МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ По дисциплине ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
Авторы-составители: Николаева И.И., к.и.н., доцент, Шатов А.Г., к.и.н., доцент, Охотников А.Ю., к.и.н., доцент, Пинтилей Н.В., преподаватель, Вишневский С.О., преподаватель, Батанина О.В., преподаватель
Рецензенты: Гербер О.А., к.и.н., доцент, зав. кафедрой истории и политологии СибУПК, Шадт А.А., к.и.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления СГУПС
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 курса очной формы обучения, изучающих дисциплину «История Отечества» по специальностям 060103 – педиатрия и 060201 - стоматология. Пособие призвано помочь студентам в полном объеме подготовиться к семинарским занятиям по дисциплине. В пособии представлены организационно-методическое обеспечение дисциплин, включая требования ФГОС ВПО, учебно-тематический план, планы лекций и семинарских занятий с заданиями для самостоятельной работы, примерные тестовые задания. Кроме того, пособие включает требования к написанию рецензии на научную статью, а также справочные материалы, дающие возможность быстро найти нужную информацию.
Методические рекомендации для студентов по дисциплине «История» рассмотрены и одобрены на заседании кафедры социально-исторических наук НГМУ протокол № 8 от 20 апреля 2012 г. Зав. кафедрой социально-исторических наук НГМУ, доцент _______________________Николаева И.И.
Методические рекомендации для студентов по дисциплине «История» рассмотрены и одобрены на заседании ЦМК по лингвистическим и гуманитарными дисциплинам НГМУ протокол № 5 от 13 июня 2012 г. и № 3 от 14 февраля 2013 г. Председатель ЦМК по гуманитарным и лингвистическим дисциплинам НГМУ, доцент ___________Извекова Т.Ф.
2. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар 1. ВВОДНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ Цели и задачи семинарского занятия: Определить специфику истории как науки, ее предмет и задачи. Рассмотреть организацию учебной работы, методику самостоятельной подготовки студентов к занятиям по дисциплине, требования и рекомендации к работе по подготовке докладов и написанию рецензий на научную статью к зачету (экзамену). Ознакомить студентов с видами деятельности на семинарских занятиях, формами текущего и итогового контроля, а также балльно-рейтинговой системой оценки знаний. Выполнить форму входного контроля в виде тестовых заданий.
План семинарского занятия: 1. История как наука: 1.1. предмет; 1.2. задачи; 2. Требования, предъявляемые к дисциплине: 2.1. виды деятельности студентов на семинарских занятиях; 2.2. система оценки знаний студентов (балльно-рейтинговая система); 2.3. основная и дополнительная литература; 2.4. требования к подготовке докладов; 2.5. требования к написанию рецензии на научную статью.
Рекомендуемая литература по теме: 1. Ахиезер А. История России: конец или новое начало? М., 2008. 2. Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008. 3. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008. 4. История России в контексте мировых цивилизаций. Курс лекций / Под ред.В.В. Рябова, А.И. Токарева, В.В. Кириллова. М.: Жизнь и мысль, 2000. 5. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2010. 6. Ключевский В. О. Полный курс русской истории. СПб.: Астрель-СПб, 2010. 7. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008. 8. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М.: Эксмо, 2009. 9. Татищев В. Н. История Российская. Ч. 1 – 4. М., 2011. 10. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. 11. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000. 12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. 13. avorhist.narod.ru — Сайт содержит литературу и источники по теории и методологии истории Семинар 2. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВА (ИСТОРИЮ). МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА Цели и задачи семинарского занятия: Рассмотреть проблемы исторической методологии, принципы, функции и методы исторической науки. Проанализировать роль исторической науки в формировании исторического сознания. Изучить биографии и проанализировать вклад в историческую науку основных представителей Российских исторических школ. Дать определение исторического источника, рассмотреть виды исторических источников. Рассмотреть спектр вспомогательных исторических дисциплин, их практическое применение в работе с историческим источником. Рассмотреть основные концепции общего исторического процесса, периодизацию Всемирной и Российской истории. Проанализировать вопрос о месте России в мировой истории. Раскрыть значение опыта Отечественной истории для общественных преобразований в современной России. План семинарского занятия: 1. Проблемы методологии истории (принципы, функции и методы исторической науки). 2. Историография. Российские исторические школы. 3. Источниковедение. Виды исторических источников. 4. Основные концепции общего исторического процесса. 5. Историческое время. Периодизация всемирной и российской истории. Рекомендуемая литература по теме: 1. Ахиезер А. История России: конец или новое начало? М., 2008. 2. Гумилёв Л.Н. Историч как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008. 3. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008. 4. История России в контексте мировых цивилизаций. Курс лекций / Под ред.В.В. Рябова, А.И. Токарева, В.В. Кириллова. М.: Жизнь и мысль, 2000. 5. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2010. 6. Ключевский В. О. Полный курс русской истории. СПб.: Астрель-СПб, 2010. 7. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008. 8. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М.: Эксмо, 2009. 9. Татищев В. Н. История Российская. Ч. 1 – 4. М., 2011. 10. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. 11. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000. 12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. 13. avorhist.narod.ru — Сайт содержит литературу и источники по теории и методологии истории Задания для самостоятельной работы: 1. Дайте определения следующим понятиям: методология, метод, функции, историческое сознание, исторический источник, исторический факт, артефакт, цивилизация (цивилизационный подход), общественно-экономическая формация (формационный подход). 2. Охарактеризуйте вклад в историческую науку следующих ученых (годы жизни, название трудов, подход к изучению истории): В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, К. Маркс, Н. Данилевский, А. Тойнби, С.Ф. Платонов, М.Н. Покровский, Л.Н. Гумилев. 3. Найти и представить периодизации всемирной и российской истории.
Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий): 1. Первоначальное значение слова «история»: а: исследование б: событие в: рассказ г: развитие
2. Объектом исторической науки считается: а: частная жизнь б: социальные группы в: человеческое общество в его многообразии г: человек
3. Исторический факт – это: а: интерпретация историка б: реальное событие прошлого в: совокупность сведений г: теория истории
4. Как самостоятельная наука, история утвердилась в: а: XV в. б: XIX в. в: XVII в. г: XX в.
5. Одним из методов исторического исследования является: а: индуктивный б: хронологический в: дедуктивный г: интеграционный
6. Историческая концепция, в основе которой лежит теологическое представление о мире: а: религиозная б: идеалистическая в: рационалистическая г: материалистическая
7. Концепция локальных цивилизаций получила развитие в работах: а: К. Маркса и Ф. Энгельса б: А. Тойнби и Н. Данилевского в: В. Ленина и Н. Бухарина г: Н. Карамзина и С. Соловьева
8. Основоположником формационной концепции истории является: а: К. Маркс б: В. Ленин в: Г. Плеханов г: И. Кант
9. Познавательная функция исторического познания заключается в: а: формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств б: выявлении закономерностей исторического развития в: выработке научно обоснованного политического курса г: идентификации и ориентации общества, личности
10. Ретроспективный метод изучения истории заключается в: а: сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени б: классификации исторических явлений, событий, объектов в: последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события г: описании исторических событий и явлений
11. Историк, высказавший идею о геополитическом факторе развития общества и теории пассионарности: а: Л. Гумилев б: Л. Мечников в: В. Докучаев г: И. Мичурин
12. Сравнительный метод в истории: а: позволяет сравнивать разные исторические периоды б: выделять исторические законы в: видеть прошлое и предсказывать будущее г: пересматривать историю
13. Формационный подход к изучению культуры признает: а: уникальность, неповторимость каждой культуры б: этапы рождения, роста и упадка в развитии культуры в: способ производства в качестве главного фактора в развитии культуры г: выделение географического фактора в качестве основания культуры
14. Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется: а: рационализмом б: субъективизмом в: методологией г: историографией
15. При изучении истории, кроме принципов объективности, перенесения и др., применяется принцип: а: больших чисел б: альтернативности в: равновесия г: попадания
Семинар 3.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (427)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |