Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Коммуникация в системе власти (Томпсон)



2016-09-17 1408 Обсуждений (0)
Коммуникация в системе власти (Томпсон) 0.00 из 5.00 0 оценок




История и теория медиа

Преподаватель: Кирия Илья Вадимович

Литература:

o Кирия И.В., Новикова А.А. История и теория меди» / М.: НИУ ВШЭ, 2016

o John Thompson, The media and modernity, Stanford University Press, 1995, 2007

o Норт Дуглас, Уоллис Джон, Вайнгаст Барри, Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. Издательство: Европа, 2011 г.

o Чарльз Тилли. Принуждение, капитал и европейское государство. 990 – 1992

o История печати (в 3-х томах) / под ред. Е.Л. Вартановой и Я.Н. Засурского, М.: Аспект-пресс.

Тема 1. Подходы и рамки интерпретации коммуникационных изменений в обществе.

Подход. Исторический подход к медиа и журналистике особенно рассматривает эту социальную активность как «самостоятельную». Следовательно, речь идет об отдельной истории медиа. Не только массовые коммуникации. С нашей точки зрения медия и средства коммуникации в целом нельзя рассматривать в отрыве от социальной истории человечества. Структурирование отношений в обществе (Леви-Стросс), стимулирование исторических «переходов» (от Средневековья к возрождению, от Католицизма к Реформации и т.д.) (Eizenstein), изменение « образа мыслей (Маклюэн).

Коммуникации – вид социальной активности, которая затрагивает производство, передачу и получение символических форм (Д. Томпсон) / distinctive kind of social activity which involves the production, transmission and reception of symbolic forms

Символические формы – все то, что мы обозначаем.

Коммуникации:

- медиатизированные - опосредованные; обмен информации происходит одномоментно (здесь и сейчас);

- не медиатизированные – ничем не опосредованные; разделение пространства (прослушивание лекции по видео);

Информация – очень расплывчатое понятие; информация как «данные» в технических науках; информация как «знание». информация как содержимое, которым мы обмениваемся в процессе коммуникации, которое не существует без коммуникации.

Атрибуты медиа. В процессе производства и передачи символических форм индивиды используют «носитель коммуникации (medium)» - материализация символической формы.

Основные атрибуты медиума (или медиа):

- степень фиксации (сохранения) – влияет на способность применения властного ресурса;

- степень репродукцируемости – влияет на степень коммерциализации (коммодификации) средства коммуникации;

- степень удаленности во времени и пространстве (space-time distanciation) – влияет на пространственные и временные условия осуществления власти;

- компетенции – необходимы для кодификации правил и общения; система кодирования-декодирования;

Характеристики массовой коммуникации. Институционализированное (существующее в виде предприятий или структур) производство и всеобщее распространение символических товаров при помощи сохранения (fixation) и передачи (transmission) информации и символического контента.

Ключевые характеристики:

- технические и институциональные способы производства и распространения (медиаиндустрии);

- коммодификация символических форм;

- разрыв между процессом потребления и процессом производства;

- доступность (availability) в пространстве и времени;

- публичный оборот (circulation) символических форм – доступность для широкого круга неопределенных лиц (в этом их отличие от телефона и иных средств связи).

 

Коммуникационная пирамида (Маккуэйл)

 

Коммуникация в обществе. Коммуникация есть форма «действия». Взаимодействуя между собой, индивиды находятся в разных социальных «полях». Взаимоотношения между индивидами никогда не строятся стихийно и опираются на некие внешние обстоятельства. Некоторые из них институционализированы. Институты – некая система правил, ресурсов и отношений. К примеру, «институт брака», «институт налогообложения» и т.д. Позиция индивида по отношению к институтам неоднородна и зависит от власти, которой индивид обладает.

Коммуникация в системе власти (Томпсон).

Формы власти Ресурсы Институты
экономическая материальные и финансовые ресурсы экономические институты
политическая власти политические институты (государство)
принудительная физическая и военная сила институты принуждения (армия, полиция, пенитенциарная система)
символическая средства коммуникации культурные институты (церковь, школа, университет, медиаиндустрия)

Бинарные оппозиции (развивая Томпсона). Экономическая и политическая власти развиваются параллельно. Принудительная и символическая могут вытеснять друг друга. В тех обществах, где больше принудительной власти, меньше развиты аппараты символического насилия и наоборот: в государствах, где принуждения меньше – согласие культивируется при помощи символических инструментов (Бурдье Грамши) (Gripsrid).

Роль коммуникации в истории. Политические системы развивались из первобытных племен охотников и собирателей в более крупные образования («вождества» и государства). с целью лучше координировать усилия в подавлении насилия (Норт, Уоллис, Вайнгаст). Экономические системы развивались параллельно в связи с ростом специализации и необходимостью торговать. И те, и другие изменения связаны коммуникативной деятельностью.

Социальные порядки. Два вида государств. Эволюция государств от «порядков закрытого доступа» к «порядкам открытого доступа». В основе «порядков закрытого доступа» лежит идея государства как объединения элит в коалицию для подавления насилия. Однако доступ в коалицию и доступ к созданию организаций в таких государствах ограничен для не членов элиты. Внутри «порядков зарытого доступа» выделяю:

- хрупкое естественное государство (право отсутствует);

- базисное естественное государство (появление правил игры, но в рамках только государственных организаций);

- зрелое естественное государство (развитие правил игры для элит за рамками государства).

В основе «порядков открытого доступа» мощные государственные структуры, подавляющие насилие и открытый доступ к организациям на основе конкуренции. Гипотеза: поскольку эволюция социальных порядков структурировала экономические отношения, она сопровождалась реструктуризацией коммуникативных систем.

Медиа и форма государства:

- плохо транспортабельные, но долговечные носители – локальные государства с сильным культом правителя (Египет);

- легко транспортабельные и менее долговечные носители – распределенные в пространстве империи с более светским устройством (Месопотамия);

Зависимость от коммуникативной эффективности письменности (от простейших форм пиктографической письменности (картинки) к сложным формам идеографической (иероглифы) и силлабической).

Обмен информацией в экономике. Классическая экономическая теория исходит из того, что рыночные агенты принимают решения на основе обладания информацией о свойствах продуктов. Институциональная теория предполагает, что объем информации ассиметричен и ограничен, и от него зависит способность агентов к оппортунизму. Разные носители коммуникаций и разная степень репродукцируемости коммуникаций по-разному структурировали возможные типы контрактов.

Обмен первого уровня. Непосредственная торговля на основе интерперсональных коммуникаций:

- права собственности обмениваются мгновенно;

- преимущественно личные сделки;

- альтернативы ограничены (набор альтернатив);

- характерно для «замкнутых» видов торговли (рынков, внутрифеодального обмена и т.д.)

Работает в условиях чистых феодальных государств (весь обмен между феодами в руках феодалов и держится на интерперсональных коммуникациях, обмен внутри феодов в рамках рынков или чистое изъятие).

Обмен второго уровня. Проблема появляется, когда торговля становится все более удаленной (передача прав собственности происходит не моментально) и обезличенной (торговцы е знаю друг друга лично). Появление контракта как письменной формы закрепления сделки на бумаге (проблема развития права; в связи с разделением труда продавцы и поставщиков). Проблема удаленности объектов сделок и необходимости быть информированным об уровне цен.

Экономика: первые деловые рубрики и издания.

- Регулярная рубрика, посвещенная финансовым новостям (1723 г., газета Amsterdamshe Courant) и т.д.

Экономика: доступ политических сил. К 18 веку развитие экономики в Европе стимулировало создание регулярных средств массовой коммуникации (газеты и журналы) в связи с ростом информационных потребностей экономических агентов.

Политика: эволюция книги как средства поддержания политических порядков. Главная книга Средневековья – Библия. Регулирования доступа к образованию. Контроль книжного промыслы в рамках мощных церковных коалиций (университетов). Доступ через привилегию (авторское право).

Расширение роли книги:

- проблема «бесконтрольности» после появления книгопечатания;

- физически печатные прессы могли обеспечить большие потребности;

- рост объемов производства стимулирует деклерикализацию книги;

- книжный промысел в печатную эпоху стимулирует две важнейших структурных трансформации:

· коммодификацию знания (книга становится товаром, а книжный промысел – отраслью);

· распространение книги на местных языках стимулирует создание национальных государств и объединения государств на основе национальных идентичностей.

Административная система и политическая власть.Администрация все больше нуждается в грамотных людях, способных вести учет, оформлять бумаги – необходимость светского образования. Кроме того, среди этого сообщества растет спрос на техническую и иную научную литературу.

Политическая подотчетность. Газеты как средства борьбы за «популярность» и «согласие» населения. Зависимость стабильности от наличия информации: бунты, вызванные плохими урожаями (министр Неккер в дореволюционной Франции). Борьба за политические идеи и их разделение населением (война партийной прессы в первых демократических режимах).



2016-09-17 1408 Обсуждений (0)
Коммуникация в системе власти (Томпсон) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Коммуникация в системе власти (Томпсон)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1408)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)