относительно "мягких" соединений, составляющих органическую материю. "Мягких" означает, что для того, чтобы перевести молекулы органики в ионы, нужны относительно небольшие энергии. Для ионизации неорганических материалов (металлы, сплавы, горные породы и т.д.) требуется использование других методов. Энергии связи атомов в твердом теле гораздо больше и значительно более жесткие методы необходимо использовать для того, чтобы разорвать эти связи и получить ионы. Многие способы ионизации были опробованы и на сегодняшний день лишь несколько из них применяются в аналитической масс-спектральной практике.

Первый метод, наиболее распространенный, ионизация в индуктивно-связанной плазме. Индуктивно-связанная плазма (ИСП, ICP) образуется внутри горелки, в которой горит, обычно, аргон. Когда в плазму аргоновой горелки попадают атомы и молекулы, они моментально превращаются в ионы. Для того, чтобы ввести атомы и молекулы интересующего материала в плазму их обычно растворяют в воде и распыляют в плазму в виде мельчайшей взвеси. Другой метод состоит в том, чтобы превратить вещество в газ. Например, это делают с помощью мощного лазерного луча, который "взрывает" кратер в подставленной под него пробе материала, переводя небольшую его часть в газообразное состояние (лазерная абляция).

Другой способ - это так называемая термоионизация или поверхностная ионизация. Анализируемое вещество наносится на проволочку из тугоплавкого металла, по которой пропускается ток, разогревающий ее до высокой температуры. За счет высокой температуры нанесенное вещество испаряется и ионизируется. Этот метод обычно используется в изотопной масс-спектрометрии.

Два других метода могут применяться для ионизации проводящих ток материалов. Это искровая ионизация и ионизация в тлеющем разряде. В первом за счет разницы потенциалов между пробой исследуемого материала и другим электродом пробивается искра, вырывающая с поверхности мишени ионы, а во втором происходит тоже самое, но за счет тлеющего разряда.

Надо отметить, что начиная от ионного источника и до детектора масс-спектрометр представляет собой вакуумный прибор. Довольно глубокий вакуум обеспечивает беспрепятственное движение ионов внутри масс-спектрометра, а при его отсутствии ионы просто рассеются и рекомбинируют (превратятся обратно в незаряженные частицы).

 




2016-09-16 357 Обсуждений (0)
Требования безопасности во время работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Требования безопасности во время работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (357)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.029 сек.)