Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основной курс Основная траектория Очная форма обучения



2016-09-17 314 Обсуждений (0)
Основной курс Основная траектория Очная форма обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины
История международных отношений Часть 1 History of International Relations Part 1 Язык обучения Русский

Трудоёмкость (границы трудоёмкости) в зачетных единицах: 3

 

Регистрационный номер рабочей программы:

 

Санкт-Петербург

 

Раздел 1. Характеристики учебных занятий

 

Цели и задачи учебных занятий

История международных отношений, как самостоятельная историческая дисциплина, изучает комплекс проблем, связанных с формированием и развитием систем и подсистем международных отношений, ролью внешнеполитических, экономических, культурных и иных связей между государствами, организациями и другими акторами, действующими на мировой арене. Ее изучение необходимо для понимания специфики складывания современной системы международных отношений и уяснения места и роли России в этой системе. Цель изучения дисциплины - ознакомить студентов с основными событиями мировой истории, оказавшими важнейшее влияние на формирование и структуру международных отношений.

Задачи курса - изучение основных этапов развития систем международных отношений, изучение внешней политики ведущих мировых держав в развитии и взаимосвязи, развитие навыков внешнеполитического анализа на основе исторического материала, формирование основы для изучения других предметов

В процессе обучения студенты познакомятся с основными событиями мировой истории, оказавшими важнейшее влияние на формирование и структуру международных отношений.

 

Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)

Предполагается, что студенты обладают набором общих и профессиональных компетенций, полученных в ходе освоения теоретических дисциплин и других видов учебной работы по итогам двух семестров обучения в бакалавриате по направлению 031900 – “Международные отношения”.

Перечень результатов обучения (learning outcomes)

 

В результате изучения курса студенты должны знать:

- основные понятия и категории, употребляемые при изучении международных отношений;

- понятие системы международных отношений, ее основные структурные характеристики и закономерности формирования;

- основные этапы развития международных отношений на протяжении последних трех с половиной столетий;

- степень влияния международных отношений на общемировые политические и культурные процессы;

- значение международного фактора в политике ведущих мировых держав.

Студенты должны уметь:

- анализировать события и процессы истории международных отношений

- свободно ориентироваться в фактологии истории международных отношений

- использовать знания по истории международных отношений для решения актуальных задач

Студенты должны владеть:

- навыками аналитической работы (анализа текстов, событий и процессов)

 

Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий

 

Семинары в диалоговом режиме – 30 часов

В качестве основной интерактивной формы проведения учебных занятий используются семинары в диалоговом режиме. Они включают в себя анализ текстов, относящихся к истории международных отношений, а также обсуждение и разбор докладов студентов, посвященных наиболее значимым исследовательским работам в данной области.

 

 

Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий

 

Основной курс

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
Период обучения (модуль) Контактная работа обучающегося с преподавателем Самостоятельная работа Объём активных и интерактивных форм учебных занятий Трудоёмкость
лекции семинары консультации практические занятия лабораторные работы контрольные работы коллоквиумы текущий контроль промежуточная аттестация итоговая аттестация под руководством преподавателя в присутствии преподавателя сам. раб. с использованием методических материалов текущий контроль (сам. раб.) промежуточная аттестация (сам. раб.) итоговая аттестация (сам. раб.)
ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
очная форма обучения
Семестр 3                      
2-200 10-25 2-200           2-200       1-1        
Итого                      

 

 

 

Формы текущего контроля успеваемости, виды промежуточной и итоговой аттестации
Период обучения (модуль) Формы текущего контроля успеваемости Виды промежуточной аттестации Виды итоговой аттестации (только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)
ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
очная форма обучения
Семестр 3   экзамен  

 

2.2. Структура и содержание учебных занятий

Основной курс Основная траектория Очная форма обучения

Период обучения (модуль): Семестр 3

№ п/п Наименование темы (раздела, части) Вид учебных занятий Количество часов
Введение лекции
практические занятия
по методическим материалам
Основные факторы развития международных отношений в XVI веке. лекции
практические занятия
по методическим материалам
Вестфальская система международных отношений лекции
практические занятия
по методическим материалам
Европейский баланс сил в XVIII веке лекции
практические занятия
по методическим материалам
Эпоха Великой французской революции и империи Наполеона лекции
практические занятия
по методическим материалам
Международные отношения в эпоху Европейского концерта. лекции
практические занятия
по методическим материалам
Экспансия великих держав в XIX веке. лекции
практические занятия
по методическим материалам
Международные отношения в Европе в 1856-1871 годах. лекции
практические занятия
по методическим материалам
Восточный вопрос во второй половине XIX века. лекции
практические занятия
по методическим материалам
Формирование блоковой системы в конце XIX - начале XX века лекции
практические занятия
по методическим материалам

1. Вводная тема.

Основные теоретические направления изучения международных отношений, используемые понятия.

 

2. Основные факторы развития международных отношений в XVI веке.

Политическая ситуация в Европе в начале века. Воздействие Великих географических открытий на систему международных отношений. Идеологический фактор в международных отношениях: реформация и контрреформация. Империя Карла V и испанское преобладание в Европе. Борьба Франции и Великобритании с испанским влиянием. Международное значение нидерландской революции. Османская экспансия, турецкий фактор в европейской политике. Династический фактор в международных отношениях. Формирование дипломатической службы.

 

3. Вестфальская система международных отношений.

Политическая ситуация в Европе в начале XVII века. Тридцатилетняя война. Внешняя политика Франции во время Тридцатилетней войны. Вестфальский мир и его последствия, формирование Вестфальской системы международных отношений. Французская экспансия в Европе, войны Людовика XIV. Англо-голландское соперничество. Развитие идеи баланса сил. Шведская экспансия на Северо-востоке Европы. Взаимоотношения европейских государств с Османской империей.

 

4. Европейский баланс сил в XVIII веке.

Война за испанское наследство, Утрехтский мир и его значение. Северная война, формирование регионального равновесия в Балтийском регионе. Варианты баланса сил, идеи баланса во внешней политике государств. Роль Великобритании в поддержании европейского баланса. Войны за польское и австрийское наследства, усложнение европейской системы. Колониальный вопрос, англо-французское соперничество. «Дипломатическая революция», Семилетняя война, ее последствия. Внешняя политика России при Екатерине II. Формирование Восточного вопроса. Разделы Польши. Особенности войн и дипломатии XVIII века. Американская революция и отношения между великими державами. Система международных отношений накануне Великой французской революции.

 

5. Эпоха Великой французской революции и империи Наполеона.

Воздействие Великой французской революции на систему международных отношений. Складывание антифранцузской коалиции. Идеологический фактор в европейской политике и его значение. Революционные войны, внешняя политика революционных правительств. Причины побед Франции. Основные идеи внешней политики Наполеона Бонапарта. Англо-французское противостояние. Войны Наполеона против второй и третьей коалиций. Территориальные изменения в Европе. Континентальная блокада. Тильзитский мир. Русско-французские отношения, поход Наполеона в Россию. Четвертая коалиция. Отречение Наполеона. Трансформация внешнеполитических концепций великих держав в течение наполеоновского периода. Политическая борьба на Венском конгрессе. Решения Венского конгресса.

 

6. Международные отношения в эпоху Европейского концерта.

Создание “Священного союза”, его задачи. Причины формирования, суть и периодизация системы Европейского концерта. Механизм функционирования системы Европейского концерта. Основные конгрессы “Священного союза”. Трансформация позиции Великобритании по отношению к “Священному союзу”. Внешняя политика Николая I. Восточный вопрос, отношения великих держав в рамках Восточного вопроса. Влияние революций в Европе на систему международных отношений. Германская проблема. Крымская война и ее последствия. Парижская мирная конференция. Распад системы Европейского концерта.

 

7. Экспансия великих держав в XIX веке.

Основные направления экспансии Англии и Франции. Опиумные войны. Английская колониальная империя. Расширение колоний Франции. Политика России на Кавказе и в Средней Азии, российско-британское противостояние. Китай как объект экспансии. Установление отношений великих держав с Японией. Внешняя политика США, расширение ее территории. “Доктрина Монро”.

 

8. Международные отношения в Европе в 1856-1871 годах.

Изменения в системе международных отношений в Европе после Крымской войны. Экономический фактор во внешней политике великих держав. Изменение в характере войн. Идеологический фактор в международной политике. Франко-итало-австрийская война. Внешняя политика Наполеона III. Внешняя политика Пруссии при Бисмарке, войны с Данией и Австрией. Франко-прусская война, образование Германской империи. Объединение Италии.

 

9. Восточный вопрос во второй половине XIX века.

Политика великих держав по отношению к Турции после Крымской войны. Проблема объединения Молдавии и Валахии. Суэцкий канал. Ликвидация Россией нейтрализации Черного моря. Борьба христианских народов против турецкого господства. Кризис 1875-1877 годов. Подготовка Россией войны с Турцией. Константинопольская конференция. Русско-турецкая война 1877-78 гг. мир в Сан-Стефано, Берлинский конгресс.

 

10. Формирование блоковой системы в конце XIX - начале XX века.

“Союз трех императоров”. Франко-германское противостояние. Австро-германский союз. Истоки русско-германского конфликта. Распад “Союза трех императоров”. Истоки англо-германского антагонизма. Русско-французский союз. Франко-английские и русско-английские противоречия. “Большая игра”. Конфликты в колониях: Фашодский инцидент, Марокканские кризисы. Англо-французские договоры 1899 и 1904 гг. Внешняя политика США на рубеже веков. Англо-бурская война. Международные отношения на Дальнем Востоке, экспансия великих держав в Китае. Японо-китайская война. Русско-японская война. Русско-английское соглашение 1907 г. Балканы в международной политике начала XX века. Боснийский кризис. Итало-турецкая война. Балканские войны. Международное положение накануне первой мировой войны.

 



2016-09-17 314 Обсуждений (0)
Основной курс Основная траектория Очная форма обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основной курс Основная траектория Очная форма обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (314)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)