Итоговое количество баллов – 2
Ответ. 1. Как аршин проглотил; видеть на три аршина в землю; от горшка два вершка; семь верст до небес; коломенская верста; косая сажень; семи пядей во лбу; пуд соли съесть и др. 2. Как аршин проглотил – держаться неестественно прямо. Видеть на три аршина в землю – отличаться большой проницательностью. От горшка два вершка – очень низкий, маленький (о человеке). Семь верст до небес – очень много (наобещать, наговорить и т.д.) Коломенская верста – человек очень высокого роста, верзила Косая сажень (плечи) – в плечах – очень широкие; очень широкоплечий, могучего сложения. Семи пядей во лбу – очень умный, мудрый, выдающийся. Пуд соли съесть – прожить долгое время вместе, часто общаться. Критерии оценивания. 1. Одна поговорка – 1 б. 2. Толкование одной пословицы - 1 б. Задание 5. Почему в дореволюционном справочнике «Весь Петроград» фамилии Фёдоров, принадлежащие разным людям, были помещены в двух разных местах? Итоговое количество баллов – 2. Ответ. Эта фамилия, принадлежащая разным людям, могла начинаться как с буквы F («фита»), так и с буквы Ф («фрьтъ»). Критерии оценивания. До 2 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа. Задание 6. Как следует изменить пунктуацию отрывка, чтобы стало ясно, что автор письма имеет в виду не столько скот, принадлежащий губернатору, сколько самого губернатора, которого автор не прочь обругать скотом? Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его скота нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец. (Лесков). Количество баллов – 2. Ответ. Я-де скота губернатора с его полей в свои закуты загонять никогда не приказывал, да и иметь его, скота, нигде вблизи меня и моих четвероногих не желаю; но опасаюсь, не загнал ли скота губернатора, по глупости, мой бурмистр из села Поганец Критерии оценивания. Обособление приложения скота – 2 б. Задание 7. Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании слова (с, сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ. Итоговое количество баллов – 6. Ответ. Выбор написания зависит от значения // происхождения и грамматических признаков слова, а именно: - образованное от глагола совершенного вида сузить страдательное причастие пишется как суженный; - образованное от глагола совершенного вида ссудить страдательное причасти пишется как ссуженный; - существительное, образованное путем перехода отглагольного прилагательного в разряд существительных, в свою очередь образованного от глагола несовершенного вида судить, пишется как суженый. Критерии оценивания. 1. Выбор верного варианта написания одного слова – 1 б. В сумме 3б. 2. Обоснование каждого варианта написания – 1 б. В сумме – 3 б. Задание 8. «Домострой» - один из известнейших древнерусских памятников письменности середины ХУI века. В полном его названии содержатся ключевые слова всего произведения - «поучение и наказание всякому христианину». В каком значении употреблено в нем слово наказание? Совпадает ли это значение со значением этого слова в современном русском языке? Какие слова ему родственны? Что в древнерусском языке означало слово домострой? Итоговое количество баллов – Ответ. 1. Наказание в данном случае означает «наставление». 2. Наказание в современном русском языке означает «кара». 3. Слову наказание в значении «наставление» родственны все слова, восходящие к казати (= говорить, наставляя, приказывая , поручая), - приказать, приказ, сказать и др. 4. Значение слова домострой выводится из значений многозначных слов дом, строй. Первое включало в себя представление не только о здании, жилище, но и о хозяйстве, семье, домочадцах; под вторым подразумевалось «строительство», «устройство», «управление», «благо», «польза». Критерии оценивания. 1. Выявление значения слова наказание – 1 б. 2. Выявление значения современного слова – 1 б. 3. Подбор одного родственного слова – 0,1 б. В сумме – 4. Выявление значения слова домострой - 3 б. Задание 9. Что общего в происхождении слов ясли, гусли, масло, весло? Итоговое количество баллов – 7. Ответ. Все эти слова образованы от глаголов ( ясти ср. яд, еда, гудеть, мазать, вести). Во всех этих словах есть общий словообразовательный элемент – суффикс -сл-(-л-). Критерии оценивания. Указание на происхождение от глаголов - до 5 баллов в зависимости от полноты ответа. Указание на словообразовательный суффикс - 2 б. Задание 10. Найдите«четвёртое лишнее»: Нефтегорск, Белогорск, Электрогорск, Зеленоградск. Прокомментируйте свой выбор. Итоговое количество баллов –6. Ответ. 1. Зеленоградск 2. Зеленоградск зелёный + град (город) + -ск- а). Топонимы, имеющие в своём составе -град-, образованы путём сложения основ без помощи суффикса –ск-: Ленинград, Калининград, Петроград, Сталинград. б). Имеющие же в составе основы суффикс –ск- названия образованы при помощи этого суффикса и сложения с производящей основой элемента –гор-, который может быть связан как с город, так и с горы. Модель же, по которой образовано название Зеленоградск , включает в себя элементы как модели а), так и модели б). Критерии оценивания. 1. Выявление «четвёртого лишнего» – 1 балл. 2. Комментарий выбора – до 5 баллов, в зависимости от полноты и правильности ответа. Задание 11. Каково происхождение слова лилипут в русском языке? Когда оно появилось?
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (409)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |